Зона 1
Подросток характеризуется непосредственностью и прямолинейностью в общении. Его манера поведения не меняется, всегда узнаваема. Обычно сразу говорит то, что думает и что чувствует. Не соблюдает дистанцию в разговоре со старшими, та же манера общения «на равных», как с одноклассниками. Не может и не считает нужным выбирать фразы и выражения даже тогда, когда разговаривает с учителями и другими взрослыми людьми. Взрослые часто считают таких подростков невоспитанными, невежливыми. Им может казаться, что подростки таким способом хотят оскорбить их. Учителя невольно относятся к ним хуже, чем к более дипломатичным учащимся. Иногда и одноклассники считают высказывания таких подростков обидными или неуместными, что может приводить к конфликтам и ссорам.
Зона 2
Поведение подростка характеризуется естественностью, но без излишней прямолинейности.
Зона 3
Подросток дипломатичен. Его поведение, манера общения, лексика и жестикуляция интуитивно меняются в зависимости от того, с кем он общается. Естественным образом он подстраивается, принимает манеру общения, свойственную собеседнику или ожидаемую им. С таким подростком легко общаться окружающим его людям.
Зона 4
Поведение подростка неестественно, сковано, ему приходится продумывать манеру общения с различными людьми, постоянно контролировать себя в процессе общения. Не может ни с кем поделиться своими проблемами, никому о себе ничего рассказать.
Коммуникативная активность (фактор Н)
Зона 1
Подросток робкий, застенчивый, может теряться в новой обстановке, не умеет сам знакомиться с новыми людьми. Может испытывать затруднения, когда приходится отвечать на уроках без подготовки. У подростка слабый тип нервной системы, по И.П. Павлову, и вытекающие из этого особенности поведения и трудности адаптации. Из всех личностных характеристик только фактор Н, по нашим данным, имеет достаточно тесную связь с типом нервной системы человека, поэтому низкие его значения мало изменчивы, что создает проблемы адаптации на протяжении всей жизни и может накладывать определенные ограничения на выбор профессиональной деятельности.
Зона 2
Средние способности к адаптации. Может не проявлять особой инициативы в установлении контактов, но и не испытывать трудностей, когда это приходится делать.
Зона 3
Легко адаптируется в новых условиях, знакомится с новыми людьми. Может общаться и со взрослыми, не испытывая перед ними робости. Естественен, непринужден в общении. Контактирует с различными микрогруппами в классе.
Зона 4
Повышенная активность в общении. Подросток стремится к новым знакомствам, легко меняет компании, обзаводится новыми «друзьями». Общение чаще поверхностное, отношения неглубокие. Проявляет инициативу при знакомстве и со взрослыми, легко разговаривает с ними на любые темы.
Конформизм (фактор Q2)
Зона 1
Индивидуалист. Не принадлежит ни к какой компании (или группировке) в классе. Не любит быть как все, его раздражает «стадность». Может легко противостоять групповому давлению. Подростка не волнует мнение одноклассников о себе. Он поступает так, как считает правильным сам, никак не учитывая мнение других ребят. За это его могут не любить в классе.
Зона 2
Хотя подросток и входит в какую-то группу в классе или вне его, но не идентифицирует себя с ней полностью. Может критиковать групповые нормы, не всегда склонен подчиняться, хотя и готов к сотрудничеству. Предпочитает оставаться при своем мнении, готов действовать самостоятельно, может и - наперекор группе.
Зона 3
Компанейский, придерживается норм и ценностей, принятых в группе, с которой себя идентифицирует. С уважением относится к групповому мнению, готов к сотрудничеству, может подчиниться групповому решению. Хочет быть на хорошем счету в группе. Наиболее типичный и обеспечивающий адаптированность в подростковом возрасте тип поведения.
Зона 4
В одиночестве чувствует себя неуютно, беспомощно, предпочитает проводить время со своей компанией, нуждается в одобрении со стороны ее членов, не может пойти против группы. Только находясь в компании, чувствует себя хорошо. Не сможет перенести, если приятели выказывают неприязнь, старается вести себя так, чтобы не вызывать осуждения. Ему необходимо ощущать себя членом компании. Во всем старается быть похожим на лидера группы и наиболее значимых ее членов (в одежде, манере разговора, увлечениях и пр.).