Ранняя лирика О. Уайльда




Анализ образного строя поэмы «Равенна» (1878) показывает ее логичность и многосторонность, соответствие и гармонию ее содержательного и выразительного планов. Обращение Уайльда к теме «вечного» европейского города - Равенны - представляет бесспорный интерес для понимания поэтического кредо Уайльда. Английский поэт отдает все свое восхищение чужому итальянскому городу: в его сознании он представляет живой контраст современной городской культуре Англии в эпоху утраты прежних ценностей духа во имя вполне практических, но отнюдь не поэтических, материальных ценностей. Равенна для Уайльда воплощает вечность прекрасного, которое, к сожалению, не имеет соответствий в реальной действительности. Уайльд уже первым стихотворным произведением обращается к темам современности, но через некую кодовую систему образов, которая вызвана к жизни как раз этим несоответствием современного мира тому, которого достойна Англия с ее многовековыми духовными традициями и достижениями. Поэмой «Равенна» через прием поэтического подтекста начался поиск приемов и средств, которые могли помочь Уайльду выразить свое неприятие пошлого мира Викторианской Англии. Для такого разговора стихотворная форма поэмы была удобна в силу предлагаемых сложившейся поэтической традицией тем и образов.

Использование поэмы как стихотворной формы прослеживается на протяжении всего раннего и зрелого творчества Уайльда.

В 1881 году вышел его первый поэтический сборник «Стихотворения», написанный в духе «братьев прерафаэлитов». Он выдержал пять переизданий по 250 экземпляров в течение года. Все расходы по изданию взял на себя сам Уайльд. Ранние стихи его отмечены влиянием импрессионизма, в них выражены непосредственные единичные впечатления, они невероятно живописны.

Сборник открывается набранным курсивом стихотворением Hélas!, в котором выражено кредо автора. Первый раздел называется «свобода». В этот раздел вошли сонеты и другие стихи, посвящённые политической тематике, — «Сонет к свободе», «Мильтону», и другие. Раздел «Мистическая роза» состоит в основном из стихотворений, вызванных поездками в Италию и часто связанных с католической церковью, с посещением Ватикана (к примеру, «Пасха», где помпезность торжественной церемонии с участием Римского Папы противопоставлена Евангельской аллюзии). Разделу «Цветы на ветру», стихотворения в котором посвящены преимущественно Англии, противопоставлен раздел «Цветы золотые», куда вошли стихи, касающиеся в основном тем искусства («Могила Китса», «Могила Шелли» и др.). К этому разделу примыкают стихотворения о театре («Федра», посвящённая Саре Бернар, цикл из двух стихотворений «Написанное в театре «Лицеум», посвящённый Эллен Терри). Завершает сборник раздел «Четвертая вариация», куда вошёл сонет Tædium Vitæ, вызвавший скандал в Оксфордском дискуссионном обществе.

Hélas!

С любою страстью по теченью плыть,
Пока душа как лютня для ветров —
За это я был в жертву дать готов
Ученья мудрость и аскетом жить?
А жизни свитком предстояло быть,
Что перечеркнут сворой шалунов
На празднике, где праздность спетых слов
Все сущее способна исказить.
Но ведь, конечно, солнечных высот
Я мог достичь; где фальшь живет, играя,
Для слуха Бога чистый взять аккорд.
То время умерло? В любовный мед
Я небольшой свой жезл опять вонзаю.
И что, души наследство я теряю?

В сборник «Стихотворения» (1881) включены пять поэм, которые композиционно оформляют сборник, чередуясь с пятью стихотворными циклами. Они составляют смысловое и композиционное целое сборника «Стихотворений» общей темой красоты и вечности истинного искусства, которое, если и не спасет современный Уайльду мир викторианской Англии, то, во всяком случае, останется той культурной и исторической основой, которая не подвластна времени и равна по силе самой природе и Богу.

Поэмы отличает ясная и логическая выверенная интонация: Уайльд сознательно выстраивает их в определенной последовательности, обусловленной его эстетическими поисками. Неприятие новой Англии с ее ханжеством и утилитарной моралью вызывает к жизни образы иной Англии, которая имеет право на возрождение благодаря великому прошлому и творчеству ее талантливых и гениальных писателей. Обращение к истокам природным, культурным и религиозным подтверждает правомерность веры в будущее, но поскольку речь идет о мире человека и его духовности, то здесь Уайльд допускает наличие стихийного и страстного начала, которое вступает в противоречие с общепринятым и традиционным. Присутствующее в эстетике Уайльда противоречивое отношение к общепринятым ценностям и тенденция к их пересмотру, если не отрицанию, в полной мере отражены в его поэзии, и поэмах в частности.

Через весь сборник проходит прием подхвата темы через повтор ключевых слов в открывающем и завершающем циклы стихотворениях: в них всегда слышна перекличка с поэмой. Един и лирический герой в своем сомнении и противоречии. Лирический герой демонстрирует тесную связь с эллинизмом и христианством в философских рассуждениях о быстротечности времени, о Красоте и ее месте в жизни, о Любви и Страсти, о Чувстве и Разуме.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что поэмы сборника несут основную смысловую и композиционную нагрузку сборника Уайльда. Этот принцип предлагается считать основным при анализе всего сборника.

Анализ поэмы «Равенна» и «Стихотворений» (1881) позволяет выделить темы, мотивы и образы, характерные для ранней поэтической манеры Уайльда, а также выразительные средства, которые можно характеризовать как «определяющие» в технике Уайльда-поэта. Он обращается к темам «вселенского» характера: это религиозные, политические, философские и эстетические вопросы веры, свободы, демократии, красоты и любви, жизни и смерти. Масштабность лирических переживаний и их трагичность присутствует не только в длинных стихотворных повествованиях (поэмах), но и в небольших стихотворениях; присутствие скабрезных тем, характерных для «конца века» дает им новый «скандальный» оттенок.

Для стихотворений Уайльда характерен принцип противопоставления и параллелизма как на содержательном, так и выразительном уровне. Принцип контраста и совмещения, на первый взгляд, несовместимых понятий и образов (парадокса), создает удивительный эффект новизны и свежести. Другим характерным для поэзии Уайльда свойством является большое число аллюзий на известные классические и современные литературные произведения и другие художественные и религиозные источники. В связи с этим свойством поэзии Уайльда представляется важным сослаться на мнение М.Корнера, что «Уайльд был слишком умен, чтобы механически имитировать «чужие голоса»; все, что он брал, он переозвучивал так, что это было всегда интересно и часто непредсказуемо».

Реминисценции Уайльда носят сознательный характер и, исходя из их своеобразного содержания и числа, они могут расцениваться как элементы «модернистской» техники в литературе. Кроме того, как видно на примере анализа образного строя поэмы «Равенна», Уайльд не только приглашает читателя вспомнить творения великих поэтов прошлого, но и вступает с ними в «диалог», предлагая свою трактовку, или соединяя несколько разных источников - например, несколько мифов («Новая Елена»), или вообще намеренно «запутывая» читателя. В любом случае, аллюзии/ реминисценции свидетельствуют скорее о находке Уайльда, чем «имитации».

Наконец, особо следует отметить эксперименты Уайльда в области синтеза искусств и создания цикла «импрессионистических» стихотворений. В них особенно ярко проявилось сочетание английского стихотворения с французской живописью. Стихотворения, живописно и музыкально передающие впечатление и настроение свидетельствуют о новаторстве Уайльда, о его стремлении к «синтезу искусств», характерном для «конца века».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: