Идеальный выбор для путешествия по железной дороге
Билет на поезд, сам по себе, – документ, подтверждающий оплату главной услуги РЖД – доставки вас и вашего багажа из пункта А в пункт Б. Дополнительно на все время поездки страхуются ваши жизнь и здоровье. Но помимо этого покупка проездного документа дает вам основание получить ряд услуг, оказываемых персоналом железной дороги (администраторы и дежурные по вокзалу, справочное бюро, кассиры и проводники вагонов поезда) и не требующих дополнительной оплаты.
Чтобы вы могли точно ориентироваться в своих правах пассажира и исключить любые недоразумения с администрацией РЖД в ходе поездки, мы и подготовили для вас эту статью.
Бесплатные услуги в поезде
Главный человек в вагоне
Итак, вам довелось купить билет на поезд и на время стать клиентом РЖД. Какие права и возможности представляет вам проездной документ?
Во-первых, вам гарантировано путешествие от станции отправления до пункта назначения в вагоне выбранного класса комфортности. С вами также могут бесплатно ехать дети до пяти лет (если они не занимают отдельного места) и ваш багаж весом до 35-50 кг и длиной до 180 см.
Во-вторых, если вы оплатили постельное белье, и об этом есть соответствующая отметка в билете, проводник должен вам его предоставить в начале поездки вместе с одеялом. В купейных и мягких вагонах стоимость белья всегда вносится в общую стоимость билета (верхние полки в купе застилаются сразу), а в плацкартных поездах вы можете заранее оплатить его по собственному желанию.
Вы можете попросить, чтобы проводник застелил вам постель – эта бесплатная услуга входит в его должностные обязанности, и она очень удобна для пожилых людей, маленьких детей и беременных женщин. Собирать постель тоже можно поручить проводнику. Ремни безопасности для верхних полок вы также имеете право получить бесплатно – проводник сам должен установить их и проверить надежность креплений.
В-третьих, в стоимость поездки могут быть включены чай или кофе. Заранее заплатить за них вам предложит кассир на вокзале, где вы будете покупать билет. Проводник обязан не только предоставить вам напитки, но и доставить их к вашему месту в купе.
В вагоне для вас также бесплатно предоставляются:
o мыло и туалетная бумага в туалете;
o медицинская аптечка, иголки с нитками, ножницы, сапожные щетки;
o кипяток, стаканы и ложки;
o настольные игры (шахматы, шашки, домино);
o вся необходимая информация по расписанию движения, времени прибытия и продолжительности стоянки на станциях.
Проводник также обязан по определенному графику проводить влажную уборку салона и санузла, в зимнее время поддерживать в вагоне необходимую температуру воздуха (21-22 0С), следить за тем, чтобы в купе работали кондиционеры, контролировать громкость звучания музыки и следить за соблюдением общественного порядка. Вы также имеете право потребовать от проводника вызвать дорожную полицию, удалить пассажиров, злостно нарушающих ваш покой и сон, и оказать вам первую медицинскую помощь.
Совсем недавно в практику обслуживания пассажиров РЖД вошла услуга предоставления микроволновки и холодильника, которыми вы без проблем сможете воспользоваться в мягких и купейных вагонах фирменных поездов. В плацкартных вагонах пока с сервисом сложнее, и, скорее всего, вам придется договариваться с проводником в частном порядке.
В ближайшее время во всех поездах дальнего следования должен появиться также доступ в Интернет, стоимость которого вы сможете оплатить при покупке билета.
Платные услуги проводника поезда
Ряд услуг РЖД относятся к платным, с их помощью вы сможете существенно улучшить условия своей поездки. Например:
§ изменить категорию комфортности вагона на лучшую;
§ купить комплект белья (кроме фирменных и поездов с купейными и мягкими вагонами);
§ приобрести набор продуктов, напитков, чай и кофе, предметы личной гигиены;
§ купить газеты и журналы;
§ заказать горячий завтрак в вагоне, оборудованном микроволновой печью, или купить его в вагоне-ресторане с доставкой к вашему месту.
§ поесть в вагоне-ресторане.
В каждом поезде есть вагон ресторан, в котором может поесть любой желающий
Сервис в фирменном поезде
Фирменные поезда РЖД имеют особый статус, предлагают повышенный уровень комфорта и расширенный пакет сервисных услуг. График движения фирменных поездов более удобен для пассажиров, вагоны оборудованы кондиционерами и мягкими полками, а проводники проходят дополнительную подготовку и аттестацию.
Бесплатные услуги в фирменном поезде предполагают:
§ предоставление постельного белья (на верхних полках застилается заранее);
§ набор предметов личной гигиены улучшенного качества (например, влажные ароматизированные салфетки, жидкое мыло и т.д.) и одежные принадлежности;
§ газеты и журналы, настольные игры, сувениры;
§ предоставление медицинской аптечки.
В некоторых фирменных поездах стоимость билета учитывает горячий завтрак (в СВ) или дорожный набор продуктов, а также вызов такси к поезду (саму поездку на такси оплачиваете вы).
Дополнительные услуги РЖД
При покупке билета на поезд ряд услуг может быть оказан вам без дополнительной платы или с минимальной доплатой.
Например, если вы решите забронировать билет заранее (за 45-60 суток) или покупаете групповой билет, то получите скидку. Выбор более комфортного места в вагоне – услуга бесплатная. Ваши малыши в возрасте до пяти лет могут ехать бесплатно, а дети до 10 лет – за половину стоимости билета.
Вы можете отказаться покупать постельное белье в плацкартных вагонах (но не сможете пользоваться матрацем, подушкой и одеялом). Не потребуется платить за багаж, который соответствует нормам провоза ручной клади (до 35-50 кг весом и 180 см длиной), и за бесплатное пользование туалетом на вокзале – достаточно предъявить билет.
Кроме того, по Правилам пользования железной дорогой, вы имеете право бесплатно:
§ уехать поездом, который идет более ранним календарным числом (при наличии мест);
§ прервать поездку в случае появления форс-мажорных обстоятельств, но сохранить право продолжить путешествие в ближайшие 10 суток;
§ сойти с поезда из-за болезни и сохранить право переоформить билет на другую дату;
§ получить свой багаж на ближайшей станции, если отстали от поезда.
Наконец вам вернут полную стоимость билета, если поезд задержался по вине РЖД.
Что касается «косвенных» платных услуг, то о них тоже нужно знать. За небольшую доплату вы можете:
§ поменять класс комфортности вагона при посадке в поезд;
§ проехать к месту назначения другим поездом, если вы опоздали на свой не более, чем на 12 часов (доплата плацкарты);
§ поменять билет на поезд, если вы заболели, или оказались жертвой несчастного случая (это правило действует в течение пяти суток).