Принципы дополнительного образования




 

Наряду с общепедагогическими принципами реализации образовательной деятельности дополнительное образование имеет свои специфические исходные положения. Исследователи проблем дополнительного образования по-разному определяют принципы развития дополнительного образования детей. В.А. Горский и А.Я. Журкина считают, что основными принципами развития дополнительного образования детей являются принципы демократии, культуросообразности, ответственности, гуманизма, продуктивности содержания, педагогической поддержки. Под принципом демократии понимается предоставление возможности выбора объединения для совместных занятий, образовательного учреждения, направления и сферы деятельности педагога. Принцип культуросообразности реализуется в процессе освоения культурных традиций, духовно- нравственных, личностных, эмоционально значимых ценностей и ориентиров в деятельности людей. Принцип ответственности включает ответственность 30 взрослых перед детьми, а также формирование позиции осознания каждым своей роли и места в истории страны, города, организации. Принцип гуманизма проявляется в создании атмосферы доброжелательности, сотрудничества и сотворчества. Принцип продуктивности предполагает не только получение какого-либо продукта деятельности детьми, но и изменение социума под культурным влиянием дополнительного образования. Принцип педагогической поддержки понимается как помощь ребенку в саморазвитии, самореализации и продуктивной деятельности.

В качестве принципов деятельности учреждений дополнительного образования Г.Н. Попова выделяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, гражданственность и любовь к Родине, учет культурно-исторических и национальных традиций, общедоступность и адаптацию реализуемых образовательных программ к уровню и особенностям развития обучающихся воспитанников, свободу и плюрализм в образовании, демократический характер управления.

Е.Б. Евладова и Л.А. Николаева, говоря о принципах дополнительного образования, называют массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам, развитие их инициативы и самостоятельности, общественно полезную направленность деятельности, разнообразие форм внешкольной работы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей13. Н.Ф. Родионова выделяет три группы принципов деятельности учреждения дополнительного образования: стратегические, ценностно- ориентационные, конструктивно-технологические.

· Стратегические принципы определяют основное содержание деятельности и включают принципы развития детей, педагогов, образовательной среды, образовательного учреждения; подготовки к решению задач на определенном этапе жизни; гуманизации содержания образования, демократизации.

· Ценностно-ориентационные принципы определяют подход к отбору из общечеловеческой культуры всего, что можно включить в дополнительное образование: принцип жизнесообразности, предполагающий реакцию на актуальнейшие потребности сегодняшнего дня; природосообразности и социобразности, определяющие потенциальные возможности индивидуаль- ного и социального развития; культуросообразности, подразумевающий ориентацию в отборе содержания на накопленный человеческий опыт.

· Конструктивно-технологические принципы характеризуют построение содержания образования: дифференциации содержания по уровню и профилю образования; диверсификации, предполагающий сочетание уровневой и профильной дифференциации.

В.И. Андреев считает, что дополнительное образование строится на принципах открытости, перспективности и дополнительности. Принцип открытости опирается на фундаментальную закономерность саморазвития биосоциальных систем, для которых открытость – это взаимосвязь внутренних процессов с внешним миром. Принцип дополнительности выражается в максимальном удовлетворении реальных интересов, склонностей, творческих запросов детей в тех видах и формах деятельности, которые не могут быть удовлетворены школой.

Принципы трактуются как исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению; основополагающие требования, которыми руководствуются при организации процесса обучения и воспитания; основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем. Исходя из такого понимания педагогических принципов, при выявлении принципов дополнительного образования мы опирались на следующие критерии:

· объективность, т.е. выявление их на основе объективно существующих педагогических закономерностей;

· научная обоснованность – соответствие уровню развития современного научного знания;

· ориентированность, т.е. направленность на разрешение определенных педагогических противоречий и задач;

· системность – наличие системообразующего фактора, предъявляющего определенные требования ко всем компонентам педагогической системы, подчиняющий функционирование и развитие системы в целом;

· эффективность, предполагающая повышение эффективности педагогического процесса вследствие его использования;

· дополнительность – дополнение принципов друг другом.

 

Все вышесказанное позволяет нам выделить принципы дополнительного образования:

· стратегические, определяющие содержание деятельности (принципы демократизации, свободосообразности, гуманности, субъектности, само- актуализации и самореализации);

· тактические, определяющие способы достижения цели (сотрудничества, вариативности, выбора, продуктивности деятельности, обратной связи, гибкости, фасилитации).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: