Цели и задачи учебной дисциплины
Цель преподавания дисциплины
Менеджмент как наука во всем мире пользуется заслуженным признанием. Успех в деле менеджерам приносят обширные профессиональные знания, позволяющие глубоко и всесторонне оценивать текущее положение вещей и делать точные прогнозы на будущее, умение работать с людьми, вести их за собой, руководить, и в то же время подчиняться обстоятельствам и тем, кто по своему служебному положению, знаниям или компетенции выше их. Современная теория и практика менеджмента приобретает особое значение с двух основных позиций:
Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена - предприятия, производственного отделения. Практическое использование такого опыта на отечественных предприятиях и объединениях - одна из первоочередных задач.
Во-вторых, широкий выход отечественных предприятий и объединений на мировые рынки обусловливает необходимость изучения и знания практики менеджмента.
Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов-руководителей (в особенности тех, кто принимает стратегические решения) высокие требования. Важнейшей функцией высшего руководства предприятий становится разработка и реализация эффективной стратегии, ориентированной на рыночные критерии. Необходима совершенно новая концепция развития организации, жизнеспособная в новых хозяйственных условиях. Постоянное обновление продукции должно стать определяющим фактором выживания отдельных предприятий, стабилизации и дальнейшего процветания российской экономики.
|
Важно учитывать, что первостепенная задача менеджмента заключается в создании организационной культуры, творческого инновационного климата, стимулирующих работников на нововведения. Руководители предприятий призваны стать инициаторами в области реализации технологических и организационных перемен. Важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в широком круге экономических, социальных и технологических вопросов, с высоким чувством ответственности за результаты деятельности предприятия.
Сказанное выше предъявляет высокие требования к подготовке специалистов-менеджеров и в первую очередь тех, которые будут заняты во внешнеэкономической сфере деятельности и связаны с подготовкой и принятием решений в этой области. Знание ими проблем теории и практики менеджмента обязательно:
Дисциплина «Теория менеджмента» является специальной дисциплиной профессионального цикла (базовая часть).
Целью изучения дисциплины «Теория менеджмента» является формирование у студентов основополагающих знаний по теоретическим вопросам менеджмента для понимания всего многообразия процессов, происходящих в организационных системах различных видов; для успешного решения задач при дальнейшей профессиональной деятельности и для усвоения последующих дисциплин профессиональной подготовки по направлению «Менеджмент».
Задачи изучения дисциплины
Основными задачами изучения дисциплины являются:
1. изучение истоков формирования управленческих идей и взглядов и их дальнейшей эволюции в разные исторические периоды в различных странах, а также связи современного состояния управленческой мысли с прошлым;
|
2. структурирование информации о достижениях управленческой мысли в различные периоды истории;
3. ознакомление с современными отечественными и зарубежными моделями, подходами, школами управления и менеджмента;
4. изучение основных законов и принципов построения и функционирования различных организационных систем;
5. формирование способности к метапрофессиональному и методологическому мышлению;
6. овладение методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния;
7. формирование у студентов научного представления об управлении;
8. формирование потенциала интеграции все знаний, определяющих профессионализм деятельности современного менеджера.
1.3 Взаимосвязь учебных дисциплин
Знание дисциплины «Теория менеджмента» и полученные при этом компетенции необходимы, помимо непосредственного использования в последующей профессиональной деятельности, и для изучения следующих дисциплин: «Маркетинг», «Стратегический менеджмент», «Управление изменениями», «Менеджмент качества», «Инновационный менеджмент», «Операционный менеджмент», «Маркетинг менеджмент» и др.
2. Содержание учебной дисциплины: