Алгебраическая нотация и запись ходов




7.1. В шашках адиюх принята алгебраическая система условных обозначений полей доски.

7.2. Прямые ряды полей, состоящие из 8 полей (4 черных и 4 белых) и иду­щие снизу вверх называются вертикалями. Восемь вертикалей (слева направо для белых и справа налево для черных) обозначаются строчными латинскими буквами a, b, c, d, e, f, g, h соответственно
(в русском произношении - «а», «бэ», «це», «дэ», «e», «эф», «же», «аш»).

 

7.3. Прямые ряды полей, состоящие из 8 полей (4 черных и 4 белых) и распо­ложенные слева направо называются горизонталями. Восемь горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз - для черных) нумеруются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответственно. Следовательно, в начальной позиции белые шашки расставляются на первой, второй и третьей горизонталях,
а черные шашки - на восьмой, седьмой и шестой горизонталях.

7.4. Как следует из предыдущих правил, каждый из тридцати двух темных квадратов (полей) расположен на пересечении соответствующей вертикали и горизонтали и неизменно обозначается единственным сочетанием буквы и цифры (Рисунок 3).

 

8   b8   d8   f8   h8
7 a7   c7   e7   g7  
6   b6   d6   f6   h6
54 a5   c5   e5   g5  
  b4   d4   f4   h4
3 a3   c3   e3   g3  
2   b2   d2   f2   h2
1 a1   c1   e1   g1  
  a b c d e f g h

Рисунок 3 – Обозначение полей шашечной доски.

7.5. Пользование нотацией дает возможность записывать как целые партии, так и отдельные позиции, например расположение фигур в нача­ле партии (Рисунок 2) записывается следующим образом: белые - а1, а3, b2, с1, с3, d2, е1, е3, f2, g1, g3, h2; черные - a7, b6, b8, c7, d6, d8, e7, f6, f8, g7, h6, h8.


Рисунок 4 – Пример для пояснения правильности записи позиции.

На Рисунке 4 приведена позиция, которая записывается следующим образом:
белые: a5-1, d4-1, e5-2/1, f8-3/1, g3-1/3, g5-1/1; черные: a1-1, b6-2/3, c7-3.
После символа / записывается количество шашек другого цвета в двухцветных башнях.

7.6. Для записи хода фигурой обозначают сначала поле, на кото­ром фигура стояла, затем ставят дефис и записывают поле, на кото­рое она ставится, например a3-b4.
При записи взятия вместо дефиса ста­вится двоеточие, например a3:c5.


7.7.1. При взятии одним ходом нескольких фигур запись хода производится следующим образом: сначала записывается поле, с которого фигура начала свой ход, затем ставится двоеточие и обозначается поле, на которое она встала после взятия последней фигуры.

7.7.2. Если необходимо отметить направление взятия то после записи поля, с которого началось взятие, последовательно записывают обозначения полей, на которых совершалось изменение направления. Между обозначениями отдель­ных полей ставится двоеточие.

7.8. Кроме показанного выше способа полной записи допускается сокращен­ная запись: сначала записывается вертикаль, которую покидает фигура, а затем обозначается поле, на которое она ставится после хода или взятия. Двоеточие при взятиях ставить не обязательно.


Рисунок 5 – Позиция для пояснения правильности записи взятия фигур.


В позиции, изображенной на Рисунке 5 возможны три направления взятия и записываются они так:
1. f8:a3:c1:f4:h2
2. f8:b4:d2:f4:h2
3. f8:b4:e1:h4


7.9. При записи партии ход белых вместе с ответом черных нумеруется как один ход.


Пример записи партии:


1. c3-b4 b6-c5 2. b4-a5 a7-b6 3. b2-c3 c5-b4 4. a3:a7 c7-b6 5. a5:e5 f6:b2 6. a1:c3 d8-c7
7. g3-f4 e5:g3 8. h2:f4 g3:e5 9. e3:g5 h6:f4 10. d2-e3 f4:b4 11. b2:h6 g7-f6 12. e5:g7 h8:f6 13. g7:e5 f8-e7 14. f6:d8 b8-c7 15. d8:a5. Счет 17:7. или

1. cb4 bc5 2. ba5 ab6 3. bc3 cb4 4. aa7 cb6 5. ae5 fb2 6. ас3 dc7 7. gf4 eg3 8. hf4 ge5 9. eg5 hf4 10. de3 fb4 11. bh6 gf6 12. eg7 hf6 13. ge5 fe7 14. fd8 bc7 15. da5. Счет 17:7.
(Рисунки 6 - 9).

 

 



Рисунок 6 (после 6…dc7) Рисунок 7 (после 10…fb4)

 


Рисунок 8 (после 11. bh6) Рисунок 9 (после 15. da5 – конечная позиция)

8. Нарушения

8.1. Если перед началом партии обнаруживается что фигуры на доске расставлены неправильно либо соперникам предоставлены фигуры не того цвета которые должны быть в соответствии с протоколом, в котором указаны пары участников очередного тура то исправить это можно только до начала партии. После того как оба соперника сделали хотя бы по одному ходу исправления не вносятся, партия продолжается и ее результат считается действительным.

8.2. Если игрок сместил, либо развалил одну или несколько фигур на доске, он должен восстановить правильную позицию за счет своего времени. Если это невозможно партия объявляется проигранной виновной стороной. Если необходимо, любой из соперников должен остановить часы и обратиться за помощью к судье.

8.3. Если игрок совершил одно из следующих нарушений:

- сделал неправильный ход фигурой;
- сделал ход частью башни;

- сделал два хода подряд;

- тронул одну из своих фигур, а ход сделал другой фигурой;
- тронул одну из фигур соперника, а взял другую фигуру;

- взял ход обратно;

- сделал ход фигурой соперника;

- сделал тихий ход фигурой, когда необходимо произвести взятие;

- взял не все фигуры, которые должны были быть взяты;
- захватил меньшее или большее количество шашек, чем должно было быть;
- взял одну или несколько собственных фигур;
- сделал ход двумя руками;
- не сделав хода, пустил без причины часы соперника,
то только его соперник имеет право решить исправлять ли эту ошибку или нет.
Если же соперник сделал ответный ход, то он теряет право требовать исправления.


8.4. Если игрок сначала дотрагивается до одной фигуры, а затем хо­дит другой фигурой, его соперник может переключить часы обратно и обязать сде­лать ход фигурой тронутой первой, если ход или взятие этой фигурой возможно в соответствии с Правилами.

8.5. Если игрок сначала дотрагивается до одной фигуры соперника, а затем берет другую фигуру, его соперник может переключить часы обратно и обязать произвести взятие фигуры тронутой первой, если взятие этой фигуры возможно в соответствии с Правилами.


8.6. Если игрок сделал невозможный ход в соответствии с Правилами или допустил иную ошибку, указанную в пункте 8.3 включив при этом часы партнера, то его соперник может переключить часы назад и обязать за счет его времени исправить ошибку. Если соперники не достигли согласия, возможна остановка часов с обязательным обращением к судье для принятия Решения.


8.7. Выполнение невозможных ходов с последующим пуском часов соперника с целью накопления дополнительного времени (при игре с добавлением времени за каждый сделанный ход) является грубым нарушением Правил, которое наказывается спортивными санкциями в соответствии с Правилами. Если игрок нажимает часы, не делая хода, это надо учитывать и наказывать как при невозможном ходе.

 

8.8. Невозмож­ный ход, не замеченный обоими игроками, не может быть изменен впослед­ствии и не может служить основанием для протеста. После окончания партии никакие претензии не принимаются, и ее результат считается действительным.

9. Контроль времени на обдумывание ходов
9.1. В соревнованиях в спортивных дисциплинах «шашки адиюх-64», применяется контроль времени (каждому игроку) от 20 минут и более до конца партии. Рекомендуемый контроль времени:

- от 20 минут и более плюс 30 секунд на ход до конца партии;

- 30 минут плюс 30 секунд на ход до конца партии.


9.2. В соревнованиях в спортивных дисциплинах «шашки адиюх-64 - рапид», применяется контроль времени (каждому игроку): 7 - 15 минут до конца партии. Рекомендуемый контроль времени:

- 8 минут плюс 4 секунды на ход до конца партии;

- 7 минут плюс 5 секунд на ход до конца партии.


9.3. В соревнованиях в спортивных дисциплинах «шашки адиюх-64 - блиц» применяется контроль времени (каждому игроку): 3 - 5 минут до конца партии. Рекомендуемый контроль времени:

- 3 минуты плюс 2 секунды на ход до конца партии.


9.4. Положением (Регламентом) соревнования может устанавли­ваться иной контроль времени не противоречащий данным Правилам.


10. Рапид и блиц

10.1. Соревнования проводятся в спортивных дисциплинах, содержащих в своих наименованиях слова «рапид», «блиц» с контролем времени указанным в пунктах 9.2 и 9.3 соответственно.


10.2. Обязательно использование турнирных часов. Запись ходов в партии не обязательна.

10.3. Любой игрок желающий обратиться к судье для принятия им Решения по ситуации, возникшей при игре партии, имеет право остановить часы на время рассмотрения его жалобы. В случае необоснованности обращения к судье и остановки часов судья может применить к этому игроку спортивные санкции в соответствии с пунктом 5.4.14.2 Правил вида спорта «шашки».

 


11. Примеры, поясняющие особенности правил взятия.

На Рисунках 10 - 27 приведены примеры для пояснения правил взятия.
Для наглядности приведены не все 24 шашки.


Рисунок 10 Если на Рисунке 10 ход белых, то у них есть выбор из четырех тихих ходов: b4-a5, b4-c5, c1-d2, g7-f8. А если ход черных, то у них имеется пять тихих ходов: b2-a1, e7-d6, e7-f6, f2-e1, f4-e3, g3-h2. Дамки b8 и g1 ходить без взятия не могут.


Рисунок 11 Рисунок 12

На Рисунке 11 ход белых d4-f6. Белая шашка d4 обязана взять черную шашку e5, в результате взятия на поле f6 образовалась башня из двух шашек – верхней белой и нижней черной (Рисунок 12).


На Рисунке 13 ход белых 1. d4-f6. Белая башня d4(2/2) обязана взять черную башню e5(2/2), в результате взятия поле d4 стало свободным, на поле f6 образовалась белая башня(2/3), а на поле e5 осталась черная башня(1/2). Таким образом (Рисунок 14) верхняя шашка взятой башни соперника стала нижней шашкой взявшей ее башни то есть взявшая башня увеличилась на одну шашку, а взятая башня уменьшилась на одну шашку (обратно пропорциональное соотношение). Далее последовало: 1…e5-g7 (Рисунок 15) 2. f6-h8 (Рисунок 16).


Рисунок 13 Рисунок 14

 


Рисунок 15 Рисунок 16

На Рисунке 17 при ходе белых у них на выбор есть два направления взятия – взять две фигуры h2-f4-d2 (Рисунок 18), либо, взяв три фигуры пройти в дамки h2-f4-h6-f8 (Рисунок 19).


Рисунок 17 Рисунок 18

Рисунок 19 Рисунок 20


На Рисунке 20 у белых имеется выбор из двух взятий - дамкой h8 взять одну шашку h8-e5 (Рисунок 21), либо другой дамкой f8 взять три фигуры f8-a3-c1-h6 (Рисунок 22). В обоих случаях на конечном поле дамка превращается в простую фигуру.


Рисунок 21 Рисунок 22

 


На Рисунке 23 ход белых и у них три направления взятия.
№1. h6-f8-d6-a3. Простая шашка h6 взяв шашку соперника g7, превращается на поле f8 в дамку, тем же ходом берет как дамка башню соперника e7, затем башню b4, и остановившись на конечном поле a3, снова становится простой башней. В результате поле g7 стало свободным, освободилась башня из 2 белых шашек на поле e7, на поле b4 осталась башня из 2 черных шашек, а на поле a3 образовалась простая башня из 1 верхней белой и 3 черных шашек (Рисунок 24).
№2. Если дамка берет так: h8-f6-d8, то в результате поле g7 стало свободным, освободилась башня из 2 белых шашек на поле e7, а на поле d8 дамка осталась дамкой, состоящей из 3 белых верхних шашек и 3 черных нижних шашек (Рисунок 25).
№3. Если дамка берет так: h8-c3-a5, то в результате поле g7 стало свободным, на поле b4 осталась башня из 2 черных шашек, а на поле a5 дамка превратилась в простую башню из 3 верхних белых и 3 нижних черных шашек (Рисунок 26).


Рисунок 23 Рисунок 24


Рисунок 25 Рисунок 26
В этом положении (Рисунок 27) при ходе белых у них четыре направления взятия. Они могут взять дамкой так: d8-h4 (снята верхняя шашка с башни f6)- e1-c3-e5-g7 (дамка стала простой фигурой), или d8-h4-e1-c3-e5-h8 (дамка осталась дамкой), в обоих случаях взяв дважды башню соперника f6. Либо: d8-h4-e1 (снята шашка g3)- c3-e5-g3, или d8-h4-e1-c3-e5-h2, в обоих случаях взяв шашку соперника f4, т.к. поле g3 свободно из-за ранее снятой шашки.
В следующем положении (Рисунок 28) белые берут: h8-с3-е1-g3-d6-b4-e1-g3-d6-b4-e1-g3-b8 и выигрывают со счетом 13:11. Обратите внимание, что белая дамка четырежды(!) взяла одну и ту же черную башню на поле е5.



Рисунок 27 Рисунок 28


УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ АНАЛИЗЕ ПАРТИИ

! сильный ход
!! очень сильный ход
? слабый ход
?? очень слабый ход, зевок
!? острый ход
?! сомнительный ход
~ любой ход
= равенство
+= равенство в пользу белых
+- преимущество в пользу белых
=+ равенство в пользу черных
-+ преимущество в пользу черных


Автор игры в шашки адиюх Виктор Панькович в 2021 году предложил вариант этой игры на восьмидесятиклеточной доске. Расширенная доска с добавлением двух вертикальных линий «i» и «j» (40 игровых полей) и увеличенное число шашек (по 15 шашек с каждой стороны) создают возможности для новых игровых ситуаций. За счет новых вертикалей центр расширяется, а фланги становятся продолговатыми, имеется десять дамочных полей. А главное, всё это исключает возможности прямого копирования и дублирования дебютов и комбинаций, известных в русских столбовых шашках и башнях-поддавках, а также использование при анализах подсказок с компьютерных программ по этим Играм. Для победы в партии требуется набрать 16 или более шашек на половине доски соперника. Выигрыш в партии возможен с различным счетом от 16:14 до 30:0, а ничья – лишь 15:15.

 


ПРАВИЛА ИГРЫВ ШАШКИ АДИЮХ-80

Правила игры в шашки адиюх-64 действительны и для шашек адиюх-80, за исключением положений, перечисленных ниже.

1. Шашечная доска состоит из 80 (8х10) одинаковых по размерам квадратов, попеременно свет­лых (желтых) и темных (зеленых) полей. Игра ведется только на темных полях. Шашечная доска располагается между партнерами таким образом, чтобы в ближайшем углу слева от играющего находилось темное угловое поле.

2. В официальных соревнованиях должна применяться доска, имеющая игровую поверхность размером 35х45 см. Для доски с размером поля 40 мм диаметр шашки должен быть 35 мм.

3. На доске имеются 10 дамочных полей (по 5 полей с верхней и нижней стороны доски),
а также 15 диагоналей.

 

4. Во время игры партии каждому игроку принадлежат шашки одного цвета: белого или черного. Перед началом игры 15 белых и 15 черных шашек расставляются на темных полях первых трех горизонтальных рядов с каждой стороны (Рисунок Шашечная доска с шашками).

 


5. Цель каждого игрока – выиграть партию, набрав больше очков, то есть получить в конечной позиции на половине доски соперника суммарное большинство белых и черных шашек (шестнадцать или более шашек).Следовательно, результат партии возможен с различным счетом при обратно пропорциональном соотношении выигрыша и проигрыша.
А именно -
16:14 (14:16), 17:13 (13:17), 18:12 (12:18), 19:11 (11:19), 20:10 (10:20), 21:9 (9:21), 22:8 (8:22),
23:7 (7:23), 24:6 (6:24), 25:5 (5:25), 26:4 (4:26), 27:3 (3:27), 28:2 (2:28), 29:1 (1:29), 30:0 (0:30).


6. Выигравшим партию признается тот, чей соперник признал свое поражение. Игрок, который таким образом выиграл партию, получает тридцать (30) очков, а его соперник, который сдался и проиграл партию, получает ноль (0) очков.

7. Игрок, который просрочил время и проиграл партию, получает ноль (0) очков, а его соперник, который таким образом выиграл партию, получает тридцать (30) очков.

8. Партия считается закончившейся вничью со счетом 15:15 и каждый игрок получает пятнадцать (15) очков, если в конечной позиции на каждой горизонтальной половине шашечной доски суммарное количество белых и черных шашек составляет пятнадцать шашек.

9. Прямые ряды полей, состоящие из 10 полей (5 черных и 5 белых) и распо­ложенные слева направо называются горизонталями. Восемь горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз - для черных) нумеруются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответственно. Следовательно, в начальной позиции белые шашки расставляются на первой, второй и третьей горизонталях,
а черные шашки - на восьмой, седьмой и шестой горизонталях.

 

Прямые ряды полей, состоящие из 8 полей (4 черных и 4 белых) и иду­щие снизу вверх называются вертикалями. Десять вертикалей (слева направо для белых и справа налево для черных) обозначаются строчными латинскими буквами a, b, c, d, e, f, g, h, i, j соответственно
(в русском произношении - «а», «бэ», «це», «дэ», «e», «эф», «же», «аш», «и», «жи»).

10. Контроль времени на обдумывание ходов

10.1. В соревнованиях в спортивных дисциплинах «шашки адиюх-80» применяется контроль времени (каждому игроку) от 25 минут и более до конца партии. Рекомендуемый контроль времени:

- от 25 минут и более плюс 30 секунд на ход до конца партии;

- 35 минут плюс 30 секунд на ход до конца партии.

10.2. В соревнованиях в спортивных дисциплинах «шашки адиюх-80 - рапид», применяется контроль времени (каждому игроку):
8 - 18 минут до конца партии. Рекомендуемый контроль времени:

- 10 минут плюс 4 секунды на ход до конца партии;

- 8 минут плюс 5 секунд на ход до конца партии.

10.3. В соревнованиях в спортивных дисциплинах «шашки адиюх-80 - блиц» применяется контроль времени (каждому игроку):
4 - 6 минут до конца партии. Рекомендуемый контроль времени:

- 4 минуты плюс 2 секунды на ход до конца партии.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: