Строкер М50b30 безванос на базе КШМ м54b30
Очень давно хотел собрать себе такой мотор, потому постараюсь писать чтоб поменьше лирики, побольше по делу.
Вообще «рецептов» по постройке подобного строкера достаточно много. Просто я пошёл тем путём, который мне был более выгоден в плане цены без особого ущерба ресурсу мотора. Скажу сразу, сколько в общем было потрачено денег в конечном итоге я не знаю, т.к. не считал – ибо ни к чему это, раз уж отважился на сей проект.
Итак, ближе к делу. Иными словами, вот список железяк и прокладок, которые нам понадобятся:
1) Пустой блок м50б20 с масляными форсунками, крышками коренных шеек коленвала и маслоотражателем. А так же желательно чтоб была передняя крышка ГРМ и задняя крышка, где стоит задний сальник коленвала. Ваносный блок или безваносный – пофиг. Главное чтоб он был чугунный.
2) Маслонасос. Я использовал от м50б25 безванос.
3) Коленвал м54б30. Коленвал я брал вместе с болтом, на который крепится шкив. Не знаю, возможно и подошёл бы болт от м50, но я не стал экспериментировать. Хочу обратить внимание на то, что на коленвале имеется зубчатый венец импульсного датчика – его нужно обязательно снять, т.к. он нам уже не нужен да и если его не снять, то масляная форсунка шестого цилиндра будет лить в аккурат в него. Берём наш коленвал и измеряем шейки на предмет износа, а уж далее принимаем решение шлифовать его или нет. Допуски по износу вот:
Коренные шейки:
Номинал жёлтая: 59,984 - 59,990
Номинал зелёная: 59,977 - 59,983
Номинал белая: 59,971 - 59,976
Ремонт 1:
жёлтая: 59,734 - 59,740
зелёная: 59,727 - 59,733
белая: 59,721 - 59,725
Ремонт 2:
жёлтая: 59,484 - 59,490
зелёная: 59,477 - 59,483
белая: 59,471 - 59,476
Радиальный зазор подшипников коленвала: 0,020 - 0,058
Биение не более 0,05
Осевой зазор: 0,080 - 0,163
Ремонтные размеры центрирующих подшипников коленвала
Номинальная: 25,0 F8
Класс 1: 25,2 F8
Класс 2: 25,4 F8
|
Шатунные шейки:
Номинальная мм 45,00 -0,009
Класс 1 мм 44,75 -0,009
Класс 2 мм 44,50 -0,009
Радиальный зазор между вкладышами и шейкой коленчатого вала: 0,020 - 0,055
4) Шатуны м54б30. 135 мм. Естественно проводим ревизию втулок.
5) Поршни с пальцами м54б30 STD. (диаметр 83,95мм., компрессионная высота 28,32) Тепловой зазор для оригинальных поршней по ТИС: 0,01-0,04. Я сделал 0,03.
6) Поршневые кольца м54б30 STD. Я брал Mahle Kolben № 083 20 NO.
7) Шатунные вкладыши м54б30. Колено у меня было в номинале, потому брал вот эти: № 87 490 600 (KS)
8) Коренные вкладыши вот такие: 87 491 601 (KS). Вообще бытует мнение что у м50/52/54 они одинаковые, но пишу то, что поставил себе.
9) Прокладка поддона м50б25 (Витя Рейнц).
10) Сальники коленвала перед № 050 260. Зад № 301 870 (Elring).
11) Прокладка ГБЦ сток м50б25. № 61-31940-00 (Витя Рейнц).
12) ГБЦ с пружинами, тарелками, сухарями, клапанами, постелями, гидрокомпенсаторами и датчиком температуры использовалась от м52б25. Менять направляющие клапанов или нет – смотрим сами по состоянию. Маслосъёмные колпачки под замену обязательно (я брал Elring).
13) Передняя крышка ГБЦ – м50б25. Отлично садится на ваносную голову. Пилить/точить/сверлить ничё не надо. «Bolt - on » как говорится.
14) Распредвал впуск – впускной м50б25
15) Распердвал выпуск – впускной м50б25. При установке этого вала есть нюанс. Берём родной выпускной вал в руки и этот впускной и летим к токарю, чтоб он отторцевал посадочное под звезду ГРМ. Работа в принципе элементарная. При установке этого распредвала на метки внимания не обращаем, а ставим зеркально впуску, который можно и по квадрату выставить как в стоке на м50б25.
|
16) Большая звезда ГРМ, как и все цепи – м50б25
17) Малые звёзды ГРМ – выпускные от м52б25. У этих звёзд больше прорези, что позволяет нам круче вертеть валы при настройке мотора.
18) Прокладка крышки клапанов – м50б25. Тоже есть кой-какой нюанс. На ней есть резиновые пипки, которые утапливаются в специальных отверстиях, которые имеются в ГБЦ м50, а в ГБЦ м52 их нет. Выхода два: либо сверлим отверстия, либо срезаем пипки, что я и сделал.
19) Натяжители большой и малой цепи, а так же направляющую планку малой цепи я поставил от м50б25. «Лыжа», он же «Башмак» поставлена от м50б20ТУ (т.к. он у меня валялся). Думаю что это всё подошло бы от любого м50/52/54.
Ну и надо понимать, что это не список покупок, а скорее просто описаны кое-какие особенности комплекта данного мотора. Само собой, что нужно будет купить прокладки передней крышки ГРМ, возможно что направляющие клапанов будут под замену и т.д.
Сборка мотора и прочие нюансы, которые меня поджидали.
Сейчас просто в двух словах распишу как я всё это собирал и что возникало в процессе.
Переворачиваем блок, который предварительно был промыт, продут и т.п., всё хорошенько там смазываем трансмиссионкой 75w90. Укладываем вкладыши коленвала в постель коленвала. Вставляем вкладыши в крышки коленвала. Вкладыши в постели снова смазываем трансмиссионкой. Обращаю внимание на упорный подшипник – ставится он на предпоследнюю шейку. Укладываем коленвал в постель, предварительно сняв с него зубчатый венец, который можем выкинуть и смазываем коренные шейки трансмиссионкой. Ни в коем случае не допускать попадания масла в отверстия для болтов крепления крышек! Далее ставим крышки коленвала (они же бугеля). Тут обращаем внимание на положение замков – ставятся замок к замку. После того как закрыли всё это дело крышками, то можно слегка обстучать их ЧИСТОЙ рукояткой молотка, чтоб они сели на место. Далее берём болты, у которых предварительно смазали шляпку и кончик резьбы маслом и начинаем протягивать коленвал. Протяжка осуществляется от центра к краям. Финальный момент затяжки = 8 кг., но это не говорит о том, что нужно сразу тянуть таким моментом. Протягиваем аккуратно в несколько подходов увеличивая момент затяжки. И ни в коем случае не перетягивать!!!
|
Переворачиваем блок и заряжаем поршни, которые уже в сборе с кольцами, шатунами и верхним вкладышем шатуна. Какие особенности: на поршне имеется стрелка, она должна быть вперёд по ходу движения авто. Кольца нужно тоже не просто одеть, но ещё и развести. Есть куча способов разведения колец. Главное, чтоб замки колец не совпадали и чтоб замки были не по пальцу и не по юбке. Всё, обжимаем поршень оправкой и легкими ударами ЧИСТОЙ рукоятки под весом молотка опускаем поршень в цилиндр, который предварительно смазали трансмиссионным маслом.
Далее, поршни вставлены в блок, снова его переворачиваем. Устанавливаем крышки шатунов и притягиваем их к коленвалу. Обратите внимание на положение замков на вкладышах! Точно так же, замок к замку. Момент затяжки 5,4 кг. Не забываем смазывать маслом шатунные шейки. Устанавливаем маслонасос и маслоотражатель. Маслонасос пока крепим только на два передних болта и сильно не притягиваем. Далее надеваем звезду на коленвал, ставим на неё цепь привода маслонасоса со звездой, которая крепится к шкиву маслонасоса и накидываем её по шлицам на маслонасос. Далее можно притянуть насос к блоку и зафиксировать звезду гайкой, на которой обратная резьба да и затягивать её со сверхсилой не нужно.
Далее ничего сложного. Ставим заднюю крышку коленвала с сальником, накидываем большую цепь ГРМ с направляющей цепи и «лыжей», через герметик прикручиваем переднюю крышку ГРМ и закрываем низ поддоном.
На обезжиренную поверхность блока кладём прокладку ГБЦ, накрываем блок ГБЦ, в блоке штатно имеются центровочные направляющие, добиваемся того чтоб она на них села и от руки равномерно притягиваем болтами. Далее начинаем тянуть по-взрослому)) Финальный момент затяжки 8,5 кг.
Ну и в принципе всё, далее собираем как стоковый мотор установив шкив с демпфером, распредвалы и т.д. Выставляем валы сперва как в стоке, а дальше запустив мотор и послушав начинаем их вертеть, только без фанатизма))
Датчик температуры от м52 сращивал со своей проводкой от м50б25 – всё прекрасно работает. ЭБУ у меня БОШ 403.
Вот вкратце как-то так) Может о чём-то и забыл тут упомянуть, потому рекомендую прочитать мою тему по ссылке ниже. Всем удачных проектов!)) И ещё, прежде чем всё это собирать - рассчитайте степень сжатия и прочие важные параметы, т.к. возможно придётся уменьшать блок по высоте..
На авторство не претендую, т.к. я не первый, но надеюсь кому-то это поможет.
Качаев Дмитрий Игоревич
https://vk.com/d.kachaev
https://vk.com/club9364172
ссылка на тему: https://vk.com/topic-9364172_31862907
видео по сборке м50 (Евгений Травников) https://vk.com/videos-9364172?section=all&z=video-9364172_170544485%2Fclub9364172%2Calbum-9364172