Вопрос30 Медицина в Византийской Империи




Основой медицинских знаний в Византийской империи были "Гиппократов сборник" и сочиненияГалена. Поиск научного объяснения природы болезни в это время приостановился, и на первый план вышло изучение уже выработанных к этому времени практических приемов лечения.

Византийские врачи описывали и свои собственные наблюдения, нередко уточняющие описания отдельных растений и их лечебные свойства. Интерес к лекарственным растениям был очень велик, и ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений.

Первыми христианскими врачами считались братья-близнецы Косьма и Дамиан. Во временаДиоклетиана (284—305) они были преданы мученической смерти, и впоследствии произведены в сан святых и почитаются в христианском мире как покровители врачей и аптекарей.

Эпоха IV—VII вв. оставила гораздо больше письменных медицинских источников, чем вся последующая история Византии. Это был период создания многотомных энциклопедических сводов, обобщающих наследие древних и опыт византийских врачей. Черпая свои знания из трактатов выдающихся ученых древности, византийские медики спасли их от забвения и передали последующим поколениям.

Знаменитые Византийские врачеватели

Одним из самых выдающихся вралей Византии был Орибасий из Пергама (греч. Oreibasios, лат. Oribasius, 325—403), грек по происхождению. Медицину он изучал в Александрии, которая в то время сохраняла славу крупнейшего медицинского центра Средиземноморья. Его учителем был знаменитый в то время врач Зенон с о.Кипр.

По предложению императора Юлиана Отступника, Орибасий составил свой основной энциклопедический труд "Collecta medicinalia" ("Врачебное собрание") в 72 книгах, из которых до нас дошли лишь 27.
В нем он обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды Геродота, Диоскорида, Диокла и других античных авторов. О многих сочинениях мы знаем лишь то, что успел сообщить Орибасий.

По просьбе своего сына Евстафия, который изучал медицину, Орибасий составил сокращенный вариант своего обширного свода, так называемый "Synopsis" ("Обозрение") в 9 книгах, который стал пособием для изучающих врачебные науки.
Еще более кратким извлечением из "Синопсиса" явилась другая известная работа Орибасия "Euporista" ("Общедоступные лекарства"). Она предназначалась для людей, не имевших врачебного образования и занимавшихся приготовлением лекарств в домашних условиях. Оба труда в V в. были переведены на латинский язык и дошли до нас в полном объеме.

За свои научные взгляды и приверженность античным традициям Орибасий подвергался гонениям со стороны церкви и после гибели Юлиана (в персидском походе в 363 г.) был временно изгнан из Константинополя.

После Орибасия в Византии было несколько выдающихся энциклопедистов-медиков. Среди них Аэций из Амиды (грея. Aecios, лат. Aetius Amidenus, 502—572), который считается первым византийским врачом-христианином.
Он также учился в Александрии, затем служил начальником императорской свиты и врачом при дворе Юстиниана. Основное сочинение Аэция — руководство по медицине "Tetrabiblos" ("Четверокнижие") в 16 книгах является компиляцией трудов Орибасия, Галена, Сорана и других авторов, а также содержит рецепты египетской и эфиопской медицины, охватывая, таким образом, почти всю практическую медицину региона Средиземноморья того времени.

Известным современником Аэция был Александр из Тралл (лат. Alexander Trallianus, ок. 525—605) — сын врача и брат архитектора Анфимия, строителя храма св. Софии в Константинополе.
12-томный труд Александра о внутренних болезнях и их лечении пользовался популярностью на протяжении всего средневековья. Он был переведен на латинский ("Libri duodecim de re medica"), сирийский, арабский и еврейский языки и был широко известен как на Западе, так и на Востоке, где Александра при жизни называли "Целителем".

Видным врачом Византии был Павел с о. Эгина (греч. Paulos, лат. Раulus Aegineta, 625—690). Павел составил два больших сочинения: труд о женских болезнях (до нас не дошедший) и медико-хирургический сборник в 7 книгах "Compendii medici libri septem".
Особую ценность представляет шестая книга этого сочинения — обстоятельный итог развития хирургии к VII в. В эпоху Возрождения многие медицинские факультеты, например Парижского университета, предписывали преподавать хирургию только по этой книге. Описанные в ней радикальные операции считались классическими вплоть до XVII в., а сам Павел из Эгины почитался самым смелым хирургом своего времени.

Византийские врачи использовали не только античное наследие, но и опыт арабоязычной медицины. На греческий язык переводились и медицинские арабские рукописи. Широкую известность получили прописи арабских лекарственных препаратов.
Влияние арабской медицины более ощущается в сочинениях поздних византийских авторов. Среди них труд о свойствах пищи Симеона Сифа (Seth Simeon, IX в.) и книга по лекарствоведению ("Opus medicamentorum") Николая Мирепса (Myrepsus, Nicolaus, XIII в.), использовавшаяся для преподавания в Европе вплоть до XVII в.

Больничное дело

По сравнению с латинским Западом больничное дело в Византии стояло на более высоком уровне. Первая большая христианская больница была Построена в Кесарии в 370 г. Василием Великим. Она походила на маленький город и имела столько зданий, сколько типов болезней тогда различали. Была там и колония для прокаженных— прообраз будущих европейских лепрозориев.
В Византийской империи больницы были распространены повсеместно. Так, на территории Западной Армении в Севастии уже в IV веке славилась больница для бедных, иноземцев, калек и немощных.

О высокой организации больничного дела в Византии свидетельствует описание одной из больниц в Константинополе, основанной Иоанном II при монастыре Пантократора в XII веке. В ней было пять отделений, включая отделение женских болезней. Общее число мест достигало 50.

Больница имела постоянный штат врачей-специалистов (хирургов, повитух) и их помощников, работающих в две смены, чередовавшиеся через месяц. В каждом отделении было по два врача, которые принимали и приходящих больных.
Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем и монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора. При больнице работала школа для обучения врачебному искусству.

Образование и медицина в Византийской империи

Образование в Византийской империи носило светский характер. В IV— VII вв. основными его центрами оставались античные города. Александрия славилась медицинской школой, которая функционировала и после завоевания ее арабами (до начала VIII в.).
Как уже отмечалось, из александрийской врачебной школы вышли Орибасий, Аэций, Павел и многие другие выдающиеся византийские врачи. В Афинах — столице риторики и философии — продолжала работать основанная Платоном Афинская Академия (закрытая при Юстиниане). Бейрут был центром юридического образования. Преподавание велось на греческом языке.

Несмотря на религиозность византийского общества, в основу образования были положены не памятники христианской письменности, а произведения античных авторов, дополненные многочисленными толкованиями.
Даже в константинопольском "Аудиториуме" ("Auditorium specialiter nostrum") — единственном византийском университете, основанном Феодосией II в 425 г. (т.е. спустя почти столетие после признания христианства в качестве государственной религии) - богословие не преподавалось. Оно не входило в число дисциплин высшей школы и изучалось в семье и в церквах.

Отношение представителей духовенства к философскому образованию было двояким: чрезмерное увлечение философией, по их мнению, могло привести к ереси и в то же время философия была необходима при подготовке образованных служителей церкви. В итоге философия рассматривалась как предварительная ступень к изучению богословия, которое определялось как венец и цель всех наук.

Монастырских школ в Византии было сравнительно мало. Право их посещать имели только будущие монахи. Образование, получаемое в монастырях, было чисто религиозным (скорее духовно-аскетическим, нежели интеллектуальным).

Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась в тесной связи с четырьмя основными предметами высшей позднеан-тичной школы — математикой, геометрией, астрономией и музыкой, которые объединялись под названием "Quadrivium" (лат. — четырехпутье).
Помимо них полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики (с IX в. их совокупность стали называть "Trivium").

Перечисленные семь "свободных искусств" (лат. — artes liberates, греч. эквивалент — enkiklios paideia) составляли основное содержание высшего общего образования уже в период поздней античности.
Они сохранялись на протяжении почти целого тысячелетия и в средние века легли в основу факультетов свободных искусств в университетах Западной Европы.

Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии продолжала считаться теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих медиков античности, ведь христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов. Особое внимание уделялось приемам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств.

В ранневизантийский период наибольшей известностью пользовалась александрийская школа: учиться в ней стремились все, желающие стать врачами. В поздней Византии крупными центрами медицинского образования стали школы в Константинополе и Охриде (Македония).

По свидетельству современников, обучение медицине носило характер дискуссии. По окончании образования, сдачи экзаменов специально назначенной коллегии врачей и получения соответствующих свидетельств окончившие медицинские школы могли получить государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве случаев они занимались частной практикой.

В истории науки наследие Византии не может рассматриваться как достояние одной страны — на ее обширной территории располагаются ныне Греция и Болгария, Югославия и Румыния, Турция и Венгрия, Италия и Египет и многие другие страны Средиземноморья.

За 10 веков своей истории Византия смогла сохранить и систематизировать античное наследие, а также создала оригинальную средневековую культуру, которая оказала большое влияние на развитие культуры и медицины многих народов мира.

Вопрос31

Медицина в Киевской Руси

Исторический генезис национальной русской культуры лежит в глубоком, многовековом историческом процессе самостоятельного развития восточнославянских народностей, начиная с древних антеких племен- Генезис Киевского государства, а вместе с тем и дальнейших форм русской государственности следует начинать не с варяжских, а с антеких князей, с походов славянских племен на Византию-в VI веке. Современные славянские народы начали складываться в VI—IX веках нашей эры.

В Приднепровье и Прикарпатье уже в IV—VII веках восточнославянские племена знали развитое пашенное земледелие, достигли большого мастерства в области ремесленного производства, высот современного им воинского искусства. К VIII—IX векам относится возникновение у восточных славян многих городов, связанных с развитием ремесла и торговли, некоторые из них имели значение племенных центров. Такими были у кривичом, Чернигов у северян и др.

В VII—IX веках большинство племенных объединений восточных славян представляло собой полупатриархалыю-феодальное политическое объединение или племенные княжения. Первые государственные образования возникли в VI веке в среде быстрее развивавшихся восточнославянских племен. Таково государство Валинана, известное по арабским источникам, сложившееся в обстановке борьбы племенного союза волынян (дулебов) с аварами. К VI—VIII векам относятся сведения о народе Я государстве Рос—Русь, расположенном в Среднем Поднепровье. В IX веке восточные славяне объединились в могучее феодальное государство— Киевскую Русь, имевшее выдающееся значение в политической и культурной жизни Европы того времени.

Вместе с распадом первобытного родоплеменного строя, с развитием феодального общества и образованием государства происходило сложение древнерусской народности. В XIV—XVI веках на ее основе сформировались три братские народности: русская (великорусская), украинская и белорусская.

История русского народа эпохи феодализма делится на три больших периода: 1) период Киевской Руси — с IX века до второй четверти XIII века, домонгольский, так как конец его определяется нашествием татар; 2) период Северо-Восточной Руси — со второй четверти XIII века до начала XVI века; 3) период Московской Руси, захватывающий XVI—XVII века.

Культура, созданная в VI веке антеккми племенами, послужила основой для богатой и яркой культуры Киевской Руси. Многие явления киевской жизни X—XI веков уходят корнями в антскую эпоху. Анты были не только предками восточных славян, но и родоначальниками их культуры.

Высокая культура Киевского государства, видное место этого государства в международных отношениях явились итогом многовековой истории славянских племен до IX века.

История Древней Руси VIII—IX века характеризуется тем, что процесс разложения первобытно-общинного способа производства с патриархальным строем, с общинной собственностью, слабо проявляющимся общественным разделением труда, отсутствием значительного имущественного расслоения, завершался повсеместно от Ладога до Сулы и от Карпат до низовьев Оки.

Феодальный общественный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя развитые рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось от сельского хозяйства, возникали и росли города—ремесленные и торговые центры, распадались общины, выделялась богатая, организованная в дружины верхушка — князья, бояре и прочие «нарочитые люди»,—эксплуатирующая закабаленных и зависимых людей. Общество распадалось на классы. Появлялись феодальные отношения, феодальные формы господства и подчинения. Возникло и государство.

Киевское государство, просуществовавшее почти 3 века, способствовало объединению восточных славян, развитию общественной жизни и культуры русского народа. В IX—XI веках в Киевской Руси происходило формирование феодального общества. В этот период совершалось превращение свободных крестьян-общинников, ранее плативших дань князьям, в подневольных крестьян, подчиненных власти князей-феодалов. В Киевской Руси возникли и стали развиваться феодальное государство и право, политические взгляды господствующего класса. Важной составной частью феодальной надстройки в конце X—XI веков было христианство.

В Древней Руси сложилась и развилась богатая материальная и духовная культура. Замечательные произведения древнерусского ремесла, высокий технический уровень ремесленного производства свидетельствуют о выдающихся успехах в развитии материальной культуры Древней Руси. Значительное развитие получило устное народное творчество—древнерусские былины и сказания. Уже в X веке на Руси распространялась письменность. Развивалась переписка книг. В Новгороде археологи нашли грамоты на бересте, древнейшая из которых относится к XI веку. Имеются сведения о княжеских библиотеках и школах при монастырях. Наряду с распространением переводных, преимущественно греческих, сочинений, были созданы оригинальные литературные и исторические произведения. Замечательные произведения зодчества были созданы древнерусскими мастерами. Высокого для того времени уровня достигли живопись и прикладное искусство.

Русь приобщилась к византийской культуре, и это был факт крупнейшего прогрессивного значения. Таким образом, культурное наследие античного мира стало известно на Руси раньше, чем многим народам Западной Европы, и непосредственно благодаря своим связям с Византией. Киевская Русь испытала известное культурное влияние Византии, но грубым искажением исторической правды были попытки дворянско-буржуазных историков «вывести» из византийских источников все многообразие самобытной культуры русского народа.

Русская культура и государственность Киевской Руси являлись результатом внутреннего развития славянских племен Восточной Европы и тех иноязычных этнических группировок (чуди, мери, веси и др.), которые вместе со славянами приняли участие в создании Русского государства.

Нанятые славянскими племенными вождями норманны, будучи сами носителями более низкой культуры, нежели русские, и отнюдь не являясь создателями государственности, быстро смешались со славянами, что видно из их браков и их имен, не оказав никакого влияния на славянскую культуру. Руси нечего было заимствовать у скандинавов. Не норманны принесли на Русь свои искусство и ремесла, а, наоборот, развитая русская культура, начиная с IX века, привлекала норманнов (варягов).

Богатая и могущественная Киевская Русь была государством высокой и самобытной культуры, свободной благодаря разносторонним международным связям от национальной замкнутости и ограниченности.

В X веке Новгородско-Кневское государство было самым сильным и наиболее культурным на материке Европы. Оно поддерживало связи с Византией, Багдадом, Хорезмом, Индией, Китаем, Скандинавией. Особенно частыми и тесными были сношения Руси с Византией и Скандинавией, но Киевское государство было связано также с Германией, Чехией, Венгрией, Францией и многими другими государствами.

Киевская Русь уже в XI—XII веках принадлежала к наиболее культурным странам того времени. В отличие от стран Западной Европы культура Киевской Руси не знала мертвящего влияния схоластики. А. И. Гер-Цен называл Киевскую Русь «цветущей и ясной Киевской эпохой». Русская культура не знала болезненного аскетизма, схоластики в образовании, которые перенесла Западная Европа XI—XIII веков. Западная Европа в IX—XI веках во времена Каролингов была отсталой как в экономическом, так и в культурном отношении по сравнению с Киевской Русью, арабскими халифатами, Византией.

Зачатки врачевания у восточных славян отмечались еще в первобытнообщинный период. В образовавшемся после объединения славянских племен обширном Киевском государстве наряду с культурой продолжала развиваться медицина. Древняя Русь знала несколько форм медицинской помощи: ремесленно-медицинская практика частного характера, медицинское попечительство и больничная помощь.

В связи с развитием ремесла в Киевской Руси X—XIII веков получила дальнейшее развитие народная медицина. В Киеве и Новгороде были врачеватели, т. е. люди, для которых лечение было профессией. Врачебная профессия носила ремесленный характер, понималась как особый вид ремесла. Врачеванием занимались светские люди — мужчины и женщины, а также духовенство (главным образом монахи в монастырях после принятия христианства). Врачевание считалось почетным занятием: «Врачебное художество и в мирских и в иноках несть отметно». Многочисленные памятники письменности, дошедшие до нашего времени, подтверждают существование в феодальной Руси медицинского ремесла как в массе населения, так и в монастырях.

Необходимо отвергнуть ложное утверждение некоторых историков медицины (Рихтера) о Древней Руси как стране бескультурья, косности, о господстве в русской медицине того времени мистики, грубого суеверия, а в быту русского народа — вопиющей антисанитарии. Памятники изобразительного искусства и письменности, исследования археологов показывают, что основные санитарно-гигиенические навыки русского народа стояли на значительной для того времени высоте. Наши предки еще на заре их истории имели правильные представления в области санитарии и гигиены— общественной, пищевой и личной. Для времени Киевско-Новгородского государства характерно наличие у восточных славян определенного уровня санитарной культуры.

В некоторых случаях русский народ опережал соседние страны по внедрению в быт санитарно-гигиенических мероприятий. Улицы в Новгороде и Львове были вымощены в X веке, т. е. значительно раньше, чем улицы городов Западной Европы. В Новгороде уже в XI веке был деревянный трубопровод. Археологические исследования обнаружили остатки бани в Новгороде в X веке, в Старой Ладоге — в слое IX—X веков. Иностранцы всегда с удивлением отмечали любовь русских к бане. В договор с Византией, отнесенный по летописи к 907 г., было внесено обязательство побежденной Византии предоставлять возможность русским купцам в Константинополе пользоваться баней.

В феодальной Руси XI—XVI веков носителями медицинских знаний явились народные врачи ремесленники. Свой практический опыт они передавали из поколения в поколение, использовали результаты непосредственной наблюдательности и опыта русского народа, а также различные способы и приемы врачевания многочисленных племен, входящих в состав обширного русского государства. Практика врачей-ремесленников оплачивалась и потому была доступна лишь имущим слоям населения.

Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств. Лекарства в основном были растительного происхождения; с лечебными целями использовались десятки видов растений. Археологические находки показывают, что русская земля изобиловала лекарственными растениями и давала богатый выбор для лечебного применения. Это обстоятельство отмечали западно-европейские писатели. Применялись такие растения, которых не знали в Западной Европе.

Как было показано ранее, в Армении, Грузии и у народов Средней Азии медицинские сведения имели довольно широкое распространение уже при первобытно-общинном и рабовладельческом строе. Экономические и культурные сношения с Византией, Правом, Арменией. Грузией и Средней

Азией способствовали распространению в Киевской Руси медицинских знаний.

Врачи приезжали в Киев из Сирии, например врач князя Николая Черниговского (очень опытный врач).Приезжали также врачи из Армении.

Сведения о деятельности врачей в Киевской Руси содержатся в различных источниках: летописях, юридических актах того времени, уставах, других письменных памятниках и памятниках материальной культуры. Медицинские элементы вводились в систему русских правовых понятий и юридических определений: при юридической оценке здоровья человека, телесных повреждений, установлении факта насильственной смерти.

К концу X века христианство стало официальной религией Киевского государства. Борьба насаждавшегося сверху христианства со старым местным язычеством сопровождалась и приспособлением их друг к другу. Церковь не смогла уничтожить языческие обряды и культ и старалась заменить их христианскими. На месте языческих мольбищ строились храмы и монастыри, вместо идолов и кумиров ставились иконы, свойства языческих ботов передавались христианским святым, тексты заговоров переделывались на христианский манер. Христианство не смогло сразу вытравить существовавшую у славян религию природы. По существу оно не опровергало языческих богов, а ниспровергало их: весь мир «духов», которыми славянин населял природу, христианство объявило «нечистой силой», «демонами». Так древний анимизм превратился в народную демонологию.

Введение христианства оказало влияние на развитие древнерусской медицины. Заимствованная из Византии православная религия перенесла в Киевскую Русь установившуюся там связь церквей и монастырей с лечением. «Устав великого князя Владимира Святославича» (конец X или начало XI века) указал на врача, его выделенное и узаконенное положение в обществе, относя лечца в «люди церковные, богадельный». Устав определил и правовое положение лечцов и медицинских учреждений, отнеся их к категории, подлежащей церковному суду. Кодификация эта знаменательна: она придавала авторитет лечцам и обеспечивала духовенству надзор за ними. Медицинское право утверждалось за определенными лицами и учреждениями. Сводом юридических норм Киевской^ Руси «Русская правда» (XI—XII века) утверждалось право медицинской практики и устанавливалась законность взимания медиками с населения платы за лечение («а лечпу мзда»). Законы «Устава...Владимира» и «Русская правда» сохраняли силу в течение продолжительного времени. В последующие века они вошли в большинство законодательных сборников («Кормчие книги»).

Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками византийской образованности. В их стены проникали и некоторые элементы медицины, соединялись с практикой русского народного врачевания, что давало возможность заниматься лечебной деятельностью. Патерик (летопись Киево-Печерского монастыря, XI—XIII веков) содержит сведения о появлении в монастырях своих лекарей и признании светских врачей. Среди монахов оказывалось много ремесленников, хорошо владевших своей профессией; были среди них и лечцы.

С XI века по примеру Византии при монастырях в Киевской Руси стали строиться больницы («строение банное, врачеве и больницы всем приходящим безвозмездно врачевание»). Больницы при монастырях предназначались для обслуживания не только монастырского, но и окрестного населения. Монастыри пытались сосредоточить врачевание в своих руках, объявляли гонение на народную медицину. «Устав о церковных судах» князя Владимира (X век) в числе преступлений против церкви и христианства считал волхвование и зелейничество, но церковь не смогла победить народной медицины.

Образование в Киевской Руси было в первую очередь достоянием лиц из правящего класса и духовенства. Многие литературные произведения исторического, юридического и богословского характера, а также естественнонаучного содержания, сохранившиеся от времени Киевской Руси, свидетельствуют не только о высоком литературном таланте их авторов, но и об их широкой осведомленности, общей образованности, знакомстве с греческими и латинскими источниками и многими произведениями Древнего Востока.

В Киевской Руси XI—XIII веков видны зародыши настоящей науки, т. е. элементы объективного, истинного знания о материальной действп-1ельности в духе стихийного материализма.

Специальных медицинских книг от Киевской Руси до нас не дошло, но их существование весьма вероятно. Об этом говорят общий уровень культуры Киевской Руси и наличие биологических и медицинских вопросов в дошедших до нас от Киевской Руси книгах общего содержания. В Шестодневе, например, содержится описание строения тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка («слезна»). Внучка Владимира Мономаха Евпрак-сия-Зоя, вышедшая замуж за 'византийского императора, оставила в XII веке сочинение «Мази», в котором отразила медицинский опыт своей родины.

Татаро-монгольское иго не способствовало сохранению древнейших литературных произведений специального характера, не имевших такого широкого распространения, как богословские сочинения или юридические кодексы.

Бич средневековых русских городов и монастырей — многочисленные пожары уничтожили много ценных источников.

В письменных источниках времени Киевской Руси видно знакомство с применением растительных лекарств и их действием на организм. Многие древние рукописи содержат миниатюрные рисунки, которые образно названы историком «окна, через которые можно видеть исчезнувший мир Древней Руси». На миниатюрах изображено, как лечили больных, оказывали помощь раненым, как были устроены больницы при монастырях, приведены рисунки лекарственных трав, медицинских инструментов, протезов. Начиная с XI века в миниатюрах получили отражение общественная, пищевая и личная гигиена, а также санитария русского народа.

В середине XIII века Русь подверглась татарскому нашествию. В 1237—1238 гг. Батый напал на Северо-Восточную Русь, а в 1240—1242 гг. осуществил поход в Южную Русь. В 1240 г. татары заняли Киев, южную часть Польши, Венгрию и Моравию. Татарское нашествие XIII века явилось страшным бедствием для русского народа. Разорение городов, увод в плен населения, тяжелая дань, сокращение посевов — все это нарушило экономическое, политическое и культурное развитие страны. Монгольские завоеватели растоптали и расхитили цветущую культуру Киевской Руси в момент ее наивысшего подъема.

Героическая борьба русского народа против татаро-монгольских поработителей, не прекращавшаяся на протяжении XIII—XV веков, не позволила татарам двинуться на Запад, создала тем самым условия для развития западноевропейской цивилизации.

Татаро-монгольское иго, продолжавшееся с 1240 г. по 1480 г., своей экономической, политической и моральной тяжестью надолго затормозило развитие Руси. Экономическая разруха, связанная с монгольским игом, пагубно отразилась на санитарном состоянии Руси, способствуя развитию эпидемий. «С этого злосчастного времени, длившегося около двух столетий, Россия и позволила Европе обогнать себя» (А. И. Герцен). Освободительная борьба русского народа против татаро-монгольских поработителей была завершена в XV веке объединением русских земель в единое национальное государство.

Вопрос32

Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине IX в.

Христианство на Руси было известно с IX в. Принятие христианства Киевской Русью имело важные политические последствия. Оно содействовало централизации и укреплению государства, сближению его с европейскими христианскими странами (Византией, Болгарским царством, королевствами Чехии, Германии, Франции, Англии), а также с Грузией, Арменией и другими христианскими государствами на Востоке.

Древнерусское государство существовало в течение трех столетий. После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125—1132 гг.) — сына Владимира Мономаха (1113—1125 гг.), оно распалось на несколько феодальных владений. Наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости Русских земель в результате нашествия Золотой Орды под предводительством хана Батыя (1208—1255 гг.), внука Чингиз-хана.

В древней Руси врачевание существовало в разных формах:

1) в народе сохранялось народное врачевание — языческое кудесничество и знахарство;

2) после принятия христианства под сенью монастырей активно развивалась монастырская медицина;

3) со времени княжения Ярослава Мудрого на Руси появилась светская (или мирская) медицина.

В Древнерусском феодальном государстве, достигшем наибольшего могущества в 10—12 вв., наряду с немногочисленными очагами церковной медицины в монастырях (под влиянием Византии) продолжалось развитие древней эмпирической народной медицины, популярной среди населения. В самых ранних источниках, содержащих описание быта древних славян, отмечается распространенное пользование баней в оздоровительных целях и для лечения. Летописцами упоминается деятельность народных «лечцов», среди которых были и женщины. В городах (Новгород) имелись некоторые элементы благоустройства — деревянные и гончарные водопроводные (или водоотводные) трубы, мощеные улицы. Позднее летописи сообщают о мероприятиях против распространенных эпидемий: захоронение мертвых за пределами городов, запрещение общения с «заморными местами», заставы с кострами во время эпидемий, «запирание улиц» (т. е. изоляция очагов) и кормление в складчину изолированных и др. Мероприятия эти нашли дальнейшее развитие в Московском государстве после освобождения от татаро-монгольского ига и преодоления удельной раздробленности. Распространенные лечебники содержали ряд рациональных наставлений по лечению болезней и бытовой гигиене, травники (зельники) — описание лекарственных растений. Те и другие отражали опыт народной эмпирической медицины и опыт русских лекарей-профессионалов. Встречались, особенно среди лечебников, также переводы, иногда со ссылками на классическую литературу (Гиппократа, Галена и др.). Отмечается специализация народных лекарей: «костоправы», «очные» лекари, «кильные» (по грыже), «камнесеченцы», «камчужные» (по лечению ломоты, ревматизма), «чечуйные» (по геморрою), «чепучинные» (по венерическим болезням), бабки-повитухи, бабки-целительницы детей и др.

Вопрос33

Аптекарский приказ в России

В "смутное время" России деятельность Аптекарского приказа заглохла и вновь возобнавилась в 20х годах 17 века. Аптекарский приказ располагался в одном из зданий Кремля. При аптекарском приказе имелся аптекарский двор с "поварней", где стояли перепускные печи и бочки для квашения можжевеловых ягод.

В функции Аптекарского приказа входило "бережение Москвы от заразы", "отвращение всяких чар и злой порчи" (поручение Годунова), заведывание всеми делами врачей и аптекарей и непосредственное заведывание аптеками.

В Аптекарском приказе хранились книги, в которых велась роспись жалованию врачам, сюда направлялись все царские приказы о выдаче врачам подарков по различным поводам, о выдаче им "свидетельствованных" и других грамот, об удовлетворении различных просьб по их челобитным и т. д.

Все приезжие врачи и аптекари должны были являться в Аптекарский приказ, где предъ­являли свои дипломы, рекомендаций и "свидетельствованные грамоты". Если Приказ находил все это недостаточным, то подвергал их экзамену, часто в при­сутствии царя.

В Аптекарском приказе экзаменовались ученики, которые по­давали челобитные с перечислением своих знаний и заслуг. Царь приказывал освидетельствовать его дохтурам, искусен ли он лекарскому делу или "будет ли его с аптекарское дело". В присяге поступившие на службу должны были обещать "государя своего ничем в питье и в явстве не искормити и зелья и коренья лихова ни в чем не давати и никому дати не велети". Для свобод­ного приезла в Россию и следования до Москвы выдавалась "опасная грамота".

Аптекарский приказ служил местом обучения лекарских и аптекарских уче­ников. В ведении Аптекарского приказа была сосредоточена судебно-медицин­ская и всякая другая врачебная экспертиза. Сюда направлялись раненые и больные воины и прочий служилый люд для освидетельствования и лечения.

Для производства судебно-медицинской экспертизы в Аптекарский приказ посылались травы и лекарства, состав которых был неизвестен. Так, например, в 1664 г. "по сыскному делу из Челобитного приказу обыскивано на дворе патриарша сына боярского Дмитрия Володимерова бсяких писем на его Дмит­риеве дворе взяты и в сенной вышке травы, а какие те травы не ведомы, и великий государь царь великий князь Алексей Михайлович указал те травы отослать в Аптекарский приказ к тебе, боярину Илье Даниловичу, и к дьяку Ивану и допросить про те травы аптекарем, какие те травы и не будет ли от них каково худа".

В 1662 г. допрашивался в Аптекарском приказе "Хамовной слободы тяглец Федька" о том, "который корень давал он, Федька, принимать топя в молоке, чего ради его принимать давал, и почему он тот корень знает и где тому лекарственному делу учился, и прежде сего сим он корнем лечил ли кого именем, и от какой болезни боярину Борису Ивановичу тот корень давал".

Аптекарский приказ заведывал делом сбора, закупки и разведения лекар­ственных трав, руководил "помясами" (травниками) и их деятельностью, на­блюдая за качеством лекарств, чтобы "никакого внешнего, ни внутреннего зла, ни смерти ни навести и ни осквернуть". При Аптекарском приказе имелось книгохранилище не только медицински, но и общей литературы.

Совершенно особое место в деятельности Аптекарского приказа занимали "водочные изделия", т.е. загоговка и продажа водки, вина, пива и меда. Про­изошло это, повидимому оттого, что в деле врачевания и изготовления лекарств водка занимала очень большое место. Она отпускалась и для всяких других нужд.

Бюджет Аптекарского при



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: