Качество инфраструктуры туризма.




I. Введение.

 

Перед тем как выбрать тему своей курсовой работы по дисцеплине «Организации обслуживания в гостиницах и туристических комплексах», я встретила ряд интересных статей, в которых освещались вопросы, связанные с развитием туристического бизнеса в РФ. Меня и раньше интересовала подобная информация, и были мысли на этот счёт. Но я и не предполагала, насколько глубока и обширна эта тема и сколько острых вопросов стоит по привлечению иностранных туристов в нашей стране. Интересно было и то, чем эксперты (а среди них: представители Правительства Москвы и Московской городской Думы и ОАО «ГАО «Москва», Комитет по туризму города) объясняют сложившуюся ситуацию и какие наиболее значимые проблемы они выделяют.

Ознакомившись с этими и рядом других периодических изданий, я пришла к выводу, что сегодня как никогда раньше актуальна тема выбранной мной курсовой работы: «Потребности современного туристического рынка услуг РФ». Эта тема очень важна для нашей страны, так как от успешного решения поднятой проблемы зависит её будущее, её инвестиционная привлекательность и роль России в мировом культурном пространстве.

В этой работе я постаралась освятить следующие вопросы: Какие факторы препятствуют привлечению иностранных туристов? Как сложилась данная ситуация у нас в стране? Как долго она существует и есть ли положительные сдвиги? Что уже предпринято для её решения, а что только планируется предпринять? Кто принимает активное участие и какова роля каждого участника данного процесса?

Так же используя статистические данные, я решила показать сложившуюся ситуацию на сегодняшний день и перспективы развития. Моей главной задачей являлось выявление проблем индустрии туризма в РФ и постановка конкретных задач для их решения. Я старалась после каждой выделенной проблемы говорить о уже принятых действиях по её решению и тех действиях которые необходимо предпринять в ближайшие время.

Если сказать, в общем, про поднятый мной вопрос, связанный с развитием туристического рынка услуг, то можно отметить следующие тенденции.

Последние три-четыре года наблюдается положительная динамика и рост въездного туризма в нашу страну. Каждый год, начиная с 2000-го, количество приезжающих увеличилось на 15-20 %. Российский туризм отличает достаточно выраженная сезонность: рост традиционно шёл за счёт летних месяцев, с июня по конец сентября. Несмотря на то, что и туроператорами, и отдельными гостиницами предпринимались попытки в сколько-нибудь значительной мере «расширить» сезонность, пока не удалось увеличить прибытие туристов на локальные мероприятия вроде Нового года и Рождества. Особенностью стало и то, что наметился спад количества въезжающих туристов и летом. Собственно, ничего неожиданного в таком спаде и нет. О нём говорят в течении последних двух лет. Подобное развитие ситуации связанно с тем, что на фоне общего роста туризма 2000-2003 годов, когда у всех было оптимистическое настроение, стоимость турпакета в Россию подорожал в три раза. То есть на 300 %. Уже в прошлом году прогнозировалось, что спад будет. А в этом году он явно наметился, что очевидно, в первую очередь, по Санкт-Петербургу. В Москве спад не так заметен, поскольку в столице даже в летнее время традиционно проходит множество мероприятий: спортивные, культурные, научные, государственные. В петербургских гостиницах в этом году на протяжении всего сезона не было проблем с отелями. Более того, это не случайность – средняя загрузка по сезону большинства гостиниц туристического класса вряд ли превысит 75-80 %. И ситуация спада будет продолжаться еще 2-4 лет. Это связанно с тем, что после 3-4 лет подъема в любой стране одновременно с ним повышаются цены, а затем на протяжении 4-5ь лет идёт достаточно серьезный кризис. Насколько глубоко – зависит от многих обстоятельств. В том числе, от того, как быстро отреагируют на ситуацию хотельеры, туроператоры, руководители отраслей: общепита, железных дорог… Однако как бы быстро они не отреагировали, это всё равно несколько лет. Появляются другие правила игры: работать на спаде или подъёме – совершенно разная тактика для руководителей гостиниц и тех людей, которые занимаются продажами. Наступает время работать по-другому. Время видеть проблему на корню и незамедлительно решать её. Об этом речь пойдёт в основной части моей курсовой.

 


II. Развитие туризма в России и его специфика.

 

Туризм имеет свою историю развития. История туризма – это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. В своих исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин – археологию, нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана с ними.

Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.

Но учитывая тему моей курсовой работы, я решила коснуться более поздних этапов развития туризма в России Эти этапы охватывают период XIX и XX века, так как в нем появляются основные предпосылки развития современного туризма.

Этапы развития туризма в России – стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить 5 этапов:

Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.

Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.

Организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.

Административно-нормативный (1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.

Переходный (с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:

а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;

б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий;

в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;

г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе.

Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались. Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:

1. распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);

2. создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;

3. модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

§ нестабильность внутренней политики;

§ несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);

§ несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;

§ завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;

§ несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;

§ недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;

§ отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.


III. Основные проблемы туристического рынка услуг и пути их решения.

 

Рассматривая в предыдущей главе развитие туризма в России, мы подошли к переходному периоду, который сложился в нашей стране, начиная с 90-х годов. Именно, в это время стали заметны проблемы, которые складывались годами и тормозили развитие въездного туризма в нашей стране. Стало очевидным то, что пора предпринимать конкретные действия в таких сферах как: внутренняя политика государства, законодательная система, дорожно-транспортная инфраструктура и многое другое.

Поэтому в этой главе я постараюсь конкретно выделить проблему, расписать её и освятить возможные пути решения, руководствуясь мнениями экспертов и теми программами, которые осуществляются в рамках данной проблемы. В некоторых случаях я буду предлагать собственные решения, руководствуясь личным опытом и мнением.

Для начала хотелось бы коснуться нашей законодательной системы.

 

1.1 Законодательная система и экономическое стимулирование.

Реформы государственного устройства постперестроечной России оказали существенное влияние на экономику страны, изменили приоритеты во многих сферах народного хозяйства, повлияли на уровень жизни населения, перераспределение рабочих мест и финансовых потоков. Введение института предпринимательства и закона о въезде и выезде дало мощный толчок к генерации масштабных туристских потоков, которые внесли значимое перераспределение капиталов и приоритетов в этой сфере. Создание в стране платежеспособного сегмента потребительского рынка вызвало оживление туристской отрасли, создание тысяч организаций гостинично-туристского комплекса (ГТК), десятков тысяч рабочих мест. В последнее десятилетие Россия активно вышла на рынок мирового туризма.

Однако анализ туристского рынка России позволил выявить, что развитие туризма в России в настоящее время находится лишь на начальном уровне. Особенно острыми проблемами у турфирм и гостиниц являются отсутствие законодательно проработанной государственной политики поддержки индустрии туризма.

Интересно было узнать, что думают об этой проблеме представители комитета по предпринимательству в сфере туризма Торгово-промышленной палаты РФ. Несколько слов об этом комитете.

В нынешнем виде, т. е. с июля 2002 года, комитет ТПП обновлен на 80%. В нем работают профессионалы туризма, гостиничного бизнеса, специалисты государственных органов управления туризмом, представители Госдумы РФ, Совета федерации, общественных объединений. Авторитетным для комитета является то, что в нем представлены 11 российских регионов. За Торгово-промышленной палатой закреплено право законодательной экспертизы. Специалистам туризма ясно, насколько важно для развития отрасли, если при разработке тех или иных нормативных актов будут учитываться ее интересы. Сейчас в комитете представлены все государственные структуры и коммерческие сферы, заинтересованные в развитии российской туриндустрии.

Данные эксперты тоже отмечают, что необходимо взаимопонимание между Минэкономразвития и Министерством природных ресурсов РФ, подкреплённое законодательной базой. Из-за ее отсутствия в настоящее время перед регионами возникают непреодолимые препятствия с выделением земельных участков под строительство новых туристских объектов. Речь идет в первую очередь о редактировании понятийного аппарата, норм, регламентирующих деятельность в туризме и т. п. Это внешне рутинная, но необходимая работа.

Другой базовый для отрасли нормативный документ – Концепция развития туризма в РФ, действие которой рассчитано на долговременную перспективу. Отдельный раздел этого документа посвящен региональной политике в сфере туризма. Помимо этого в большинстве регионов России, имеющих туристический потенциал, приняты региональные законы о туризме и программы развития туризма, которые служат основой планового развития туристского комплекса.

Внутренний туризм получил серьезный импульс к наращиванию потенциала и наверстывает то отставание, которое отмечалось в предыдущий период. Уже сейчас он является высокодоходным по сравнению с выездным туризмом, демонстрирующим явную убыточность. Туристическая отрасль впервые за многие годы получила государственную поддержку, а Департамент туризма – должный статус. Есть полное основание для того, чтобы говорить о государственном протекционизме в развитии туризма в России. Примером этого может являться следующее направление. Я имею виду одно из направлений решения данной проблемы - создание наряду с производственными и технико-внедренческими ОЭЗ туристско-рекреационных зон. 17 марта 2006 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании нового вида особых экономических зон (ОЭЗ) - туристско-рекреационны х. Организациям, которые будут заниматься там созданием, реконструкцией, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, оказанием различных услуг, обещаны налоговые льготы. В частности, это льготные ставки социального налога (14%), снятие 30-процентного ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды, освобождение от уплаты налога на имущество и землю в течение первых пяти лет. На территории туристско-рекреационных ОЭЗ разрешена также разработка месторождений минеральных вод и других ресурсов, используемых в лечебных целях.

Интерес инвесторов и региональных губернаторов, по словам участников телепрограммы РБК, велик уже сейчас. В претендентах на ОЭЗ около 20 субъектов Федерации, в частности, Бурятия, Вологодская, Иркутская и Калужская области, Карелия, Краснодарский край, Поволжье и т.д. Законопроект пройдет через парламент, надо думать, быстро и без помех, так как его поддерживает правительство, давшее положительное заключение. А думская фракция "Единой России" считает этот законопроект приоритетным. Председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов ранее отметил, что к концу весенней сессии президент уже может подписать закон. Туристско-рекреационные ОЭЗ, хотя и поспособствуют созданию более благоприятного инвестиционного климата в отрасли, сами по себе не выведут российский туризм на качественно новый уровень

Туристические ОЭЗ - это задел на будущее. Пока же эксперты прогнозируют небольшой спад в отрасли в 2006 году, который продолжится и в ближайшие два-три года (см. Приложение №1). Участник телепрограммы РБК президент компании KMP Group Владимир Канторович считает, что падение въездного туризма составит в этом году 10%, если, конечно, не повлияет политическая ситуация, к которой этот рынок очень чувствителен. Так, по словам эксперта, мы ощутили всплеск заявок на поездки в нашу страну после "карикатурного" скандала: европейцы боятся ехать отдыхать на юг в мусульманские страны и бронируют себе места в России.

Помимо Законодательной системы и системы льгот правительство поддерживает развитие туризма своей экономической политикой. Так например было принято предложение Департамента внешних связей, Департамента экономической политики и развития г. Москвы, Департамента финансов, ГАО "Москва" о создании Фонда развития туризма "Москва" с формированием его финансовых ресурсов на основе налоговых платежей, зачисляемых в городской бюджет, а также иных централизованных средств и частных инвестиций, привлекаемых на эти цели, в том числе целевого городского займа. Так же этот Фонд развития туризма «Москва» и другие предприятия, учреждения и организации, участвующие в реализации Программы развития ГКХ г. Москвы освобождаются от уплаты налогов, причитающихся бюджету Москвы (согласно Постановлению Правительства Москвы от 28.05.96 «О программе развития гостинично-туристического комплекса г. Москвы»), (см. приложение №2)

 

Качество инфраструктуры туризма.

В ряде регионов есть целый комплекс условий, благоприятных для развития туристской отрасли. Многообразие природно-климатических зон, наличие природных лечебных ресурсов, богатство историко-культурного наследия делают туризм потенциально привлекательным для инвесторов.

Но согласно недавно проведенному Российским союзом туриндустрии опросу (респондентами выступили 115 туроператоров из 27 регионов) 47% представителей туристических компаний считают, что развитию въездного туризма препятствует дефицит современных гостиниц, 32% считают, что у нас неразвита индустрия развлечений, а 22,6% опрошенных недовольны дей­ствующим налоговым законодательством. Кроме того,вчисле причин, препятствующих развитию отрасли, опе­раторы назвали дефицит информации на иностранных языках (указатели, карты, буклеты и т. п.), плохой сер­вис на транспорте и в гостиницах, проблемы с организа­цией посещений музеев, памятников, природных объек­тов, а также скудость рынка сувениров.

Так же по данным «Академсервис» много жалоб со стороны туристов, в основном на инфраструктуру – аэропортов, прохождение таможенных и пограничных формальностей, плохое качество автобусов…Потому что даже хорошие автобусы в нашем понимании – это, как правило 4-6 летние машины, не самые лучшие. Автобусный парк в целом отличается от европейского, и тем более от азиатского. Поступают жалобы и на поезда между столицами. На то, что в Кремле нет туалетов: казалось бы, элементарная вещь, но их нет, а экскурсия по Кремлю в среднем длиться три-четыре часа. Жалобы на то, что люди часами не могут пройти на экскурсию в тот же Кремль или музей в Петербурге, потому что не хватает металлоискателей. Это всё связанно с инфраструктурой

Данные о потребителях туристских услуг в России показывают, что 30% населения с наиболее высокими доходами пользуется 68,3% санаторно-оздоровительных услуг и 95,5 % экскурсионных услуг /Эксперт- №44 - 2005 г. - с. 130/. Это означает, что класс обслуживания туристов в нашей стране должен быть достаточно высоким. Однако в настоящее время в большинстве регионов качество инфраструктуры туризма не соответствует международному уровню. Было отмечено и то, что основные места пребывания туристов – Москва и Петербург, между которыми 700км, практически отсутствует возможность перевезти туристов автобусами в связи с тем, что дорога в ужасном состоянии – она просто небезопасна в иных местах с точки зрения своего технического состояния. Нет элементарных туалетов, хороших ресторанов, мотелей и других мест, где туристы могли бы отдохнуть. А это – два основных города страны. Таким образом, главная проблема - отставание в уровне развития необходимой инфраструктуры.

Большое значение для успешной реализации настоящей стратегической альтернативы имеет грамотно выбранная администрацией области инвестиционная политика. Задача последней заключается в со­здании благоприятного финансовою климата с целью увеличения туристского и в целом социально-экономического потенциала региона. Выбор приоритетов в инвестиционной политике целесообразно ориен­тировать на следующие предпосылки:

— полное использование местных природных туристских ресурсов без ущерба для их естественного восстановления и экологической обстановки;

— обеспечение полной занятости населения региона, со­здание условий для его квалификационного и творческого развития, увязывая их с перспективой формирования туристской сферы, полное восстановление, сохранение и использование историко-культурного потенциала территории.

В настоящий момент ОАО «ГАО «Москва» занимается реализацией программы, которая включает более 200 взаимосвязанных инвестиционных проектов: оборудование инфраструктуры пешеходных зон; реконструкция отдельных объектов; выработка решений по модернизации и приспоблению существующей системы общественного питания, торговли, сферы обслуживания по приёму туристов. Организаторы этой программы придерживаются такого мнения, что необходимо сделать всё возможное, чтобы туристы как можно больше оставляли денег в городе. Сегодня пребывание каждого туриста в Москве приносит городской казне 65 долларов в сутки (2 года назад это было 50$; 30% рост). «ГАО «Москва», являясь членом координационного совета города, созданного для реализации программы отмечает, что они впервые стали заказчиками архитектурно-планировачных разработок пешеходных зон, которые ранее просто не существовало. Сегодня уже 12 из 40 зон взято на разработку. Первые «пилотные» зоны должны стать своеобразным эталонами, где будут отрабатываться все технологии. Разрабатывая структурные зоны, члены «ГАО «Москва» размышляли, что можно взять за основу, с чем нужно сравнивать наши улицы в пределах «Золотого кольца Москвы», какими должны быть критерии, параметры, на основании которых они смогут утверждать, что на этом месте нужно сделать то-то, а здесь изменить следующие. В течении года они обсуждали данные вопросы, по ходу вырабатывая документы, проводя встречи с заинтересованными лицами. Только совместными усилиями, с учётом всех требований и общепринятых стандартов обслуживания туристов, предприятий общественного питания, торговли можно выработать конкретную программу по созданию пешеходных зон. Болотная площадь, Третьяковская галерея, Ордынский тупик, Климентовский переулок вплоть до Пятницкой улицы – все эти районы входят в «Золотое кольцо Москвы». Необходимо создать условия, максимально приближённые к мировым стандартам. В проекте предусмотрены реконструкции: набережных, не преспособленных сегодня для пешеходных прогулок; территории старого университета на Моховой; разработка концепции создания «Золотого острова». К 150-летию Третьяковской галереи были завершены работы по первым пешеходным зонам. На реализацию всей программы необходимо 8 мил. долларов. Естественно, в казне таких денег нет, бюджетные средства расходуются только на структурные объекты (мосты, наземные и подводные стоянки, архитектурные проработки). Все объекты, связанные с проектом «Золотое кольцо Москвы», сформированы в лоты, и объявлены тендеры для привлечения инвесторов.


Уровень сервиса.

Если взять Москву, то её потенциал огромный, число иностранных туристов неуклонно растёт (Приложение №3). Вместе с тем в Москве существует ряд проблем, не позволяющих турфирмам, работающим по приёму иностранных и российских туристов, делать это максимально эффективно. Причиной тому является дефицит номерного фонда. Как мы можем говорить о сервисе, если наши потенциальные туристы не имеют возможности к нам спокойно приехать, а тем более выбрать приемлемые для них гостиничные услуги.

Строятся новые отели и реконструируются старые. Ситуация меняется и в регионах, где вводиться достаточно много хороших отелей, в том числе 4-5 звёзд. Удивляет другое: в Москве, где развитие туризма позиционируется как одна из основных задач, всё делается для того, чтобы не стало гостиничных мест. За последние 2 года снесли «Интурист», «Москву», «Россию». Эти шаги могут оказаться катастрофическими для столицы, поскольку нет никакой альтернативы (т. к. на месте этих гостиниц планируется возвести отели с меньшим количеством мест высочайшего класса, с соответствующим уровнем цен). Есть конечно крупные гостиничные комплексы как «Измайлово», «Украина» для более имение массового туриста, но это капля в море. На месте «России» вряд ли появиться гостиница туристического класса. Но для туроператора при формировании пакета – так устроен бизнес во всем мире – стоимость номера должна быть $ 80-90. Вряд ли можно ожидать, что через 5 лет на месте «России» появится подобный комплекс с подобными ценами.

Эта ситуация связанна с тем, что из тех площадок, которые выделяются под строительство гостиниц, реально идёт строительство только на 50%. За последние 2 года от силы открылось 20 гостиниц, но при этом трудно сосчитать, сколько появилось жилых домов, торговых комплексов в городе и возле кольцевой дороги. Если хотя бы десятая часть от торговых площадей стала гостиничной, всё было бы в порядке. Но её нет. Причиной этому является экономика вопроса: тяжело конкурировать с инвесторами, которые на данном месте собираются строить торговые площади и жильё. Для этого должна быть муниципальная программа: школы строить тоже нерентабельно, но их же строят. То же – с гостиницами.

Особенно заметна нехватка гостиниц туристического класса, недорогих мотелей и студенческих кемпингов как во всей Европе. Отсюда данные одной проверки, которая показала, что в основном к нам приезжают люди по бизнесу, которые ни в коей мере не будут оставлять больших денег, им не нужны наши сувениры. Они прилетели, обсудили свои вопросы и уехали.

Ещё одной проблемой сервиса является информационное обеспечение. Сегодня выпускаются всевозможные сборники, справочники, буклеты в основном только на английском языке. Тогда как, исходя из статистики, больше всего в Россию приезжает граждан Китая, а на их родном языке информация отсутствует. Наблюдается дефицит полноценных карт и буклетов, содержащих сведения не только о маршруте следования, но и пояснения к объектам и достопримечательностям. А европейцы любят самостоятельно путешествовать. Нет элементарных музейных карт – однодневных, трёхдневных, в мире они продаются во всех киосках, в метро. Так же экспертами отмечалось, что обычные туристы не имеют возможности хорошо ориентироваться по городу и чувствуют себя зачастую потерянными. Они ловят такси, но водитель не говорит даже на английском; они хотят купить карту или путеводитель на родном языке, но по близости такой возможности нет. Эту ситуацию можно было бы изменить, если уже в аэропортах, можно было бы бесплатно получить, а вернее просто взять такую карту. И это не из области фантастики: сколько мы видим красочных рекламных листовок на глянцнвой бумаге, разбросанных по всему городу- они бесплатны потому что выгодны рекламодателю. А теперь можно представить, что если бы какое-нибудь издательство запланировало выпуск таких карт с информационными указателями, которые в последствие попадут в руки туристов – потенциальных покупателей, так как они на отдыхе и соответственно будут тратить деньги, то ему бы не стоило и труда заключить контракты на печатанье на полях этой карты рекламы ресторанов, кафе, магазинов, служб такси, заказа билетов и.т.д. Тем самым, реклама окупила бы расходы, и эти карты были бы доступны всем туристам и лежали бы они повсюду, как и простые рекламные буклеты. И иностранец, попав в город уже имел бы какой-то ориентир, которым мог бы воспользоваться, показывая пальцем таксисту, куда ему нужно. Но не всё так безнадёжно и уже предпринимаются шаги по изменению сложившейся ситуации. Так в Москве создан туристский информационный центр – прекрасная задумка.

Проблемой сервиса является и проблема работы музеев. Сегодня в Москве функционируют более ста музеев, и в большинстве из них выходные дни приходятся на понедельник и вторник, но туристы приезжают и в эти дни. Есть интересные маленькие музеи, как, например, Музей предпринимательства и меценатства, который находиться в запущенном состоянии, требует ремонта. Необходимо, чтобы правительство уделяло больше внимание работе музеев, взяло их под свою опеку. Одна из важнейших проблем- недостаточное количество экскурсоводов. Сегодня работают экскурсоводы, средний возраст которых 45-50 лет. Это люди высокопрофессинальные, с энциклопедическими знаниями, получившими образование в советское время. Кто придёт им на смену?

Кроме нехватки номерного фонда, причины кризиса отрасли эксперты видят, в частности, в сложностях с получением въездных виз для иностранцев и острой нехватке доступных, но благоустроенных гостиниц. С визами вопрос постепенно решается, скажем, есть договоренность между РФ и Евросоюзом об упрощении въезда европейцев из стран "золотого миллиарда" в Россию. Но сейчас уже решается вопрос о либерализации визового обмена с Японией и т.д.

Но на мой взгляд, одной из главных проблем является отсутствие профессионально подготовленного персонала для сферы услуг. Отрасль динамично развивается, число отелей и, особенно, ресторанов растёт на глазах, а кадров не хватает. Разумеется, каждый владелец отеля или ресторана хочет иметь грамотный персонал – все хотят получить готовый продукт, но при этом не все готовы к сотрудничеству с общеобразовательными учреждениями. К примеру, почти никто из работодателей, за исключением Федерации рестораторов и отельеров и некоторых других, не стремиться вкладывать вкладывать средства в образование или идти на иные формы сотрудничества.

Частично эта ситуация меняется и во многом этому способствует наш колледж «Царицыно». В нашем колледже заключаются договоры о прохождении учащимися практики, где они могут приобрести необходимые практические навыки, а также о социальном партнёрстве, которое подразумевает дополнение и корректирование образовательных программ в соответствии с требованиями работодателей, региональной спецификой, особенностями международных стандартов и стандартов, существующих внутри конкретной гостиничной цепи. В рамках этого партнёрства эти программы отдаются на рецензирование специалистам действующих предприятий. Также колледжем привлекаются представители предприятий к итоговой государственной аттестации и рецензированию работ выпускников – так работодатель может видеть уровень знаний потенциальных сотрудников. Но, к сожалению, подобная ситуация – не правило на рынке подготовки персонала.

Не случайно в последнее время власти и туроператоры обратили большое внимание на развитие въездного туризма в регионах. Так, Федеральное агентство по туризму, которое, к слову, работает немногим больше года, активно рекламирует туры по российским провинциям, естественно тем, где создана необходимая инфраструктура, есть гостиницы. Например, на берегах озера Байкал. Эксперты предвидят, что хотя разворот в сторону регионов правильный, но длительный и дорогой. Для иностранцев, особенно западноевропейцев и американцев, поездки в Россию - это вообще разновидность экстремального туризма. Надо очень постараться, чтобы заманить их в удаленные от центра уголки страны, - построить там современные туристические комплексы и мощно их прорекламировать. При должном отношении перспективы хорошие. Так, по словам Л.Исаковича, поток инотуристов только на Байкал в течение одного года может составить 150-200 тыс. человек. Но на рекламу туризма в России, по данным аналитиков, необходимо тратить не менее 100 млн долл. в год. Франция, особо не нуждающаяся в рекламе, например, ежегодно тратит на эти цели 60 млн. евро.

 

Ценовая политика.

Специалистами, занимающимися вопросами въездного туризма было отмечено, что Москва сегодня не готова принимать большой поток туристов. Основным сдерживающим фактором является ценовая политика. Для массового туриста всюду в мире созданы разные ценовые категории – от экономического до дорогого вида туризма. Необходимо начать продавать продукт достаточно экономично, а у нас цены такие высокие, что привлечь в Москву иностранного туриста достаточно сложно. И здесь идёт речь о завышении цены турпакета в целом. Сегодня поездка туриста из центральной Европы, например, Германии в Россию на 7 ночей – 8 дней с традиционным маршрутом на уровне таких гостиниц как «Измайлово» в Москве и «Прибалтийская» в Петербурге, стоит $ 1500. То есть $ 3000 на семью. Из Германии за эти деньги можно полететь в любую часть света: и на Ямайку, и в соседнюю Испанию. Почему $ 3000? Средняя цена койки с завтраком - $ 50, железнодорожный билет - $ 80, двухразовое питание в день – минимум $ 25. Плюс экскурсии, транспорт, гид, виза, авиабилет – в среднем $ 350. Плюс 10% - комиссия российского туроператора и 15% западного… Так же малое число



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: