Теории социальных репрезентаций




 

С. Московичи дал такое определение социальным репрезентациям: «Под социальным представлением мы понимаем совокупность понятий, выражений и объяснений, порождённых повседневной жизнью... В нашем обществе они выполняют ту же роль, что мифы и верования в традиционных обществах, можно даже расценить их как современные версии здравого смысла». Основными чертами данных социально-психологических феноменов является то, что они поддерживаются и разделяются большинством людей и являются знаниями само собой разумеющимися, понятными и не требующими дополнительных обоснований. Это те знания, которыми мы, как нам кажется, владеем с самого рождения, и даже не допускаем мысли, что может быть как-то иначе. Этими знаниями и умениями мы пользуемся всё время, обмениваемся ими друг с другом, с полной уверенностью объясняем себе происходящее и обновляем их чтением или опытом. Такие житейские представления, существующие в различных сферах жизни, и составляют «нашу способность воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, чтобы придавать смысл вещам или объяснять личностную ситуацию».

Возникает вопрос: можно ли узнать о существовании общих тенденций в имплицитных концепциях об одном и том же явлении и выявить представления различных групп людей? В последние десятилетия изучение имплицитных концепций становится всё более популярным. Рассматриваются различные стороны личности, особенно интеллектуальные. Исследовать имплицитные концепции в отношении интеллекта впервые предложил Нейссер. Он показал путь изучения того, как люди объясняют это понятие «обычным языком». Этот подход был реализован в исследованиях Р. Стернберга с соавторами. В процессе данных исследований были опрошены случайно выбранные люди и исследователи-теоретики по вопросам наиболее показательных качеств интеллектуального человека. Затем был проведён факторный анализ, который выявил три главных представления людей об интеллекте. Р. Стернберг и его сотрудники провели различные эксперименты, на основе которых были сделаны выводы о сущности имплицитных концепций. Стернберг утверждает, что имплицитные концепции не являются достоянием общественности и узнать их можно методом опроса или наблюдения за поведением в специально созданных проблемных ситуациях.

Одним из путей изучения представлений является следующая схема исследования. Именно её мы использовали при изучении представлений о творческой личности и профессионализме. Сначала была проведена такая методика, как свободное описание исследуемого явления. Например, свободное описание творческого человека. Затем проводился контент-анализ описаний с целью выявления наиболее часто встречаемых характеристик. В нашем исследовании было выбрано по 30 характеристик творческого человека и профессионала, хотя общее количество параметров превышало 70. Далее эти качества были расположены в произвольном порядке и предложены студентам творческих и технических специальностей для оценки по 5-балльной системе по уровню свойственности данных характеристик самому творческому или профессиональному человеку, которого они знают лично. А после этого была проведена статистическая обработка полученных данных.

Анализ представлений происходил по Ц-критерию Манна-Уитни и охватил следующие направления:

1. Сравнение представлений студентов творческих и технических специальностей.

2. Сравнение представлений по признаку пола:

а) имплицитные концепции юношей и девушек;

б) имплицитные концепции в отношении женщин и мужчин творцов.

3. Факторный анализ представлений по методу Д.Лоули.

Сравнение двух профессиональных групп (студентов творческих и технических специальностей) также выявило некоторые расхождения. Студенты творческих специальностей сделали больший упор на те качества творца, которые необходимы человеку для достижения его творческой цели, а не на «человеческих» характеристиках. Студенты технических специальностей оттеснили показатель «талант», поставив индивидуальность, общительность, увлечённость, эмоциональность, ум, воображение на первый план.

Различия в имплицитных концепциях профессионализма студентов творческих и технических специальностей были обнаружены по 13 характеристикам из 30, причем студенты творческих специальностей считают все эти качества более характерными для профессионала, чем студенты технических специальностей. В их число попали и творческие параметры (талант, нестандартное мышление, творческий подход к делу), и интеллектуальные (широкий кругозор, эрудированность, постоянное обновление своих знаний, умение учиться у более опытных коллег, внимательность), и мотивационные (целеустремленность, любовь к своей профессии), и личностные (общительность, постоянное самосовершенствование, эмоциональность).

В результате анализа представлений юношей и девушек был выявлен тот факт, что женщины имеют более четкий портрет творческой личности и профессионала, чем мужчины. Значимые различия в представлениях о творце были обнаружены по следующим характеристикам: воображение, талант, заинтересованность, разносторонность, целеустремлённость, увлечённость, собственная точка зрения, чувствительность, ранимость. Женщины считают эти параметры более важными для творческой личности, тогда как мужчины - не столь значимыми. При этом девушки больше отдавали предпочтения эмоциональным характеристикам, а юноши - рациональным. В отношении профессионала значимые различия были показаны по параметрам: умение объяснить суть своей работы, образованность, общительность, эрудированность, компетентность, целеустремлённость, талант, умение учиться у более опытных коллег, эмоциональность, творческий подход к делу. Девушки считают, что эти характеристики важны, юноши, наоборот, не очень значимы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: