Наука периода древних царств




Проблема зарождения и периодизации науки.

Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Своим появлением наука обязана с одной стороны человеческому любопытству (астрономия), с другой стремлению к повышению уровня жизни (медицина, математика, науки о материалах).

Схема возникновения науки:

Миф → Логос → Преднаука → Наука

Миф – это начальная форма мировоззрения. Мифология – это результат потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание природы.

Основные черты мифа:

§ коллективный характер,

§ неразлечение естественного и сверхъестественного миров,

§ антропоморфизм. т.е. очеловечивание мира.

§ отсутствие причинно-следственной координации событий

§ отсутствие абстракции

Этапы развития мифа:

1. тотемизм – это вера в родство с объектами природного мира.

2. анамизм – это вера в одухотворенность мира.

3. фетишизм – это вера в посредников между естественным и сверхъестественным мирами.

Логос – систематизация и рационализация мифа, не выходящая за его пределы. На этой стадии оформляются принципы науки: принцип определенности (оформление мысли по законам логики), принцип естественности (устранение смешения естественного и сверхъестественного в мифах), принцип объективности.

Преднаука. Наиболее мощно она сформировалась в древневосточной культуре (Др. Египет, Месопотамия, Индия и Китай). Во многих концепциях истории науки этот период относят уже к научному знанию (о вариантах периодизации см. ниже). С точки зрения изучения этого периода развития науки возникает замкнутый герменевтический круг. Есть задача исследования древней науки. Но современная наука произрастает из древней науки, поэтому понятие науки не определно и мы не можем его определить, т.к. для этого нужно исследовать древнюю науку. Спасает некое предпонимание понятия науки и, основываясь на нем, можно продвигаться дальше.

Характеристические черты научного знания Править

1. Объективность. Стремление избавиться от личностной окраски.

2. Систематичность.

3. Обоснованность.

4. Прогресс. Стремление расширять область знаний.

Когда возникла наука?

1. С появлением человека, если считать науку связанной с появлением практических знаний.

2. 4-2 тысячелетие до н.э. Медный и бронзовый века. Первые медицинские, астрономические и математические документы и археологические находки. Эпоха древних царств.

3. 5 век до н.э. Появление древнегреческой культуры (Греческое чудо). Появление доказательных рассуждений в астрономии и математике.

4. Эпоха возрождения. Позднее средневековья 12-14 вв. Например, из-за того, что начинает играть роль эксперимент. Галилей и прочие опираются на работы позднего средневековья.

5. Эпоха научной революции 16-17 вв. Галилей и прочие.

6. Первая треть 19 века. Институализация науки, ученый получает социальный статус.

Наука периода древних царств

Пр изнаки науки-объективность и систематичность. Регионы развития древней науки - это Египет, Месопотамия (Шумеро-Вавилонская, ассирийская культура), древние Китай и Индия, древние Майя. Но о точных датах говорить трудно, т.к. мы имеем крайне фрагментарные сведения: Египет – папирусы, мало; Месопотамия – таблички глиняные, больше; Индия, Китай — достаточно много хороших записей, правда, они толком не ставили дат.

Главная область научного знания древних - это медицина. Врачи имеет выделенный социальный статус. Везде находим очень развитую медицинскую технику. Множество хирургических инструментов, сотни наименований лекарств (использовались травы, мед и т.д.). Везде, кроме Китая, она была неразрывно связана с религией и магией. Например, антисептическая обработка ран часто должна была сопровождаться какими-то молитвами, заговорами. Главный акцент ставился не на том, как вылечить болезнь, а на том, как не заболеть, т.ч. была масса сведений о здоровом образе жизни.

В древнем Египте была специализация: по зубам, по животу, по глазам и пр. Там было сухо и пыльно, много болезней глаз, поэтому глазые врачи были актуальны.

Находки медицинских документов в Египте.

Папирус Эдвина Смита (купил в 1862 году), середина второго тысячелетия. Древние считали все знание божественным, поэтому не было человеческих авторов. Знание никто не датировал, т.к. оно первично и вечно. Второй - папирус Джоржа Эбберса.

§ Муммификации. Главным образом, интересовали животные, которых приносили в жертву в муммифицированном виде. Это была целая индустрия. Правда, неясно, был ли обмен знаниями между муммификаторами и врачами

§.

§ Активная работа с лекарственными средствами, не только с растительными, но и с животными. Считалось, что человека всегда можно вылечить, используя окружающую среду.

§ Хирургия. Переломы, боевые раны и даже внутренние болезни. Применяли анастезию, дезинфекцию.

Древняя медицина делала акцент на превентивной медицине. Тяжелые болезни тоже лечили, но пытались сразу понять, имеет ли это смысл.

Медицина за исключением была связана с религией и магией. Болезни - наказание за грехи, особенно в междуречье. В Египте болезни связаны со злыми духами, поэтому врач был экзорцистом.

1. Есть объективность.

2. Есть систематичность, т.к. есть челостный подход к человеку. Это не просто набор рецептов. Здоровье человека - правильное равновесие многокомпонентной системы (например, концепция Инь-Янь в Китае). Концепция нескольких типов веществ, вроде греческой гуморальной теории. В Индии была похожая теория. Болезнь - нарушение равновесия.

В более древние времена находили каменные иглы из слоистых минералов.

У Тирольской ледяной мумии (Эци) были найдены личинки паразита в желудке. При нем были жидкости, использовавшиеся для лечения, а также в желудке нашли уголь (типа активированного угля). Были татуировки, которые могли быть связаны с практикой акупунктуры.

Астрономия возникла в религиозном контексте, была неразрывно связана с астрологией, с "небесным танцем звезд". Все великие древние цивилизации систематично наблюдают за небом и составляют календари. Календари были связаны с движением солнца, луны и даже с восходом Сириуса (в Египте отметили корелляцию с разливами Нила). Различали разные планеты, например, Юпитер и Сатурн. Интерес представляли метеориты, кометы и затмения. В Китае понимали причину затмения. Казнили двух придворных астрономов, которые ошиблись в предсказании затмения.

Математика была тесно связана с астрономией, строительством, межеванием и другими хоз. расчетами. То есть задачи привязанные к практической сфере. Хорошо известно, что в Древнем Египте умели вычислять сложные площади (площади участков земли, с которых взимался налог, постоянно изменялись из-за разливов Нила), аналогичное наблюдается и у других культур.

Часто счет был неудобен из-за записи чисел. В Месопотамии была 60ти ричная система исчисления (отсюда наши минуты-часы-год), у Майя -20, Китай, Индия, Египет - 10.

Находили сборники задач. В них могли содержаться задачи по возрастанию сложности с решениями или без, но в любом случае без объяснений и доказательств. В Египте - папирус Ринда и Московский математический папирус - это учебники по математике. У шумеров - глиняные таблички.

Как правило решение конкретных задач, работа с числами. Есть задачники. Формулировка задачи и алгоритм решения без доказательства правильности. Умели работать с геометрическими фигурами. Знание было божественным, носители знания были выше обычных людей, они передавали знания по наследству только избранным. Поэтому не было необходимости в доказательствах, т.к. знание сакрально.

3. Обосновательные процедуры практически отсутствуют.

4. Нету представления о прогрессе. Круг божественного знания замкнут и не подлежит расширению. Единственная задача - передача знания от поколения к поколению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: