Генетические факторы играют важную роль в детерминации личности, особенно в отношении того, что делает нас уникальными индивидами. Генетические факторы, как правило, более важны для таких характеристик, как интеллект и темперамент, и менее важны для формирования ценностей, идеалов и убеждений [32, с.41].
Мнения относительно степени значимости генетических детерминант в формировании личности различны.
Биогенетическая концепция предполагает, что ведущей в развитии человека является наследственность, которая определяет все особенности развития личности.
Американский ученый Э. Торндайк утверждает, например, что все духовные качества личности, ее сознание - это такие же дары природы, как глаза, руки и т.п. Американский педагог Джон Дьюри считает, что человек рождается даже с готовыми моральными качествами, чувствами, духовными потребностями.
Представители теории, известной под названием “биогенетический закон” (Холл, Гетчинсон и др.), считают, что ребенок в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный. Затем он включается в современную жизнь [29, с.95].
Психологические школы также предполагают, что такие базовые эмоции, как гнев, печаль, радость, отвращение, страх являются врожденными и соответствующая информация закодирована в генах [36, с.42].
Таким образом, можно сказать, что роль генов состоит в том, что они обеспечивают принадлежность всех индивидов к единому человеческому роду и в то же время создают индивидуальные различия.
Согласно социогенетическим теориям, развитие личности ребенка определяется социальными условиями: в какой среде родился и воспитывался ребенок, в таком направлении и происходит развитиеличности. Но такой подход недооценивает внутреннюю активность личности как сознательного субъекта деятельности.
|
Двадцатый век привнес педагогическую концепцию развития личности, т.е. сочетания биологического, или наследственного фактора и социального [29, с.96]. При этом подтверждается, что взаимодействие двух этих факторов, производя проекцию на формирование личности, не всегда воздействует должным (изначально проектируемым) образом, что раскрывает пути дальнейших исследований психики и глобальных функций мозга.
Теория психического развития личности в отечественной психологии базируется на признании того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальными (которые не отвечают новым требованиям) возможностями их удовлетворения. Преодоление противоречий в деятельности через овладение соответствующими способами выполнения (умениями, навыками, приемами, знаниями) ведет к развитию личности. Ведущая роль в овладении новыми эффективными способами удовлетворения потребностей принадлежит обучению и воспитанию. Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющих общественную и личностную ценность, являются одними из центральных факторов в формировании личности. Этот процесс длительный, происходит в течение всей сознательной жизни человека и характеризуется рядом особенностей.
Каждый возрастной этап развития личности (дошкольный, школьный и т.п.) имеет свои анатомо-физиологические и психологические особенности и возможности, в соответствии с которыми планируется и осуществляется учебно-воспитательная деятельность.
|
В формировании личности существенную роль играет преемственность в обучении и воспитании. Возрастные особенности развития не являются устойчивыми в пределах возраста, механически заменяющимися особенностями, свойственными следующему этапу развития. Развитие личности - сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных, психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтапном взаимодействии.
Высшие уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка, индивида как личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития. При этом, направляя развитие личности, следует иметь в виду, что характерные для определенного возраста особенности развития не всегда совпадают с паспортным возрастом человека, что обусловливается врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма [29, с.97].
Соотношение между генетическими и средовыми детерминантами
Процесс развития личности есть результат постоянно продолжающегося взаимодействия между генетическими и средовыми факторами. Наследственность фиксирует некоторый набор возможных вариантов, а среда в итоге как бы выбирает один конкретный вариант, т.е. наследственность может устанавливать диапазон, внутри которого дальнейшее развитие данного свойства определяется условиями среды. Концепция диапазона реакции вместе с тем не может обрисовать процесс непрерывного взаимодействия между природой и воспитанием.
Таким образом, можно сделать вывод, что личность детерминируется множеством взаимодействующих факторов, включая генетические, культурные, классовые и семейные влияния.
Наследственность обеспечивает индивида способностями. Взаимодействие множества генетических и средовых факторов можно наблюдать в каждом значительном аспекте личности. Теория личности должна объяснить, как происходит развитие структур и особенностей (характера) поведения.