Мы знакомы с Санремо 2007 года, и выступления с песней Pensa в категории «молодые исполнители». Успех, а потом годы, забвения и мощное возвращение сейчас. Что случилось?
Я был человеком, который был не в ладу с самим собой. Я зарождался как гитарист одной из рок групп, которая репетировала в каком-то подвале. А потом я был катапультирован в мир итальянской поп-музыки, все, что вращалось вокруг этого мира пугало меня, доставляло дискомфорт.
Ты его игнорировал?
И это тоже. Я игнорировал телевизионные передачи и публичные выступления, но эта профессия подразумевает отношения с публикой. Такое поведение мешало мне выступать на разных уровнях, что вредило мне. Я смирился с мейнстримом, чтобы иметь возможность больше заниматься музыкой.
Предал андерграунд?
Когда начинаешь в такой среде, в какой-то момент приходишь на распутье: приходится выбирать, будешь ли ты давать концерты на маленьких площадках, либо, к примеру, на стадионе. Моей мечтой всегда было выступать перед большим количеством зрителей. Музыка нужна мне, чтобы выразить то, что я не могу выразить в обычном разговоре, даже со своим другом за бутылочкой пива. Я был очень закрытым человеком. И, отчасти, являюсь таким и сейчас.
И что случилось потом?
Я нашел смелость «вступить в игру». Со временем и с песнями, которые помогали мне открыться. Потом начались телевизионные эфиры, концерты, бесконечные встречи с людьми и все те вещи, которые помогли мне стать более открытым.
Сотрудничество с Эрмалем Мета тоже входит в этот список?
Да. Сначала я был индивидуалистом, очень радикальным в принятии решений. Потом я понял, что устал от того, что всегда думаю обо всем сам: мне нужны были новые стимулы, человек, моложе меня, который может дать мне что-то новое. И, возможно, в этом я был немного эгоистом. Я позвал Эрмаля, потому что всегда ценил его как автора. Мы познакомились на Санремо 2017 и стали друзьями.
Из этого сотрудничества родилась песня, которая характеризует тебя как певца небезразличного. В современном мире артист должен выходить за рамки искусства, занимать свою позицию, в том числе социальную?
Думаю, что автор и исполнитель должен стараться как можно точнее запечатлеть исторический момент в котором он живет, через ощущения, желания, радости и беды, которые он испытывает.
А в твоем случае?
Fermi con le mani посвящена случившемуся со Стефано Кукки, потому что эта ситуация вызвала у меня злость и негодование. Pensa – переосмысление истории Паоло Борселлино, прошло почти 30 лет после его смерти. История, которую я «переварил», потому, что во время событий в Капачи и на Виа д’Амелио мне было только 17 из-за чего мне трудно было разобраться в том, что происходит вокруг. Я написал NMAFN с Эрмалем сразу после происшествия в Манчестере на концерте Арианы Гранде. В этот период мы оба были в туре и столкнулись со страхом людей. Это был наш гимн против страха.
Каким «ударом» стал Олимпико?
Очень значимый момент для моей карьеры. Потому что я был на стадионе своего города, перед морем людей. А еще потому, что я рос на этом стадионе. Мой отец работал там: у него была лавка, где он продавал продукцию для матчей Лацио и Ромы и мерч на концертах.
А каково возвращаться в отель после концертов?
Трудно найти равновесие между адреналином от концерта, любовью публики и пустым номером. Две противоположные ситуации, происходящие в короткий промежуток времени. Это то, чем я научился управлять с годами. Зритель после концерта может взаимодействовать с людьми, которые смотрели его вместе с ним. Тот кто был на сцене не имеет такой возможности, потому что он видел все это один, он имеет единичный взгляд на то, что происходило.
У тебя сложные отношения с привычками.
Ежедневно меня окружает огромное количество людей. Из-за этого я переехал жить в пригород, я ощущал нехватку пустоты и тишины. Вплоть до последнего времени меня бы это пугало. Поначалу я постоянно висел на телефоне, разговаривая с друзьями или моей девушкой.
Возвращаясь к Олимпико, у тебя есть зрительские воспоминания?
Очень много: На южной трибуне я видел в 95 Лигабуе, потом Васко, Ренато Дзеро, Вендитти – все мои кумиры. Оказаться на их месте было очень смелой целью для меня.
Почему ты использовал слово «смелый»?
Потому что когда становишься на такой путь, который выбрал я, путь музыканта – к какому-то моменту ты должен получить результат, который ты предвидел, а иначе у тебя не будет смелости идти вперед. Ты не можешь работать и видеть, что ничего не добиваешься. Каждый концерт дает мне огромное желание действовать: больше играть, писать альбом. Раньше у меня было мало стимулов.