ТЕАТР ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ




В эпоху эллинизма (3 – 1 вв. до н.э.) театр стал одним из проводников греческой культуры на Востоке. Театры строились в это время не только во вновь возникших крупных торговых центрах, но и в мелких городах. В Александрии – столице царства Птолемеев в Египте, при Птолемее II (285 – 246 гг. до н.э.) происходили празднества в честь Диониса, обставлявшиеся с большой пышностью, во время которых устраивались представления трагедий и комедий. Монархический режим, установившийся в эллинистических государствах, и происходивший постепенный упадок греческой классической культуры проявляются в театре (как и в других видах искусства) в отходе от больших общественно-политических тем. Древняя комедия совсем исчезает. Новая комедия (Менандр, Филемон и др.) воспроизводила современную жизнь только в плане семейно-бытовых отношений и личных переживаний человека. В то же время бытовые тенденции новой комедии требовали от исполнителей соответствующего изменения стиля игры. На лице актёра всё ещё сохранялась маска, но увеличение числа употребляемых масок (9 для ролей мужчин, 17 для женщин, 11 для юношей и 7 для рабов) и замечательная выразительность этих масок указывают на стремление возможно более индивидуализировать традиционные типы комедии.

В эллинистическую эпоху впервые выступают актёры-профессионалы. Появляются и актёрские товарищества бравшие на себя защиту интересов своих членов, а также выступавшие организаторами драматических и музыкальных состязаний. Членами товариществ были только мужчины и притом лишь люди свободнорождённые. И в эллинистическую эпоху (особенно в начальный её период) актёры по-прежнему пользовались большим уважением, и актёрские товарищества имели права юридического лица. Для организации представлений актёры даже во время войны могли свободно выезжать в другие государства, их личность и имущество были неприкосновенны. Сами актёры постоянно получали освобождения от несения военной службы (в начале 3 века до н.э. был издан об этом даже специальный закон).

По своей архитектуре театр эллинистической эпохи отличается от театра классической эпохи. До нас дошли руины эллинистических театров, так как они сооружались уже из камня (хотя отдельные части строились иногда ещё из дерева). Раскопки позволяют с большой точностью восстановить их план и составные части. Из театров эллинистической эпохи известны театры в Эпидавре, Мегалополе (города в Пелопоннесе), Приене, Эфесе (М.Азия), Оропе (город на С.-В.Аттики), на о.Делос в Эретрии (город на о.Эвбея), Сегесте, Тиндариде (города в Сицилии) и других местах. Все эллинистические театры имеют перед нижним этажом скены каменную пристройку, состоящую из столбов с помещёнными спереди полуколоннами (в некоторых театрах из полуколонн и полных колонн) и снабжённую плоской крышей. Эта пристройка в надписи Оропа называется проскением, в строительных документах Делоса (около 300 до н.э.) - проскением и логейоном. Постановки новой комедии, в которой хор уже отсутствовал, осуществлялись не на орхестре, а на плоской крыше, идущей от колонн проскения ко второму этажу скены. Эту сценичечскую площадку называли логейоном (от греч. «говорю»), а иногда и просто проскением. Глубина логейона – 2,5 – 3,5 м. при такой же примерно высоте. Помещение под проскением называлось гипоскением. За логейоном возвышался второй этаж скены – эпискений. Его фасад, по мнению ряда исследователей (Бете, Фихтер, Булле, М.Бибер), представлял собой в начале эллинистической эпохи солидную стену с дверями, перед которой и разыгрывалось действие. Однако приблизительно во 2 в. до н.э. в стене были сделаны широкие проёмы и таким образом устроены выходы из эпискения на логейон. Эти проёмы, называемые фиромами, служили не только для появления актёров, но и для углубления сценической площадки; в них прятались актёры, которые по пьесе должны были укрываться или заниматься подслушиванием. Витрувий в своём трактате «Об архитектуре» (кн. 5, гл. 6,8)² упоминает о вращающихся вокруг своей оси трёхгранных призмах – периактах, с помощью которых происходила смена декораций. Эти периакты, вероятно помещались в боковых фиромах. Во всех театрах эллинистической эпохи орхестра образует полный или почти полный круг. Её диаметр варьирует в зависимости от величины зданий приблизительно от 11 (Ороп) до 30 м. (Мегалополь). Скена обычно имеет повсюду форму удлинённого четырёхугольника, средняя глубина которого равна 4-7 м., а максимальная ширина – 35-40 м. Параскении в эллинистическую эпоху постепенно отмирают, что объясняется появлением высокой сцены.

При указанных чертах сходства каждый в отдельности из эллинистических театров имел в своём устройстве ряд особенностей. Некоторые из этих театров были построены ещё в 5 (театр в Эретрии) и 4 вв. до н.э., но в эллинистическую эпоху подвергались значительной перестройке.

Театр в Эпидавре был построен около середины 4 в. до н.э. архитектором Поликлетом Младшим. Этот театр, по свидетельству греческого историка и географа 2 в. н.э. Павсания, уже в древности считался самым знаменитым из всех греческих и римских

____________________________

² Зелинский Ф.Ф. История античной культуры.- СПб.: Марс, 1995.-225 с.

 

театров по изяществу своей архитектурной формы. Сохранившийся лучше других греческих театров театр в Эпидавре – единственный театр, руины которого дают возможность получить представление о внутреннем устройстве скены. Пространство мест для зрителей представляет собой полукруг. Поперечный проход разделяет его на 2 яруса. 13 лестниц делят нижний ярус на 12 клиньев, 23 лестницы верхнего яруса делят его на 22 клина. Сиденья в нижнем и верхнем рядах первого яруса имеют спинки и являются, следовательно, почётными местами. Орхестра составляет полный круг диаметром 24,32 м.Вокруг орхестры идёт канал для стока воды. Поверхность орхестры, окаймлённая каменным бордюром, представляет собой утрамбованную землю, цилиндрический камень обозначает центр орхестры. Здание скены в основных очертаниях хорошо сохранились. Она представляет собой длинный прямоугольник, разделённый на 5 помещений. Центральное из них соответствует по своей длине диаметру орхестры. Перед тремя средними помещениями находился каменный проскений, состоявший из ионических полуколонн диаметром 0,33 м. и высотой свыше 3,5 м. По мнению некоторых исследователей (Дёрпфельд, Фликингер, Пикард-Кембридж), он был выстроен только в 3 или 2 в. до н.э. и заменил собой деревянный проскений. На обоих концах каменного проскения выступают небольшие параскении, сооружённые, по-видимому, в это же время. В каждом пароде стоят красивые ворота с двумя дверями: одна дверь вела на орхестру, другая – на покатый подъём, ведущий на крышу проскения. С сооружением каменного проскения действие, по всей вероятности, было перенесено на логейон.

Театр в Мегалополе был сооружён перед Терсилионом – помещением для собраний 10 тыс. аркадян. Великолепное здание Терсилиона было построено в середине 4 в. до н.э., тогда же был построен и театр. Терсилион поддерживался множеством колонн, его вестибюль служил вместо скены как завершение орхестры. Театр в Мегалополе, считавшийся самым большим во всей Греции (вмещал свыше 40 тысяч зрителей), был известен, кроме того, особым театральным приспособлением, которое позже римляне обозначали как «подвижную сцену». В одном из пародов театра существовало помещение, обозначавшееся, согласно клеймам на кирпичах, как скенотека. Дёрпфельд полагает, что это помещение служило для хранения «подвижной сцены», которую он определяет как кулису, выдвигавшуюся в случае необходимости перед вестибюлем Терсилиона. Однако Бете и Фихтер считают, что «подвижная сцена», хранившаяся в скенотеке, представляла собой подвижный деревянный помост, сооруживашийся для драматических представлений между орхестрой и Терсилионом и заменявший скену. Около 200 г. до н.э. (а по мнению Пикард-Кембриджа – около середины 2 века до н.э.) в театре был построен мраморный проскений и с этого времени представления шли уже на высокой сцене.

Театр в Приене был построен между 350 и 330 гг. до н.э. (немецкий учёный А.Геркан указывает 300 г. до н.э.). Вначале скена была деревянной. Каменная скена была выстроена не раньше начала 3 века до н.э. Она представляла собой двухэтажное строение с одноэтажным зданием спереди, выходящим на орхестру. Плоская крыша этого более низкого здания состояла из деревянных досок, помещённых между каменными балками. Передняя стена состояла из каменных полуколонн, прислонённых к опорным столбам. Так как имелись отверстия по бокам опор, то, очевидно, к ним могли быть прикреплены деревянные панели. Следовательно, колонны представляли собой постоянную декорацию, а расписные доски между ними – меняющуюся декорацию. По мнению А.Геркана, верхний этаж над плоской крышей был сперва закрыт за исключением одной двери. Существование только одной двери для выхода на крышу проскения, а также наличие приспособлений для укрепления декораций между колоннами проскения заставляют сделать вывод, что действие развивалось вначале перед проскением. Однако приблизительно к середине 2 века до н.э. действие было перенесено на крышу проскения, на логейон. Это вытекает из некоторых изменений, произведённых в театральном здании: места для почётных гостей были отнесены из первого ряда зрительских мест в пятый, в фасаде скены на втором этаже появились широкие фиромы, на орхестре перед проскением были поставлены статуи.

Пергам – столица эллинистического Пергамского царства в М.Азии (создано в 283 г. до н.э. Филетером), перешедшего в 133 г. до н.э. к римлянам и превращённого ими в провинцию Азию. Театр в Пергаме был построен на склоне крутой горы в узкой лощине (узость использованной лощины объясняет то обстоятельство, что число лестниц, идущих вверх, уменьшается, вместо того чтобы увеличиваться). 2 поперечных прохода разделяют зрительские места на 3 яруса. Скена и проскений были сделаны из дерева. Если в классическую эпоху это было правилом, то в эллинистическую эпоху скена и проскений сооружались почти всегда из камня, деревянные конструкции там, где они имелись, были заменены, вероятно, ещё в 3 веке до н.э. каменными. Таким образом, Пергамский театр один сохранял значительные остатки деревянной конструкции от 2 века до н.э. В позднее эллинистическое время (1 век до н.э.) В Пергаме была сооружена каменная скена. В римское время перед фасадом скены соорудили низкую глубокую сцену, которая стоит на стилобате эллинистического проскения. От обоих концов сцены высотой в 1 м. вели на орхестру рядом с пародами лестницы с 5 ступеньками.

В эллинистическую эпоху был перестроен и театр Ликурга в Афинах, получивший по образцу других театров этой эпохи высокую сцену, поддерживавшуюся впереди колоннами проскения (фундамент которого ещё до сих пор можно различить). Параскении были укорочены, выступая только на 1,8 м. от фасада проскения. Благодаря этому было выиграно пространство для устройства более широких пародов и облегчения доступа к зрительским местам. О фасаде скены, её внутреннем устройстве в эллинистическом театре в Афинах нет никаких сведений. Существуют разногласия о времени появления высокой сцены в афинском театре. Вероятно, она появилась незадолго до серидины 2 века до н.э. С этого времени пьесы стали разыгрываться, возможно и в Афинах, не перед проскением, а на логейоне, за исключением, быть может, тех случаев, когда возобновлялись старые трагедии с хором (Дёрпфельд считал, что проскений всегда был только декорационной стеной и что в эпоху эллинизма актёры играли не на высокой сцене, а на орхестре перед проскением).

В западной части греческого мира – в Южной Италии и Сицилии эллинистические театры имели свою особую форму. Типичными могут считаться театры в Сегесте и Тиндариде. Фасад скены в этих театрах был богато украшен колоннами, эффектно завершающимися вверху фронтоном. Фиром нет. Оба театра имеют параскении, причём фасадная стена проскения несколько вперёд по сравнению с фасадом параскениев. В Сегесте параскении состояли из двухэтажных открытых галерей. Некоторые исследователи относят эти театры к 4-3 и даже ко 2 вв. до н.э. М.Бибер рассматривает театры в Сегесте и Тиндариде (как и в Помпеях) как переходную форму от эллинистических театров к римским и относит их приблизительно к 100 г. до н.э.

Витрувий в своём трактате «Об архитектуре» даёт план греческого театра. Раньше этот план ошибочно относили к греческому театру классической эпохи (отсюдо возникло неправильное мнение о наличии высокой сцены уже в 5 в. до н.э.), но теперь ряд исследователей считает, что Витрувий даёт план современного ему позднеэллинистического театра. Однако план Витрувия полностью не соответствует ни одному из дошедших до нас театральных зданий; очевидно, он давал лишь идеальный план греческого (точнее позднеэллинистического) театра.

План театра вычерчивается, по Витрувию, следующим образом. Надо начертить круг, соответствующий предполагаемой величине орхестры, и вписать в него 3 квадрата так, чтобы их углы, касаясь окружности, делили её на 12 равных частей. Сторона одного из этих квадратов, которая является ближайшей к скене и противоположной середине зрительских мест, представляет собой переднюю линию проскения. Касательная, проведённая параллельно передней линии проскения, определяет линию фасада скены. Высота сцены должна быть 10-12 футов (то есть 2,95-3,53 м.). Ряд театров (например, Сикиона, Эпидавра, Тиндариды) имеет приблизительно такую высоту, театры Оропа, Приены и Сегесты – несколько меньшую, афинский театр – большую. Колебания в ту или другую сторону обусловливаются размерами театров. Естественно, что с увеличением орхестры и большей отдалённостью зрительских мест от сцены высота последней возрастает. Глубина сцены также зависит от основного круга, так как по Витрувию, она должна составлять приблизительно 3/10 радиуса орхестры. Обращённые к зрительским местам углы квадратов, вписанных в основной круг, обозначают направление лестниц в первом ярусе; если в театре предполагается 2-3 яруса, то в каждом следующем ярусе продолжаются лестницы предыдущего и, кроме того, делается ещё по одной дополнительной лестнице. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что измерения, даваемые Витрувием, соответствуют в некоторых случаях форме так называемой греко-римского театра, склонны указания Витрувия относить к этому типу театра.

С 1 века до н.э. вновь сооружавшиеся греческие театры принадлежат к греко-римскому типу театральных зданий. В это время и некоторые эллинистические театры были перестроены по греко-римскому типу (например, театры в Приене и Эфесе).

МИМ. ПАНТОМИМ

В Греции с давних пор существовали представления, во время которых разыгрывались небольшие сценки (чаще всего – импровизация) бытового и парадийно-сатирического характера – мимы. Первоначально мимы исполнялись самими жителями деревни или города. В эллинистическую эпоху существовали уже бродячие труппы актёров мима. Развитие мима во всех его видах способствовало усилению реалистических тенденций в античном театре. В мимах изображались типы, взятые из жизни, а также мифологические персонажи – боги и герои, представлявшиеся в виде обычных людей со всеми их пороками и недостатками. В 4 и 3 вв. до н.э. мим широко распространился на Востоке, пользуясь, благодаря своей простоте и живому изображению повседневного быта, огромным успехом у разноплеменной толпы, заполнявшей новые эллинистические столицы. Среди актёров мима были и женщины. Актёры играли без масок. Представления давались на деревянных подмостках, вместо декораций использовались деревянные перегородки и ширмы.Широкое распространение в эллинистическую эпоху получил также пантомим, то есть мимический танец, обычно на мифологический сюжет. Актёры пантомима, не сопровождавшие своё исполнение ни словами, ни пением, достигали большого мастерства в умении передавать посредством танца сложные душевные переживания человека, причём один и тот же актёр мог исполнять последовательно несколько ролей, меняя костюм и маску. Как правило, актёр пантомима выступал один. Женские роли исполнялись главным образом мужчинами. Аккомпанементом для пантомима служила обычно флейта. Для пантомима характерны постановочная пышность, зрелищная занимательность, широкое внесение эротических мотивов и т.п. В Южной Италии и Сицилии в 4-3 вв. до н.э. имели распространение флиаки – небольшие комические сценки, отличавшиеся от мима прежде всего обязательным применением маски. Флиаки пародировали трагедии, но брали темы также и из повседневной жизни. Исполнители флиаков носили такой же костюм, что и актёры древней комедии.

Театральная культура Древней Греции оказала огромное влияние на развитие мирового театра. Римский театр, особенно на первых этапах развития, широко использовал греческое театральное наследие. Деятели Возрождения и Просвещения постоянно обращались к древнегреческой драматургии и театру. Демократические традиции театра античной Греции сохранили своё значение и для последующих эпох. Постановка больших общественно-политических, философских и этических вопросов, насыщенность произведений античного театра идеями патриотизма, внимание человека со всем богатством его духовной жизни, глубокая обрисовка героических характеров, воспитывающая гражданское сознание зрителей, совершенство художественной формы составляют жизнеутверждающую силу искусства древнегреческого театра.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир — это театральная сцена, а люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят с неба, уходят туда же, там растворяются. Земля — лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль. Поэтому древнегреческий театр органичен: в нем проявляется возвышенный, высокий и торжественный космологизм.
Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили из всем знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности. Поэтому драматическая поэзия (все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим.

В центре внимания знаменитого древнегреческого театра также была личность. Авторы веселых комедий высмеивали человеческие пороки (при этом часто имея в виду своих политических соперников), а в трагедиях герои вели неравную борьбу с могущественными врагами, с силами природы, порой - даже с самими богами.

Театр античного мира стал неотделимой частью духовного опыта всего человечества, заложив многое в основу того, что мы сегодня зовём современной культурой.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков.- СПб.: Издание т-ва О.Н.Поповой, 1983,

108 с.

2. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство: Очерки. - М., 1988, 320 с.

3. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры.- СПб.: Марс, 1995.-380 с.

4. Театральная энциклопедия. Том 2/ Под ред. П.А.Маркова.- М.: Гловацкий-Кетуракис,

1963, 1211 с.

5. Тронский И.И. История античной литературы. - М., 1988, 482 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: