ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1
Институты социализации – это социальные учреждения, направляющие процессы социализации и оказывающие на них влияние.
Различают:
первичные институты социализации;
вторичные институты социализации.
Формирование личности, переход молодого поколения к взрослой жизни осуществляется благодаря эффективному функционированию семьи и социальных институтов образования – традиционных институтов социализации.
В современном мире на социализацию личности все большее влияние оказывает Интернет и СМИ. Виртуальный мир дает свободу для выражения своих чувств, эмоций, взглядов и настроений, жизненных позиций, помогает преодолеть внутриличностные, внешние конфликты (конфликты со сверстниками, в семье и т.д.).
Сетевая среда оказывает негативное воздействие на социализацию личности. Интернет:
усиливает процесс опосредованного общения,
воздействует на психическое состояние,
формирует негативные поведенческие установки,
вызывает интернет-зависимость.
Негативное влияние на социализацию личности оказывает увлечение компьютерными играми, часто сопровождающимися элементами насилия.
Институты первичной социализации
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2
Первичная социализация – сфера межличностных отношений, непосредственного окружения человека.
К институтам первичной социализации относятся:
семья,
школа,
группа сверстников,
спортивные секции,
творческие кружки.
Агенты первичной социализации:
родители,
бабушка и дедушка,
братья и сестры,
тети, дяди и другие родственники,
учителя,
тренеры, руководители кружков,
друзья,
лидеры молодежных группировок.
Наиболее близким «социальным окружением» ребенка является семья. Она помогает ребенку безболезненно вписаться в социум.
|
Первичная социальная сущность ребенка формируется в семье, так как в ней:
проходит процесс половой идентификации,
ребенок знакомится с половыми ролевыми стереотипами,
получает определенный социальный статус,
определяется будущий образовательный и культурный уровень.
Семья может оказать негативное влияние на процессы социализации личности, если
родители обладают низким социальным положением,
наблюдается социальное отчуждение,
семья неполная,
с ребенком жестоко обращаются,
родители злоупотребляют алкоголем или другими наркотическими, или психотропными веществами,
наблюдаются девиации в поведении родителей.
Школа – институт социализации, она выступает эмоционально нейтральной средой, где отношение к ребенку строится объективно, исходя из его реальных качеств.
В школьный период социализации наблюдается:
формирование самооценки,
осознание ребенком, что представляет собой успех и неудача,
понимание соревновательной составляющей,
умение преодолевать препятствия и трудности.
Одним из важнейших институтов социализации является спорт, оказывающий позитивное влияние на формирование духовно и физически здоровой личности.
ЗАМЕЧАНИЕ 1
В современном мире с развитием компьютерных технологий, компьютеризацией семьи и школы наблюдается значительное снижение уровня физической активности ребенка, что негативно сказывется на его развитии.
Институты вторичной социализации
Вторичная социализация – сфера социальных, формальных отношений, оказывающая влияние на формирование личности.
|
К институтам вторичной социализации относятся:
государство,
государственные органы,
школа,
университеты,
армия,
производство,
церковь,
средства массовой информации,
Интернет.
Агенты вторичной социализации:
представители органов власти,
администрация учебных заведений,
руководители предприятий,
вышестоящие по званию лица в армии,
сотрудники средств массовой информации.
В индустриальном обществе важным фактором социализации является работа. Работа интегрирует личность во взрослую жизнь. Профессия помогает найти свое место в обществе, является мощным средством самоидентификации, позволяет быть признанным в социуме.
Труд дает ощущение престижа, наделяет человека социальной значимостью. Через труд формируется опыт общения с коллегами и работодателями, индивид знакомится с нормами и правилами, принятыми в профессиональной среде.
На производственную социализацию может быть три типа реакции:
конформизм – принятие всех норм и ценностей безоговорочно;
творческий индивидуализм – принятие основных норм и ценностей (выборочно);
протест – отказ от всех норм и ценностей.