ТЕМА ЗАНЯТИЯ
«ИЗОБРАЖЕНИЕ СОБЫТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫВ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А.БАБЕЛЯ И А.ФАДЕЕВА»
Вставьте сюда фотографию И.Бабеля Запишите его годы жизни сюда | Вставьте сюда фотографию А.Фадеева Запишите его годы жизни сюда | Летопись будничных злодеяний теснит меня неутомимо, как порок сердца. И.Э.Бабель В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией… А.Фадеев |
Революция и Гражданская война круто изменили Россию, вошли в жизнь каждого человека, ломая, калеча, уродуя людские тела и души. Страшна любая война, потому что она несет смерть, горе, боль, разрушения, но война гражданская страшна и бесчеловечна вдвойне.
Изображение гражданской войны стало одной из главных тем русской литературы XX века. Эта война, потрясшая огромную страну, осознавалась в литературе по-разному: и как трагедия народа, и как романтически окрашенное великое событие, закрепившее победу большевиков в революции.
В России Гражданская война шла с 1917 по 1922 год. “Обычно Гражданскую войну определяют как вооруженную борьбу за власть между представителями различных классов и социальных групп. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри народа, нации, зачастую между земляками, соседями, сослуживцами или друзьями и даже родственниками. Это трагедия, надолго оставляющая незаживающую рану в сердце нации и надломы в ее душе”. (Гражданская война в лирике и прозе.М, 2002г.)
Творческая биография Исаака Бабеля
Вставьте важные даты творческой биографии писателя сюда.
Книга рассказов «Конармия»
Самые сильные впечатления оставила у Бабеля служба в рядах Первой Конной армии, которой он посвятил свою знаменитую повесть “Конармия”. Писатель приехал туда в качестве корреспондента газеты “Красный кавалерист” и должен был писать статьи и вести дневник военных действий. Свои наблюдения он записывал в личный дневник, который и оформился позднее в цикл рассказов.
|
“Конармия” И. Э. Бабеля — это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя. Как и большинство новелл этого сборника написана от первого лица – Кирилла Васильевича Лютова.
На основании этого можно сделать вывод, что главный герой выражает мировоззрение самого Бабеля.
Анализ рассказа «Мой первый гусь»
Прочитайте рассказ И.Бабеля из книги «Конармия» «Мой первый гусь».
Занесите ответы на вопросы в таблицу.
Вопрос | Ответ на вопрос вставьте сюда |
Что составляет основу сюжета данного рассказа? | |
К каким слоям общества относится главный герой?Чтоон ответил на вопрос командира дивизии Савицкого «Ты грамотный?» | |
Как казаки встретили героя? Среди конармейцев Лютов - чужак. Очкарик, интеллигент, еврей, он чувствует к себе снисходительно-насмешливое, а то и неприязненное отношение со стороны бойцов. Докажите этот тезис фактами из рассказа. | |
Как Лютов расположил казаков к себе? После какого поступка героя, они перестали насмехаться? | |
Как герой переживает убийство гуся? | |
Как вы думаете, если герой-интеллигент так переживает убийство гуся, то что он будет чувствовать во время настоящих боев между красными и белыми? |
Вывод.
В рассказе Бабеля «Мой первый гусь» показаны живые люди со всеми их достоинствами и недостатками, это необразованные казаки и герой-интеллигент, который хочет воевать на стороне красных. Бабель видит как положительные, так и отрицательные стороны революции и не замалчивает их. Писательпоказываетгрубость и даже жестокость солдат конармии Буденного. Он за новую, светлую, прекрасную жизнь, но против насилия и жестокости. И мы понимаем его невысказанную мысль, что нужно искать другой путь, путь без крови и террора.
|
В целом, книгаИ.Бабеля «Конармия» о страданиях человеческой души, которая ищет истину во время гражданской войны. Любая война – это страшная трагедия, а гражданская вдвойне, потому что она братоубийственная. Гражданская война губительна для обеих воюющих сторон.
Творческая биография Александра Фадеева
Вставьте важные даты творческой биографии писателя сюда.
Антитеза — главный прием романа «Разгром». Противопоставление происходит на разных уровнях: внешнем («красные» и «белые») и внутреннем (инстинкт — сознание, добро — зло, любовь — ненависть, анархия — дисциплина и т. д.).
В системе образов также явна антитеза. Это прежде всего противопоставление двух героев — Мечика и Морозки. Морозка — рабочий, Мечик — интеллигент. Этим противопоставлением Фадеев по-своему решает важнейший вопрос: каковы пути народа в революции.
1) Вставьте сюда характеристику Морозки и Мечика, героев романа Фадеева «Разгром» (внешность, происхождение, возраст, черты характера ),
2) Занесите ответы на вопросы в таблицу.
Вопрос | Ответ на вопрос вставьте сюда |
К какому социальному классу относится Морозка? К какому социальному классу относитсяМечик? | |
Какие жизненные устремления Морозки? Как развивается образ Мечика в романе? | |
Как вы считаете, на чьей стороне автор: интеллигента Мечика, предавшего отряд, или запутавшегося в поисках справедливости простого рабочего Морозки? |
|
Предательство, по Фадееву, — естественный финал, к которому придет интеллигент, не связанный глубинными корнями с народом, с массами, с пролетариатом и его партией. Однако Фадеев показывает, что и в среде интеллигентов есть люди, преданные делу революции. Это люди «особой породы», такие как Левинсон – командир отряда.
Вставьте сюда характеристику образа Левинсона (внешность, происхождение, возраст, черты характера ), используйте цитаты из романа.
Вывод.
Революция и гражданская война, расколовшие общество и страну надвое, заставляли каждого сделать жесткий выбор, неизбежно ставили вопросы: с кем я? за кого я? Особенно остро и бескомпромиссно встали эти вопросы перед представителями интеллигенции, с одной стороны сочувствовавшими народу, идеям революции, как герой рассказа Бабеля «Мой первый гусь». А с другой — оторванными от народа, способными на предательство, как Мечик - герой романа Фадеева «Разгром».