Поиск компенсирующих элементов природы




 

Развитие крупных городов достаточно убедительно свидетельствует о том, что многие из современных видов деятельности человека, включая продолжение использования не возобновляемых источников энергии, самые разные виды загрязнения воздушного и водного бассейнов, накопление токсичных материалов и ряд других, не отвечают целям сохранения устойчивости природного окружения. Городская среда, находясь в неуравновешенном экологическом состоянии, испытывает острый недостаток в обновлении природных ресурсов. Экологизация ландшафтного дизайна по существу означает переход к альтернативной модели развития городской среды на основе принципов устойчивого развития. Постепенное осознание необходимости такого изменения приводит развитые в промышленном отношении страны к поиску нетрадиционных решений экологических и социальных задач. Осуществление структурной перестройки производства за счет ускоренного развития высокотехнологичных и малоотходных процессов дополняется мерами по сокращению использования собственных природных ресурсов.

Изменение современного представления о взаимозависимости общества и природы вынуждает искать пути выхода из существующих кризисных ситуаций не только за счет технологических совершенствований или принятия грамотных правительственных решений. В системе мероприятий по охране окружающей среды и, в конечном счете, оздоровлению биосферы, отмечаются два направления: компенсационное и модернизационное [14]. Суть первого заключается в устранении, восполнении и минимизации вреда, наносимого человеком природной среде, для чего осуществляется разработка безотходных технологий, создаются технические и технологические средства для восстановления природы и разрушения вредных веществ, отравляющих биосферу. Эти действия в современных условиях могут обеспечить относительную стабилизацию и улучшение экологической ситуации. Возможности ландшафтного дизайна в компенсационном направлении состоят в использовании для оздоровления городской среды природных материалов в новом качестве.

Второе, модернизационное направление, предполагает создание качественно новых, более совершенных элементов биосферы в виде антропогенных экосистем, структура которых соответствует закономерностям строения и функционирования природных систем. Средоформирующая роль дизайна, архитектуры и градостроительства наиболее полно вписывается в это направление, так как напрямую связана с совершенствованием среды жизнедеятельности человека.

Таким образом, воспроизводство и целенаправленное воздействие на природный потенциал территории средствами ландшафтного дизайна и архитектуры отвечают задачам поддержания динамичного экологического равновесия, а в общем смысле становятся одним из факторов устойчивого развития городов. Вопрос заключается в выборе необходимых средств и методов их использования применительно к различным проблемным ситуациям, создаваемым человеком в результате производственно-хозяйственной деятельности.

Ведение подобной деятельности в городской среде, как правило, редко подчиняется соображениям сохранения, баланса между природными и искусственными компонентами. Вопреки установке на "устойчивое развитие", способы производства и его масштабы редко соотносятся с размерами ущерба для природы и человека.

Утилитарно-практические соображения развития городской структуры чаще всего оттесняют на второй план размышления о возможностях "защитной реакции" природы и ее составляющих факторах.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение основных источников экологических напряжений для поиска соответствующих средств воздействия на них как в компенсационном, так и в модернизационном направлениях.

Многочисленные исследования в области экологии города позволили выявить механизм изменения естественных компонентов среды, наиболее остро реагирующих на воздействие человека.

В числе основных причин перемен в ландшафте большинство специалистов отмечает преобразование его главного компонента – земли [10]. Изменение конфигурации рельефа, почвенного покрова под воздействием "мобильных" составляющих ландшафта – воздуха и воды – становится началом необратимых процессов разрушения его природной основы. В связи с этим одной из основных задач ландшафтного дизайна в области формирования поверхности земли становится предотвращение ее разрушения за счет реализации "защитной реакции" природы и выбора необходимых технологических и эстетических решений, обеспечивающих ее устойчивое поддержание.

С изучением поверхности земли связан целый комплекс вопросов, круг которых расширяется в процессе непрерывного изменения городских открытых пространств. Одним из результатов постоянного роста города является неуклонное увеличение площади, занятой асфальтом или сетью инженерных коммуникаций. Экспансия транспортных пространств превращает значительную часть городских территорий либо в асфальтированные или неблагоустроенные автостоянки, либо накрывает их паутиной городского рельсового транспорта без компонентов живой природы. В процессе развития селитебных территорий, возведения зданий и сооружений нарушается характер стока поверхностных вод и меняется проницаемость грунта. В результате увеличения площади непроницаемой асфальтовой поверхности, дождевая вода не попадает в землю, а отводится в ливневую канализацию, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности микроорганизмов в почве. Ускоренный сброс дождевой воды в канализацию значительно сокращает возможности использования влаги для обеспечения развития растительности на поверхности земли. При существующей необходимости расширения площадей с твердым покрытием, задачей ландшафтного дизайна становится поиск разумного компромисса между устройством сплошного или "прозрачного", проницаемого для воды покрытия. Выбор средств ландшафтного дизайна может существенно влиять на поддержание относительного баланса между естественными и искусственными компонентами среды, при котором за счет необходимого преобразования поверхности земли циркуляция дождевой воды будет обеспечивать ее дополнительную очистку в почве, и способствовать развитию дополнительной биомассы на поверхности.

Изменение соотношения площадей, занятых различными видами растительности в городской среде и асфальтированными поверхностями, составляет один из существенных аспектов влияния на микроклимат территории. Вопрос заключается не только в необходимости сохранения фрагментов природного ландшафта, включаемых в планировочную ткань города, но также в создании развитой системы мозаичных озелененных участков, разбивающих обширные асфальтированные поверхности городских улиц и площадей, селитебных, промышленных и транспортных территорий. Ландшафтный дизайн обладает большими возможностями по созданию наряду с традиционными элементами системы озеленения города (сады, парки, скверы, бульвары) участков природной среды как альтернативы техногенного освоения территории. В этом случае фрагменты растительного покрова земли выступают в качестве средства регулирования радиационного режима территории, в частности, сокращения наиболее дискомфортного длинноволнового (теплового) излучения от нагретых поверхностей, что в худшую сторону отличает асфальтированные участки в городской застройке.

Использование озеленения поверхностей крыш зданий и сооружений в крупном городе обладает немалыми возможностями в плане оздоровления городской среды и улучшения многих микроклиматических характеристик – в частности, для противодействия образованию так называемого "острова тепла" с негативными последствиями в виде аккумулирования в нижнем слое атмосферы вредных выбросов промышленности, сопровождающихся повышением температурного режима приземного слоя воздуха. Значительное расхождение качеств поверхностей, деятельных с точки зрения испарения (растительность) и недеятельных (крыши зданий, покрытия улиц и площадей), приводит к возникновению существенной разницы в затратах энергии прямой солнечной радиации на испарение, в результате чего приземный слой воздуха получает в три с лишним раза больше тепла, чем естественные поверхности [45]. Увеличение площадей, занятых растительностью на крышах зданий и сооружений, связано с использованием средств ландшафтного дизайна в оформлении поверхностей, традиционно являвшихся одним из источников экологических напряжений в городе.

Дискомфортность части городских открытых пространств определяется нарушением в них оптимального ветрового режима. Особые неудобства для человека создает повышение скорости ветра вблизи обширных акваторий или в результате нерационального выбора этажности и конфигурации жилой застройки. Напротив, для городских территорий, подверженных воздействию промышленных выбросов, отсутствие эффективной системы сообщающихся открытых пространств становится источником экологических проблем ввиду невозможности нормального воздухообмена с более чистыми окружающими территориями. Размещение высокой растительности с учетом обеспечения "необходимого "защитного" эффекта или создания ветрового коридора", составляет один из аспектов ландшафтного дизайна.

Среди источников многочисленных экологических напряжений в городской среде современный транспорт обладает наибольшей динамичностью и многофакторностью. На примере Санкт-Петербурга видно, что даже при относительной стабилизации удельного веса автотранспортных загрязнений на уровне около 60% от объема загрязнений воздушного бассейна, прогноз на ближайшую перспективу остается неблагоприятным [56]. В числе факторов, обуславливающих снижение устойчивости городской среды, вибрация и шумовой низкочастотный фон от движущегося транспорта становятся источниками постоянного дискомфорта в зонах транспортных магистралей. Практика ландшафтно-экологических преобразований транспортных территорий ряда крупнейших городов Европы дает основания для рассмотрения средств ландшафтного дизайна в качестве пути частичного решения существующих проблем. Воздействие на характеристики акустических полей с помощью размещения растительности и изменения рельефа поверхности земли становится важным фактором стабилизации среды.

Растительность, как наименее устойчивая составляющая городского ландшафта, одновременно выступает в качестве одного из основных средств ландшафтного дизайна по регулированию большинства характеристик климата города. Неизбежность постоянного обновления растительного материала, принимающего на себя значительную долю антропогенных нагрузок, определяет немалые резервы в обновлении эстетики городских пространств различного назначения.

Рассмотрение города в качестве сложной динамической системы, в которой поведение каждого элемента влияет на поведение всех ее составляющих, предполагает комплексное изучение состояния отдельных элементов городской структуры во взаимодействии с другими дискретными единицами развития [53]. По существу, обеспечение устойчивого развития городского пространства с помощью различных средств, включая средства оформления ландшафта, заключается в достижении сбалансированного состояния многих саморегулирующихся локальных подсистем на основе выполнения ими определенных функций.

Последствия техногенного воздействия распространяются на всю территорию города и при всей неоднородности экологической ситуации в отдельных его частях, и не могут быть компенсированы без использования природных ресурсов на уровне города и его окружения. В этом смысле все существующие положения о необходимости создания в городских границах непрерывной системы озелененных территорий, своего рода "природного каркаса", сохраняют свою актуальность.

В то же время, обострение экологических проблем крупного города в условиях современного несбалансированного развития делает целесообразным рассмотрение новой модели достижения более устойчивого состояния отдельных фрагментов городской структуры на основе создания средствами ландшафтного дизайна и архитектуры компенсирующих элементов искусственной природы вблизи источников экологической напряженности. В этом случае процесс стабилизации локальной подсистемы с преобладающей функцией (транспортная, промышленная и др.) будет заключаться в ландшафтно-экологичной реконструкции территории с увеличением ее природного потенциала. Задача заключается в том, чтобы с помощью компонентов "второй" природы контролировать и эффективно регулировать степень разрушающего воздействия каждого из техногенных объектов на городскую среду в источнике возникновения дополнительных напряжений.

Актуальность подобного подхода на современном этапе развития большинства крупнейших городов подкрепляется необходимостью обеспечения техногенной безопасности при осуществлении позитивного технологического реформирования отечественного производства и транспорта.

Наиболее масштабные изменения в подходах к обеспечению жизнепригодности городской среды должны произойти в модерниза-ционном направлении деятельности по оздоровлению биосферы. Значительная часть задач в этом плане связана с расширением использования средств ландшафтного дизайна для качественного изменения большинства типов городских пространств. Дополнительно к созданию участков искусственного ландшафта компенсационного и стабилизационного назначения модернизационное направление может включать достаточно радикальный пересмотр концепций формирования ландшафта современного города в целом.

♦ /См. цветную вклейку, № 14-19/

 

«Дух места» и поиск средств достижения разнообразия

 

При всей важности экологизации ландшафтного дизайна многие попытки включения природы в городскую среду могут оказаться неудачными, если не будут способствовать достижению пространственного разнообразия ландшафта современного города.

Разнообразие и узнаваемость относятся к тем качествам городских пространств, обеспечение которых составляет одну из целей ландшафтного проектирования. Специфичность сочетания характерных природных форм может обеспечить индивидуальность каждого фрагмента городской среды, выступая в качестве средства преодоления безликости многих городских пространств, в которых материал живой природы присутствует, но не приводит к их узнаваемости.

Устранение психологического дискомфорта, возникающего у человека в процессе восприятия городской среды с маловыразительным или многократно повторяющимся набором природных элементов, составляет эстетический смысл ландшафтного дизайна. Противопоставление "безликой", "холодной" среде выразительного городского пространства за счет функционально осмысленного и композиционно оформленного включения элементов искусственной природы позволяет преодолеть фактор отчужденности человека от природы в городе, снять ощущение определенной враждебности городской среды.

Утрата своеобразия городских пространств является одним из результатов пренебрежения проектировщиков к понятию "дух места". Включение в городскую среду все более масштабных архитектурных комплексов неизбежно приводит к стиранию изначальных различий, обусловленных своеобразием природы. Территориально растущий город подменяет природную основу ландшафта искусственным оформлением поверхности земли с островками естественного характера. Чем большие по своим размерам пространства приходится осваивать архитекторам и градостроителям, тем острее ощущается необходимость поиска разумного компромисса между тем, что создано природой по законам гармонии, и тем, что формируется человеком преимущественно из соображений функциональной необходимости. Интенсивное освоение в крупном городе слабо освоенных территорий, как правило, сопровождается преобразованием природной структуры, изменением характера ландшафта.

Одновременно с обретением нового качества пространства, отвечающего одной или нескольким градостроительным функциям, формируется новое состояние природной среды. Ландшафтный дизайн может стать полезным средством в предотвращении полной утраты природного своеобразия осваиваемой территории. В отличие от преобладающего в отечественной практике "типового благоустройства" территории, способствующего стиранию различий в облике формируемых открытых пространств, ландшафтный дизайн позволяет создать искусственную природную среду за счет пластического "обострения" характеристик ландшафта и внести в каждый из фрагментов городской среды "ощущение места".

В исследованиях норвежского архитектора, теоретика и историка архитектуры Кристиана Норберг-Шульца (Norberg-Schulz), наиболее полно раскрыт философский аспект воздействия на человека его окружения [81]. Обращаясь к понятию "дух места", автор раскрывает процесс переживания человеком значения своего окружения через ориентацию в нем и отождествление с ним. По его мнению, человек живет, когда может установить связь со своим окружением, осознать его границы и почувствовать привязанность к конкретному месту.

Ландшафтный дизайн непосредственно связан с формированием пространственной структуры места, необходимой человеку для ориентации. Создание устойчивых признаков места, выделяемых им из множества других особенностей окружающего пространства, облегчает адаптацию человека в искусственной среде и становится для него одним из факторов психологической комфортности. Человек воспринимает свое окружение как индивидуальное в значительной мере благодаря "непохожести" природных и искусственных компонентов среды.

Воздействие на эмоциональное состояние людей обретает особый смысл в ландшафтном дизайне тех городских пространств, где результаты радикальной градостроительной деятельности "стерли" зримые признаки места. Возвращение "духа места" может наполнить многие фрагменты городской среды полноценной жизнью, помочь выйти за пределы стандартного набора пространств для труда, быта и отдыха.

♦ /См. цветную вклейку, № 20-24/

 


i.2. Город и природное окружение: поиск разумного компромисса

Трансформация ландшафта в городском окружении

 

Динамичность процесса городского развития не проходит бесследно для природного окружения. Даже короткого взгляда на панораму многоэтажной застройки в периферийной части города бывает достаточно для понимания того, как трудно совместить продолжение крупномасштабного, гипертрофированного освоения территорий с реальными ценностями природы. Может ли участие ландшафтных архитекторов как-либо повлиять на качество среды в той части города, которая противоречиво сочетает близость природного окружения с удаленностью городского центра? В чем заключается смысл происходящих перемен в ландшафте городских окраин и возможно ли предотвратить необратимые последствия для его состояния?

Сложное переплетение экономических, социальных и экологических отивов осложняет ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с ландшафтной организацией периферийной части города. Разумеется, при выборе того или иного планировочного решения по развитию города человек преимущественно руководствуется здравым смыслом, но удовлетворяет ли результат реализации проекта большинство живущих в новом пространстве людей? Поиск ответов на перечисленные вопросы становится невозможным без обращения к области ландшафтной архитектуры, подтверждающей в современной международной практике свою существенную роль в создании городской среды, достойной человека.

Преобразование ландшафта в зоне влияния крупного города имеет цикличный, волнообразный характер. Как правило, волна экстенсивного освоения территории оставляет на неопределенное время не только резервные "пустоты" в застройке в расчете на последующее уплотнение, но и нерешенные вопросы ландшафтного дизайна в окружающем здания пространстве. Переплетаясь с островками сохраняемой природы, городская ткань стремительно следует за контурами транспортных коммуникаций. Природное окружение постепенно все более подчиняется функциональной логике вновь осваиваемых территорий, болезненно реагируя на возрастающую антропогенную нагрузку.

Характерными особенностями этого процесса становятся экстенсивное "потребление" пространства, функциональная раздробленность территории, преобладающая стандартизация пространств и утрата природного своеобразия. Одной из форм проявления нерационального использования окружающих город территорий стала так называемая "городская эрозия" – "рассеивание" в пригородном пространстве отдельных строений, не связанных функционально и планировочно.

Не менее противоречивым характером отличаются процессы развития дачных поселков, расширения площадей коллективных садоводств и огородничеств, распространения зон малоэтажного индивидуального строительства. Подобное освоение территории, как правило, осуществляется без привлечения ландшафтных архитекторов и заключается лишь в закреплении землепользования. Достаточно редким явлением в зонах нового индивидуального строительства вблизи города остается согласованное оформление ландшафта, создание коллективных пространств для отдыха и занятий спортом.

Уровень ландшафтного планирования, на котором регулируется пространственное взаимодействие городских (жилая застройка, хозяйственные и коммунальные зоны, инженерные сооружения) и внегородских (лесные массивы, сельскохозяйственные угодья, производственные зоны) структур, при всей концептуальной обоснованности предлагаемых решений оказывается недостаточным для достижения образной индивидуальности осваиваемых пространств. В результате многие идеальные модели создания единого природно-экологического каркаса города и его ближайшего окружения не всегда находят подтверждение в решении отдельных фрагментов периферийных зон в виде выразительных ландшафтных композиций.

Отсутствие характерной образности приводит к преобладанию "рыхлых" пространств в периферийных частях города, в которых компоненты застройки часто не могут "возместить" по своим эстетическим качествам утраченное своеобразие природной среды. Не случайно, что жители периферийных районов города в качестве наиболее привлекательного места в своем районе в основном называют элементы не городского характера – зеленые массивы [58].

Развитие транспортной инфраструктуры, внося очевидные преимущества в возможности свободного перемещения в пределах и за пределами города, обусловило избыточную концентрацию функций вдоль коммуникационных коридоров. В результате этого участки более ценного ландшафта, оказавшиеся в зоне влияния таких магистралей, испытывают дополнительную нагрузку и подвержены ускоренному разрушению.

Обращение к одному из примеров современного развития Санкт-Петербурга в северном направлении вдоль Выборгского шоссе в районе Суздальских озер дает представление о характере воздействия крупномасштабных жилых образований на уникальный ландшафт периферийной части города. Узкая полоса природного ландшафта между контурами озер и фронтом многоэтажной застройки все более теряет способность к самовосстановлению, не выдерживая возросшей антропогенной нагрузки.

Аналогичные процессы происходят в большинстве крупных городов, отражая либо переоценку защитной реакции природы, либо запаздывание реальных действий по ее поддержанию. Распространение влияния города на обширные территории требует поиска путей упорядоченного формирования урбанизированного ландшафта, в котором современной тенденции к расширению городских границ без оптимального заполнения была бы найдена достойная альтернатива.

Необходимость в таком поиске подтверждает и современная практика интенсивного освоения территорий вдоль вылетных автомагистралей. Имея очевидные экономические объяснения, волна подобного распространения городских функций существенно изменила облик периферийных зон многих городов за рубежом. "Трансляция" функций торговли и обслуживания вдоль коммуникационных направлений за пределы города привела к появлению множества торговых центров, складов, офисных зданий, станций обслуживания и других объектов, подкрепляемых визуальными акцентами рекламы. Зачастую маловыразительные или отталкивающие по своей архитектуре объекты заполняют транспортные подходы к городу, оттеснив на въездных направлениях участки сохраняемой естественной среды и не создав альтернативы в виде искусственной природы. Города продолжают терять природные компоненты ландшафта в качестве средства идентификации места; постоянное увеличение дисбаланса естественных и искусственных составляющих среды становится все более традиционным.

Осознание того, что состояние устойчивости города как экологической системы зависит от решения проблем его взаимодействия с природным окружением, дает основание рассматривать ландшафтный дизайн (в его широком смысле – как ландшафтное проектирование) в качестве средства частичного смягчения, а в будущем, возможно, и относительного урегулирования конфликтных ситуаций в периферийных зонах городов.

Изменение подхода к развитию этих зон с позиций устойчивости среды не означает лишь распространение экологического конструирования долговечных и саморегулируемых природно-антропогенных систем. Без расширенного вовлечения в этот процесс архитекторов, ландшафтных архитекторов и дизайнеров трудно ожидать, что кроме устранения источников экологической напряженности в периферийной части города будут решены вопросы эстетических качеств среды. В этом случае неблагополучие экологического положения является одним из мотивов обращения к проблемам не менее острым, лежащим в области эстетической выразительности, социальной обусловленности и функциональной потребности в использовании городского окружения.

Становится очевидным, что осуществление гуманизации периферийных зон города не может ограничиваться лишь преобразованием "внеархитектурных" пространств с использованием возможности ландшафтной архитектуры, а непосредственно затрагивает качества самой архитектуры и приемы планировочной организации территории. Внегородские открытые пространства могут сохранить свою экологическую устойчивость и эстетическую привлекательность в случае выбора оптимального градостроительного решения их согласованного развития с застройкой.

Представление о возможности ответа на многие существующие вопросы взаимодействия города и его природного окружения за счет создания зеленого защитного пояса постепенно отодвигается современной практикой городского развития в область теории. Сохраняя определенное регулирующее значение для сдерживания непрерывного расширения городских территорий, зеленое кольцо вокруг города распадается на множество взаимосвязанных пространств с различным характером использования и эстетической выразительности.

Основные резервы в достижении новых эстетических качеств периферийной части города заключаются в изменении структуры и образной характеристики незастроенных пространств. Отмечаемое А. П. Вергуновым [9] в качестве главного условия органического развития города и природного окружения обеспечение тесной взаимосвязи внутренних и внешних открытых участков, составляет основу для понимания их роли в создании многоуровневой и непрерывной системы открытых пространств.

Формирование такой системы позволяет решать вопросы совершенствования качеств городской среды, включая экологическую устойчивость и эстетическую выразительность, с последовательным переходом от уровня ландшафтного планирования к уровню ландшафтного дизайна. При этом, следуя мировой практике перехода от политики освоения свободных территорий на окраинах города к комплексной реконструкции уже освоенных территорий, становится все более очевидной необходимость "возвращения" к возможностям ландшафтного дизайна на уже застроенных участках города.

Изучение современного состояния большинства открытых пространств в контактных (с природным окружением) зонах в крупных городах свидетельствует не только о проблемах с их соответствием высоким эстетическим требованиям, но и об отсутствии необходимых условий для самоподдержания природы. Такие пространства, обладая немалыми возможностями для превращения в факторы идентификации и повышения устойчивости среды, на практике не реализуют природного потенциала и зачастую подвержены ускоренной деградации.

Оценка состояния территорий, непосредственно примыкающих к крупному городу, дает основания предполагать, что многие противоречия в их развитии могут быть решены путем повышения интенсивности использования, причем ландшафтный дизайн может выступать одновременно и как средство повышения аттрактивности отдельных фрагментов природного окружения, и как способ регулирования их экологической устойчивости.

Ориентация на поэтапное обновление таких участков позволяет реагировать на динамичное нарастание антропогенной нагрузки с минимальными последствиями для окружающего ландшафта. Создание небольших благоустроенных пространств в этом случае может обеспечить большую степень разнообразия и социальной эффективности, чем просто сохранение традиционных зеленых разрывов в застройке. Дифференциация степени преобразования природных ландшафтов в искусственные, в зависимости от характера функционального использования территории и продолжительности антропогенного воздействия, составляет определенную закономерность обращения к ландшафтному дизайну.

Изменение целевых установок ландшафтной архитектуры, связанное с переходом от пассивного сохранения природы к ее активному поддержанию для обеспечения устойчивости среды, проявляется в периферийной части города в нескольких аспектах, характеризующих многофакторную обусловленность этого процесса.

Функциональный аспект использования ландшафтного дизайна в контактной зоне города заключается в определении технологии пространства, компенсации максимальных нагрузок с помощью наиболее устойчивых компонентов ландшафта и обеспечении качеств среды, необходимых для осуществления конкретного вида деятельности человека.

Ландшафтное обустройство открытых пространств имеет особый смысл в условиях заметного социального расслоения, приобретающего в периферийных зонах крупного города зримые очертания в виде качественного различия типов застройки. Традиционные функции организации отдыха для менее обеспеченных социальных слоев определяют необходимость поиска компромиссного решения, при котором минимальными средствами должна быть создана среда, отвечающая потребностям в рекреации значительных по численности групп населения. Устойчивость по отношению к массовому вандализму обретает особый смысл при решении вопросов ландшафтного дизайна. Отмечено, что чем менее организовано поддержание мест отдыха в природном окружении, тем разрушительнее становится последующее воздействие. Начавшиеся разрушения отдельных компонентов среды, как правило, приводят к агрессивному использованию остатков благоустройства. В связи с этим задачей ландшафтного дизайна становится поиск компонентов искусственной среды, которые могли бы выполнять "амортизирующую" роль, сокращая тем самым нагрузку на природную среду.

К числу возможных вариантов решения такой задачи, обеспечивающих сокращение потребления природных ресурсов, относится создание устойчивых к долговременному воздействию типов покрытий с использованием каменных и древесных материалов на подходах к основным местам отдыха в природном окружении.

Целям регулирования воздействия потоков людей от застройки в периферийной части города к прилегающим территориям может способствовать отказ от существующей практики возведения многоэтажных протяженных жилых зданий, превращающихся в "барьер" на границе с природным окружением. Рассмотрение в качестве альтернативного варианта приемов застройки типа "городская вилла" (односекционные жилые здания средней этажности) или точечных многоэтажных зданий свидетельствует о гораздо более широких возможностях интегрирования их в окружающую природу.

Неизбежным сопровождением жилой застройки выступает растущая потребность в местах для автостоянок, что приводит в периферийных зонах к неоправданной экспансии автомобилей, занимающих все большие площади. Заполнение гаражами-боксами обширных территорий становится все более разрушительным для пригородного ландшафта, ставя перед градостроителями и ландшафтными архитекторами задачу предотвращения визуального загромождения транспортными средствами природного окружения. В поисках решения этой проблемы могут быть полезны приемы ландшафтной организации периферийных территорий, сочетающие функциональное содержание с положительными эстетическими качествами пространства для автомобилей. Одним из примеров подобного решения является проект ландшафтного оформления территории в северной части района Сент-Жак-де-ла Ланд в Ренне (Франция) [61]. Следуя особенностям градостроительной ситуации, в которой расходящиеся направления вылетных дорог создают своего рода "воронку" с расширением в сторону природного окружения, проектировщиками с участием ландшафтного архитектора была предложена веерная конфигурация посадок деревьев, разграничивающих паркинг, и выходящих за контур дороги в виде лучей различной длины. Согласованность геометрии планировочных осей нового района и элементов природного каркаса, выбор переменного масштаба открытых пространств и удачное включение фрагмента окружающей природы позволяют в данном случае говорить о "размытом" контуре городской застройки и создании единой системы перетекающих пространств, максимально отвечающих функции территории.

Характерной особенностью ландшафтной организации периферийных зон городов в современной зарубежной практике является формирование коллективных пространств в комплексе с кварталами малоэтажной застройки. Предназначенные для организации отдыха вблизи жилища, занятий спортом и игр детей, такие пространства составляют неотъемлемую часть ландшафта. Задачи поддержания устойчивости среды в зонах малоэтажной застройки заключаются в таких пространствах в обеспечении с помощью ландшафтного дизайна необходимого уровня обустройства территории, включая создание набивных и газонных покрытий, размещение игровых устройств и организации системы площадок для тихого отдыха с экранирующими посадками растительности. Максимальная выразительность открытых пространств коллективного назначения достигается за счет изменения исходного рисунка рельефа и внесения в облик каждого из участков искусственного силуэта поверхности земли.

Подобная практика ландшафтной организации коллективных пространств позволяет регулировать степень воздействия населения кварталов малоэтажной застройки на окружающий ландшафт, привлекая наиболее подвижные возрастные группы проживающих (подростки, молодежь) на обустроенные участки с постоянным поддержанием и необходимым обновлением травяного покрытия. Таким образом, ландшафтный дизайн коллективных пространств способствует компенсации максимальных нагрузок на природное окружение и может существенно влиять на состояние устойчивости среды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: