0. Сущность, содержание, принципы и методы менеджмента. Особенности современного менеджмента.
1. Деятельность менеджера: функции, роли, квалификации и стили руководства.
2. Исследование проблем вступления в руководящую должность.
3. Исследование основных моделей и методов менеджмента (основные научные школы и научные подходы в менеджменте).
4. Эффективность и области применения количественных подходов в менеджменте.
5. Планирование и прогнозирование в управлении.
6. Исследование системы коммуникаций в управлении.
7. Исследование коммуникативных барьеров межличностного общения.
8. Исследование взаимосвязи конфликтов и стилей управления.
9. Исследование эффективности систем мотивации персоналом.
10. Теория и практика мотивации: отечественный и зарубежный опыт.
11. Исследование проблем стимулирования работников на предприятии.
12. Исследование форм и методов принятия управленческих решений.
13. Исследование особенностей и проблем организации труда менеджера.
14. Рационализация использования рабочего времени руководителя.
15. Развитие сильных сторон руководителя в сомоменеджменте.
16. Исследование форм и методов управленческого контроля.
17. Исследование эффективности проблем делегирования
18. Исследование проблем управления изменениями.
19. Исследование и использование различных типологий личности в менеджменте.
20. Взаимосвязь структуры организации со стратегией ее развития.
21. Внешняя среда и цели современной организации, динамика их взаимодействия.
22. Управленческий контроль, его формы и средства реализации.
23. Возникновение и развитие научных подходов к управлению.
24. Выработка и принятие управленческих решений.
|
25. Классификация организаций и основные признаки их формирования и функционирования.
26. Классификация управленческих стратегий и их выбор.
27. Коммуникационные барьеры в организации и способы их преодоления.
28. Коммуникационные связи в организациях – их роль, место, влияние на эффективность работы в организации.
29. Корпоративная культура в системе современного менеджмента.
30. Методы принятия и эффективность принятия управленческих решений.
31. Модели организационной культуры.
32. Мотивация и ее роль в повышении социальной и творческой активности персонала предприятия.
33. Мотивация труда работников как важнейший фактор эффективного управления в условиях рынка.
34. Организация и планирование личного труда руководителей в современной организации.
35. Особенности менеджмента в американских и западноевропейских фирмах.
36. Особенности организации управления на российских предприятиях.
37. Организация как открытая система управления.
38. матричная структура управления: ее преимущества и недостатки.
39. Принятие управленческих решений в современной организации.
40. Проблема соответствия миссии и структуры организации.
41. Роль и место менеджера в организации.
42. Совершенствование организации труда и его мотивация на предприятии в условиях рынка.
43. Современная организация и ее окружающая среда.
44. Содержание и стадии принятия управленческих решений.
45. Сравнительный анализ существующих теорий мотивации.
46. Стратегия и тактика управления фирмой.
47. Теории содержания и процесса мотивации.
|
48. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное ее содержание.
49. Управление: процесс планирования, организация, мотивация и контроль.
50. Управленческая стратегия фирмы: понятие, виды.
51. Тема по выбору студента и по согласованию с преподавателем.
Методические указания к выполнению теоретического раздела контрольной работы приведены в Приложении А, Б.
1. Практический раздел контрольной работы по дисциплине «Теория менеджмента» включает следующие задания:
1. Исследование стиля руководства
2. Управление группами
3. Управление конфликтами
4. Определение уровня культура современной организации
5. Тест для самопроверки усвоения материла дисциплины
6. Решение ситуационных задач
В каждом разделе приводится теоретическая проработка соответствующих заданий и практическая часть, выполненная применительно к себе и к своей организации. Проработав соответствующие вопросы, выполните следующие задания. Методические указания по выполнению, оформлению и процедуре защиты практического раздела контрольной работы приведены в приложении А.
Стиль руководства
1.1 Проработайте вопросы, связанные со стилем руководства и различные классификации стилей руководства.
1.2 Проанализируйте различные стили поведения (Вашего, Вашего шефа, начальника Вашего шефа). Увяжите их с личными качествами этих людей. Оцените эффективность наиболее часто используемых в Вашей организации стилей поведения «руководитель-подчиненный».
1.3 Оцените согласно «Менеджерской решетке» Блейка и Моутон стили руководства.
По этой решетке менеджер, работающий в стиле «Загородного клуба» имеет 1 балл за работу о производстве (очень низко) и 9 баллов за внимание к людям. Менеджер, работающий в стиле «Управление, ориентированное на задачу», получает 9 баллов за производство и 1 балл за внимание к людям. Это две самые крайние оценки и большинство получают промежуточный балл.
|
Сколько баллов Вы бы дали следующим людям?
Забота о производстве | Внимание к людям | |
ВЫ | ||
ВАШ НАЧАЛЬНИК | ||
НАЧАЛЬНИК ВАШЕГО ШЕФА | ||
Как Вы думаете, сколько очков вам дадут коллеги? | ||
Как Вы думаете, где в этой решетке поместил бы себя Ваш шеф? |
1.4 Как Вы думаете, если бы Ваш шеф резко изменил свой стиль на противоположный, как бы это восприняли подчиненные и как бы это отразилось на результатах работы предприятия?
Какой стиль, с вашей точки зрения, является наиболее эффективным?
Если Вы не сможете дать однозначного ответа, подумайте и назовите факторы, влияющие на выбор того или иного стиля.
Управление группами
2.1 Дайте понятие группы, назначение групп в организации: рассмотрите основные факторы, определяющие эффективность групп, приведите этапы нормального развития группы.
2.2 Выберете группу, в которой Вы состоите: желательно, чтобы это была менеджерская группа, которой Вы руководите или являетесь просто ее членом.
Попробуйте оценить, правильно ли сформирована Ваша группа для выполнения ее задачи; выполнима ли эта задача; правильна ли выбрана численность; обладают ли люди необходимыми характеристиками, соответствующими степени сложности выполнения задач; понимают ли они задачу; чувствуют ли они ответственность за выполнение этой задачи; хороший ли у них лидер и т.д. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Напротив каждого пункта в таблице дайте Вашу оценку, а именно, считаете ли Вы, что нынешнее положение вещей в группе удовлетворительное. Впишите в правую колонку, что необходимо сделать для улучшения ситуации.
Управление конфликтами
6.1 Проработайте вопросы, связанные с возникновением, видами и причинами возникновения и управлением конфликтами.
6.2 Рассмотрите две конкретные конфликтные ситуации, связанные с ролевым поведением Вашего начальника, Ваших коллег или Ваших подчиненных. Проанализируйте причины и характер поведения сторон в конфликтной ситуации. Предложите формы поведения сторон и пути наиболее эффективного разрешения данных конфликтов.
6.3 Оцените свою степень конфликтности: путем самооценки, оценки со стороны своего шефа, коллеги, подчиненного. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Перед Вами 10 пар утверждений. Прочитайте каждое утверждение и отметьте (крестиком) на сколько баллов в Вас проявляются свойство, отмеченное в левой колонке: 7 баллов – свойство проявляется всегда, 1 балл – не проявляется. Попросите других оценить Вас.
Оценка данных:
1. Соедините оценки по баллам на каждой строке и постройте график.
2. Подсчитайте общее количество баллов: сумма 70 баллов указывает на очень высокую степень конфликтности, 60 баллов – на высокую, 50 баллов – на выраженную конфликтность, 10-15 баллов – на склонность избегать конфликтных ситуаций.
3. сравните собственную оценку (по графику и баллам) и оценку данную Вам другими. Сделайте выводы.
4. Определение уровня культуры современной организации, где в качестве объекта исследования выступает организация где работает студент, а в качестве предмета исследования – уровень организационной культуры организации.
АНКЕТА для определения культуры Вашей организации
Вам нужно рассмотреть 15 групп вопросов, каждая из которых содержит четыре альтернативные группировки, и отметить формулировки в каждой группе цифрами от 1 до 4, согласно тому, что меньше всего или больше всего характеризует:
· Вашу организацию;
· Ваши личные предпочтения.
В каждом пункте этих 15 групп поставьте цифру 4 против положения, которое больше всего подходит для Вашей организации, 3,2,1 – по степени убывания. Затем сделайте то же самое согласно тому, насколько эти формулировки отражают Ваши предпочтения.
После заполнения анкеты сложите 15 различных цифр, которые Вы поставили против первой формулировки в каждом из 15 пунктов для колонки «степень соответствия Вашей организации». Запишите общее число (которое будет между 15 и 60) в таблицу, данную ниже. Затем сделайте то же самое для новой формулировки из колонки «Степень соответствия Вашим предпочтениям». Затем подсчитайте для второй, третьей, четвертой формулировок по очереди.
Ваша организация Вы сами | Общее число каждой формулировки | ||
Идентификацию культур и анализ результатов Вашего исследования проведем на аудиторных занятиях по данному курсу.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫОРГАНИЗАЦИИ
Степень соответствия Вашей организации | Степень соответствия Вашим предпочтениям | |
1. Хороший начальник: 1.1 Сильный, решительный и твердый, но справедливый, защищает преданных подчиненных, великодушен и снисходителен к ним. 1.2 Объективный и точный, избегает использовать власть в своих интересах, требует от подчиненных только то, что соответствует их должностным инструкциям. 1.3 Ориентирован на равноправие и легко поддается влиянию в вопросах, касающихся выполнения задачи: использует свое положение для получения ресурсов, необходимых для выполнения работы. 1.4 Заботится о личных нуждах окружающих, использует свое положение для обеспечения условий работы, приносящих удовлетворение подчиненным и способствует их росту. 2. Хороший подчиненный: 2.1 угодливый, трудолюбивый и преданный интересам своего начальника. 2.2 Ответственный и надежный, выполняет свои обязанности и избегает действий, удивляющих или беспокоящих начальника. 2.3 Желает внести свой вклад в решение задачи, выдвигает идеи и предложения, тем не менее охотно уступает первенство другим, более компетентным и способным. 2.4 Крайне заинтересован в развитии своего потенциала, открыт к обучению и получению помощи, уважительно относится к нуждам и ценностям окружающих, охотно помогает другим и вносит свой вклад в их развитие. 3. Хороший член организации считает приоритетным: 3.1 личные распоряжения начальника. 3.2 Обязанности, требования, предписанные его ролью, и привычные стандарты личностного поведения. 3.3 Требования, вытекающие из задачи или имеющихся навыков и возможностей, энергии и материальных ресурсов. 3.4 Личные интересы людей, участвующих в работе. 4. Люди, которые преуспевают в организации: 4.1 расчетливы, соперничают друг с другом и обладают сильным стремлением к власти. 4.2 Добросовестны и ответственны, с глубоким чувством преданности организации. 4.3 Компетентны, эффективны и стремятся делать дело в своей профессиональной области, 4.4 Эффективны и компетентны в межличностных отношениях, берут на себя обязательство содействовать росту и развитию других сотрудников. 5. Отношение организации к сотруднику 5.1 такое, будто его время и энергия находятся в распоряжении лиц, стоящих выше по служебной лестнице. 5.2 Временем и усилиями сотрудников организация распоряжается в рамках контракта, оговаривающего права и обязанности обеих сторон. 5.3 Как к партнеру, вкладывающему свои умения и способности в общее дело. 5.4 Как к интересному и ценному человеку с его собственными личностными правами. 6. Сотрудники управляют и на них влияют 6.1 Личным проявлением экономической и политической силы(вознаграждения и наказания). 6.2 Безличным проявлением экономической и политической силы, чтобы навязать стандарты и способы выполнения работ. 6.3 С помощью общения и обсуждения требований, выдвигаемых задачей, что приводит к соответствующим действиям людей, мотивированных личной приверженностью к достижению поставленных целей. 6.4 Внутренний интерес и удовлетворение от предстоящей работы, заботы о нуждах других людей, вовлеченных в эту деятельность. 7. Один сотрудник имеет право контролировать деятельность другого, если: 7.1 у этого сотрудника больше власти и силы в организации. 7.2 Ему предписано руководить другими. 7.3 Если у него больше знаний о выполняемой задаче. 7.4 Если другой понимает, что помощь и руководство первого может способствовать его росту и знаниям. 8. Основанием для постановки задачи являются: 8.1 личные потребности и мнения тех, кто находится у власти. 8.2 Формальное распределение должностных обязанностей и ответственности в системе. 8.3 Требования к ресурсам и мастерству, необходимых для выполнения работы. 8.4 Личные желания и необходимость приобретения знаний отдельными сотрудниками. 9. Работа совершается из-за: 9.1 получения вознаграждения, страха наказания или личной преданности отдельным лицам. 9.2 Соблюдения договорных обязательств, подкрепленных санкциями и личной преданностью организации. 9.3 Удовлетворения от работы и достижений и из-за личной преданности идее. 9.4 Любви к работе ради своей работы и интереса и уважения к запросам и ценностям других сотрудников. 10. Люди работают вместе: 10.1 когда этого требует вышестоящее руководство или когда понимают, что могут использовать друг друга для личной выгоды. 10.2 Когда координация и обмен определяются формальной системой. 10.3 когда их совместный вклад необходим для достижения цели. 10.4 Когда сотрудничество приятно само по себе, стимулирует или бросает вызов. 11. Сотрудничество происходит: 11.1 за личную выгоду и власть. 11.2 За положение с высоким статусом в формальной системе. 11.3 За максимальный вклад в выполнение задачи. 11.4 За внимание к чьим-либо потребностям. 12. Конфликт: 12.1 контролируется вмешательством высшего руководителя и часто им поощряется, чтобы сохранить свою власть. 12.2 Подавляется ссылкой на правила, процедуры и определением ответственности. 12.3 Разрешается с помощью обсуждения качества результатов работы. 12.4 Разрешается с помощью открытого и глубокого обсуждения личных потребностей и ценностей. 13. Решения: 13.1 принимаются лицом, обладающим большей властью. 13.2 Принимаются лицом, которое обязано это делать. 13.3 Принимаются лицами, которые лучше других знакомы с задачей. 13.4 Принимаются непосредственными участниками, на которых больше всего влияет результат решения. 14. Соответствующая система контроля и информационная структура: 14.1 приказ идет сверху вниз по простой пирамиде, так, что любой, находящийся в пирамиде выше, имеет власть над тем, кто ниже. Информация распространяется посредством последовательных распоряжений. 14.2 Директивы распространяются сверху вниз и информация идет наверх в пределах функциональных пирамид, которые соединяются вверху. Власть и ответственность, предписанные каждой роли, ограничиваются властью и ответственностью, предписанной ролям, расположенным ниже в пирамиде. Перекрестный функциональный обмен ограничен. 14.3 Информация о требованиях, предъявляемых к задаче и проблемах идет из центра, решающего задачу, вверх и наружу, причем те, кто лучше всего понимают проблему, определяют необходимые ресурсы и поддержку от остальной части организации. 14.4 Информация и влияние идут от человека к человеку на основе личных связей, в которые свободно вступают для достижения целей работы, знаний, взаимной поддержки, удовольствия и разделения общих ценностей. 15. На окружение реагируют так, словно это: 15.1 джунгли, где Вы против всех, и тот, кто не эксплуатирует других, эксплуатируется сам. 15.2 Упорядоченная и рациональная система, где конкуренция ограничена законом, а конфликты разрешаются путем переговоров. 15.3 Совокупность неопределенных форм и систем, которые нужно переформировать и улучшить путем их организации. 15.4 Комплекс потенциальных опасностей и поддержки. Окружающая среда должна управляться организацией, чтобы получить «пищу» от нее, «удалять ее острые зубы» и использовать для работы и роста членов организации. | ||
5. Тест для проверки усвоения материала. Студент должен ответить на все вопросы теста, каждый вопрос содержит один или несколько вариантов правильного ответа. Тесты оформляются как отдельная часть практического раздела контрольной работы, правильный ответ выделяется курсивом.
1. Основоположником школы «человеческих отношений» является:
1. Ф. Тейлор;
2. Э. Мэйо;
3. А. Файоль.
2. Основоположником школы научного управления является:
1. Э. Мэйо;
2. Ф. Тейлор;
3. Г. Герцберг.
3. Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:
1. поведенческий, ситуационный, количественный, системный;
2. количественный, ситуационный, поведенческий, системный;
3. поведенческий, количественный, системный, ситуационный.
4. В административной функции А. Файоль выделил пять ее элементов:
1. предвидение, планирование, организация, координация, контроль;
2. предвидение, планирование, мотивация, организация, контроль;
3. предвидение, организация, мотивация, координирование, контроль.
5. Установление расценок должно основываться на точном знании, а не на догадках. Это утверждение принадлежат:
1. А. Файолю;
2. Ф. Тейлору;
3. Э. Мэйо.
6. Эффект Хоторна берет свое начало из эксперимента:
1. Ф. Тейлора;
2. Г. Герцберга;
3. Э. Мэйо.
7. Улучшение условий труда и повышение зарплаты не приводят автоматически к повышению производительности труда, а требуется сплоченность людей, хорошие человеческие отношения членов коллектива — это позиция:
1. Э. Мэйо;
2. Т. Лайкерта;
3. Г. Эмерсона.
8. Двенадцать принципов производительности: точно поставленные цели, здравый смысл, компетентная консультация, дисциплина, справедливое отношение к персоналу, оперативный и постоянный учет, диспетчирование, нормы и расписание, нормализация условий, нормирование операций, стандартные инструкции, вознаграждение за производительный труд принадлежат:
1. А. Файолю;
2. Г. Эмерсону;
3. Т. Лайкерту.
9. Главная задача каждого руководителя высшего звена — отнюдь не получение в ближайшее время высоких прибылей, чтобы добиться расположения акционеров, а обеспечение стабильного перспективного развития фирмы на много лет вперед — это то, что отличает:
1. западноевропейскую модель управления предприятием;
2. североамериканскую модель;
3. японскую модель.
10. В истории менеджмента, какой школы не существует:
1. классической;
2. адаптивной;
3. школы человеческих отношений.
11. Приказ относится:
1. к административным методам управления;
2. к экономическим методам управления;
3. к психологическим методам управления.
12. Менеджер как профессия появляется в мире:
1.в 30-е гг. XX в.;
2.во второй половине XX в.;
3. в 20-е гг. XX в.
13. В современных рыночных условиях успех пред приятия в большей степени зависит от:
1.количества произведенного товара;
2. качества маркетинговой деятельности;
3.работы планового отдела.
14. Как соотносятся понятия «риск» и «менеджер»?
1. риск — неотъемлемая часть деятельности менеджера;
2. понятия «риск» и «менеджер» не соприкасаются;
3. в деятельности менеджера нет места риску, поскольку он распоряжается, как правило, чужим имуществом.
15. Изучение менеджмента позволит:
1. "узнать алгоритм достижения успеха в управлении организацией;
2.узнать факторы, влияющие на эффективность работы организации;
3. способы экономии денежных средств организации.
16. Менеджером будет правильно считать:
1. руководителя производственного отдела;
2. администратора торгового зала;
3. верны ответы 1 и 2.
17. Какой профессии на рынке труда не существует?
1. системный менеджер;
2. стратегический менеджер;
3. менеджер персонала.
18. Менеджмент как наука тесно связана с такими дисциплинами, как:
1. маркетинг, психология, экономическая теория, культурология;
2. экономика, маркетинг, психология, история;
3. экономика предприятия, экономическая теория, маркетинг, психология, управление персоналом.
19. Впервые менеджмент был определен как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц:
1. Э. Мэйо;
2. М. Фоллет;
3. Л. Файоль.
20. У. Тейлор подчеркивал важность:
1. рационализации производственного процесса;
2. социальных гарантий для работников;
3. процесса обучения в организации
21. Широкую известность получили две модели менеджмента: американская и японская, которые различаются между собой. Отберите подходы, характерные для менеджмента США:
1. Краткосрочная работа по найму.
2. Пожизненного найма.
3. Оплата по индивидуальным результатам работы.
4. Принцип старшинства при оплате и назначениях.
5. Неформальный контроль.
6. Формальный контроль.
7. Индивидуальная ответственность.
8. Коллективная ответственность.
9. Акцент на эффективность и результаты.
10. Акцент на координацию и сотрудничество.
22. Какой из нижеперечисленных школ менеджмента соответствуют следующие утверждение: Основа эффективной работы –разделение и организация труда;
1. школа человеческих отношений;
2. ситуационный подход;
3. системный подход;
4. школа научного управления.
23. Менеджмент как наука появляется:
1. с появлением первых фабрик, заводов;
2. в конце XIX в.;
3. в начале XX в.
24. Какого принципа не существует:
1. плановости;
2. научной обоснованности;
3. предвидения.
25. Какого метода управления не существует?
1. социально-психологического;
2. материального;
3. либерального.
26. Принципы менеджмента — это идеи, которые следует принимать во внимание при управлении:
1. бюджетными организациями и учреждениями;
2. коммерческими организациями;
3. любой организацией.
27. Принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности означает, что:
1. при выработке управленческих решений принимают участие не только руководители, но и специалисты, чьи знания могут оказаться полезными;
2. ответственность в организации строго распределена;
3. руководитель должен быть не только хорошим координатором, но и профессионально разбираться в тонкостях работы своих подчиненных.
28. Пренебрежение принципами менеджмента может привести предприятие:
1. к штрафам и другим экономическим санкциям;
2. к разумной экономии;
3. к угрозе существования.
2 9. Принцип демократизации управления предполагает:
1. обязательное участие работников организации в демократических выборах страны;
2. создание атмосферы партнерства и доверия, повышение самооценки работника;
3. доверие и отсутствие контроля над деятельностью некоторых опытных специалистов.
30. Умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Это определение:
1. менеджмента;
2. маркетинга;
3. бухгалтерского учета.
31. Объектом менеджмента, его основополагающей категорией является организация. Из перечисленных ниже характеристик объекта менеджмента отберите, какие показатели относятся к видам объекта менеджмента, какие к функциональным областям объекта менеджмента?
1. операция;
2. проект;
3. система;
4. финансы;
5. персонал;
6. сбыт;
7. снабжение;
8. производство;
9. инновации.
32. Определите черты менеджмента, свойственные ему как науке используя ниже приведенные характеристики:
1. концепция управления;
2. человек как субъект управления;
3. научные знания;
4. принципы управления;
5. ситуационный подход к менеджменту;
6. творческий характер менеджмента;
7. отношения между людьми;
8. моделирование и количественные измерения.
33. К аспектам менеджмента следует отнести:
1. экономический;
2. правовой;
3. внутрифирменный;
4. социально психологический;
5. кадровый;
6. организационно технический;
7. управленческий.
34. К законам управления относят:
1. Закон специализации;
2. Закон комбинирования;
3. Закон интеграции;
4. Закон экономии времени;
5. Закон диверсификации.
35. «Промышленная демократия» данный термин характерен для:
1. принципа коллегиальности;
2. принципа демократизации;
3. принципа единства команды;
4. принципа децентрализации.
36. Английское слово «менеджмент» употребляется, когда мы говорим:
1.управление;
2.управление в сфере услуг;
3.управление в рыночных условиях.
37. Менеджмент —
1. наука и искусство;
2. наука, практика и искусство;
3. практика.
38. К административным методам управления можно отнести:
1. просьбу;
2. взыскание;
3. заботу о здоровом психологическом климате в коллективе.
39. Насколько обязательно строить управление предприятием на принципах плановости, научной обоснованности, демократизации управления:
1. обязательно, так как управление, основанное на перечисленных принципах, — основа для процветания предприятия;
2. желательно учитывать принципы управления при руководстве фирмой;
3. необязательно, так как их использование неизбежно приведет фирму к бюрократизации, а возможно, и к краху.
40. Менеджмент - как управление в условиях рынка означает:
1. постоянное стремление к повышению эффективности производства;
2. хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем;
3.ориентацию фирмы на запросы конкретных потребителей;
4.создание условий для оптимизации сбытовой политики фирмы;
5.сохранение финансовой самостоятельности фирмы в рыночных условиях;
6.постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
7.сохранение и увеличение доли фирмы на рынке.
41. В качестве объекта в системе менеджмента следует рассматривать…
1. организацию;
2. персонал;
3. менеджера высшего звена;
4. рынок.
42. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников – данное определение позволяет рассматривать менеджмент как:
1. управление любой организацией;
2. организация работы людей, сотрудников, коллектива;
3. система управления;
4.самостоятельный вид профессиональной деятельности.
43. Организация это как управляемый объект - данное определение позволяет рассматривать менеджмент как:
1. процесс принятия управленческих решений;
2. управление любой организацией;
3. организация работы людей, сотрудников, коллектива;
4. система управления;
5. самостоятельный вид профессиональной деятельности.
44. Необходимость приспособления фирмы к требованиям рынка по каждому конкретному продукту, и необходимость в установлении и регулирование рыночных отношений – данные принципы являются основополагающими для концепции:
1. рыночного управления;
2. целевой ориентации;
3. глобальной стратегии;
4. адаптации;
5. научного управления;
6. управления.
45 Выберите один или несколько правильных вариантов определений термина «управление» наиболее полно отражающих его сущность:
1. Управление-это интегрированный процесс планирования.
2. Управление – особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.
3. Управление отражает свою направленность на человека, на его деятельность.
4. Управление это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации.
5. Управление совокупное осуществление функций.
46. Социальная ответственность организации — это отклик организации на проблемы общества и оказание помощи в их разрешении. Что может быть примером социальной ответственности?
1. оказание посильной финансовой помощи обществу;
2. ответственность, гуманность в поведении организации по отношению к членам общества, любая помощь;
3. соблюдение законов работниками организации.
47 Выберите правильный ответ из предложенных трактовок предмета науки управления. Предмет науки управления, это -
1. природа управленческих отношений;
2. труд людей в управлении;
3. опыт управления;
4. законы управления;
5. процессы управления;
6. методы управления.
48. Главная задача каждого руководителя высшего звена — отнюдь не получение в ближайшее время высоких прибылей, чтобы добиться расположения акционеров, а обеспечение стабильного перспективного развития фирмы на много лет вперед — это то, что отличает:
1. западноевропейскую модель управления предприятием;
2. североамериканскую модель;
3. японскую модель.
49. Э. Мэйо пришел к выводу, что:
1. в качестве стимулов можно использовать не только деньги, но и социальные, психологические мотиваторы;
2. административный метод является наиболее эффективным;
3. для достижения целей организации необходимо работников стимулировать посредством экономического метода.
50. В японской модели менеджмента кружки качества — это:
1. курсы, позволяющие повысить профессиональные навыки сотрудников;
2. графический способ учета показателей предприятия;
3. группа рабочих, собирающихся регулярно во внерабочее время для решения производственных проблем, обмена опытом.
4. Письменное решение ситуационных задачи по материалам семестра:
Ситуационная задача 1:
изобразить графически организационную структуру управления, показать информационные связи руководителя и подчиненных разных уровней, какие проблемы могут возникнуть при информационных контактах?
Ситуационная задача 2:
показать на схеме три уровня управления; какие виды взаимодействия могут возникнуть при управлении организацией между институциональным, управленческим и техническим уровнями?
Ситуационная задача 3:
Сделать сравнительный анализ различных школ управления. Почему основатели этих школ по-разному рассматривали менеджмент и использовали различные методы и теории?
Ситуационная задача 4:
Перечислите характерные черты автократичного руководителя. Каковы предпосылки его поведения? Какова может быть ответная реакция подчиненных?
Ситуационная задача 5:
Нарисуйте портрет демократичного руководителя. При каких условиях этот стиль лидера будет максимально эффективным? Неэффективным?
Ситуационная задача 6:
Опишите действия руководителя, попавшего в коллектив с минимальным уровнем зрелости. Как можно спланировать его дальнейшие действия, если это автократичный руководитель? Демократичный руководитель? Либеральный руководитель?
Ситуационная задача 7:
Приведите примеры успешного адаптивного стиля лидерства. Какими качествами должен обладать менеджер?
Ситуационная задача 8:
Проиллюстрируйте применение различных форм власти и влияния руководителя в коллективе по отношению к разным типам сотрудников.
Структура контрольной работы для второго семестра: Контрольная работа включает два раздела теоретический и практический. Контрольная работа включает титульный лист (приложение Б). Методические указания по выполнению, оформлению и процедуре защиты теоретического раздела контрольной работы приведены в приложении А.
I. Теоретический раздел по темам дисциплины «Теория менеджмента». Тема теоретического раздела контрольной работы выбирается студентом из приведенного ниже перечня по двум последним цифрам зачетной книжки за минусом числа «50». Например, если номер зачетной книжки заканчивается на «26», то номер варианта «24» [26-50], если «74», то номер варианта «24» [74-50], если на «50», то номер варианта «0», [50-50], если на 1, то «49». Тема теоретического раздела контрольной работы также может быть предложена студентом, но она должна быть согласована и утверждена преподавателем в начале семестра. В противном случае теоретический раздел контрольной работы не засчитывается.
1. Административные методы управления организацией.
2. Администрирование как форма организации и стиль управления
3. Бюрократия и управление: модели, реальность и последствия
4. Влияние конфликтов на управление
5. Власть и авторитет руководителя в современной организации
6. Власть и стили руководства
7. Власть и партнерство в работе современных организаций
8. Внутриорганизационные конфликты.
9. Внутрифирменный контроль, его формы и средства реализации.
10. Возникновение и развитие научных подходов к управлению
11. Классификация методов управления персоналом.
12. Коммуникационные связи в организации - их роль, место, влияние на эффективность работы организации.
13. Корпоративная культура в системе современного менеджмента
14. Модель менеджера: возможности и факторы практической реализации
15. Мотивация и стимулирование персонала организации
16. Особенности и тенденции развития российского менеджмента
17. Оценка качества управленческих решений
18. Основные факторы эффективности менеджмента
19. Особенности современной российской управленческой практики.
20. Переход к рыночным отношениям. Формирование рыночных структур управления.
21. Проблема соответствия миссии и структуры организации.
22. Психологические основы деловых отношений
23. Процесс принятия управленческих решений в менеджменте
24. Самоуправление и самоорганизация
25. Система контроля в современной организации.
26. Современные тенденции развития менеджмента
27. Социально-психологические методы управления.