является одним из важнейших условий человеческого счастья»




Экскурсия, как средство ознакомления дошкольников

С профессиями

И воспитания у них трудолюбия

«Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое

является одним из важнейших условий человеческого счастья»

(К.Д.Ушинский)

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача взрослых, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Очень часто родители задумываются над тем, с какого возраста следует приучать свое чадо к труду. Психологи советуют начинать с 2 – 3 лет. Но конечно же, никто не запретит делать вам это и несколько раньше. Именно с двухлетнего возраста у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности.

Дети испытывают особое удовольствие, когда их, как равных, привлекают к труду.

С появлением новых видов труда у детей 6-7летнего возраста расширяются возможности их использования в нравственном воспитании. В любом виде труда есть реальная цель, достижение которой требует определенной последовательности действий, приложения усилий для достижения результата. Социальная значимость труда воспитывает у него чувство ответственности.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, никуда от этого не деться.

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком, поваром, рабочим. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения.

Родительский пример, как метод воспитания, занимает важнейшее место в процессе формирования личности ребенка. Там, где нет положительного трудового примера родителей, дети без просьбы или принуждения не помогут ближнему, товарищу, постороннему человеку.

Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.

Также, большую роль в формировании трудовой дисциплины играет и дошкольное учреждение, в котором находится ребенок.

В процессе трудового воспитания в дошкольном учреждении необходимо учитывать принцип личностно-ориентированного подхода, который предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие трудового и морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. И принцип системности, так как для усвоения любого умения требуется постоянная тренировка рук и мозга.

В процессе наблюдения за детьми 5-6лет и выполнения ими трудовых поручений, на начальном этапе формирования группы, я отметила, что большинство детей не умеет выполнять простые операции по самообслуживанию (одевание, застегивание пуговиц и замков, одевание уличной одежды и обуви, и т.д.), а некоторые, даже не могли держать ложку и самостоятельно есть. Эта проблема стала актуальной и сподвигла на проведение бесед и анкетирования родителей группы. В результате чего выяснилось, что большинство детей не выполняют никаких бытовых и прочих поручений, часто пассивны при переодевании и самообслуживании, соответственно не развиваются возрастные навыки у детей.

Первым этапом работы стало обучение детей простейшим навыкам сомообслуживания: переодевание, складывание и развешивание одежды, прием пищи, мытье рук, посещение туалета. Подобраны игру на развитие мышления и мелкой моторики (застегни пуговицы, шнуровка, замочки и т.д.) Этот этап занял наибольшее количество времени. Одновременно, проводилось подробное индивидуальное подробное консультирование родителей по формированию и мотивации трудовых умений у детей дома. Предоставлялись памятки для родителей по трудовому воспитанию детей 5-6 лет и схемы-действия для детей. Одним из мотивационных факторов для детей и родителей в т.ч., был запущен групповой проект «Я уже большой», в процессе которого ребенок должен был выбрать наиболее подходящий трудовой процесс, освоить его, сделать фотоочет и затем, рассказать о своих достижениях одногруппникам. Этот проект поспособствовал расширению знаний детей о труде, его видах, воспитанию чувства гордости у детей за результат своей деятельности.

В целях ознакомления детей с другими трудовыми навыками людей, профессиями и формирования уважительного отношения детей к результатам чужого труда, мы выбрали такую форму работы, как экскурсии. Родители, с удовольствием поддержали эту инициативу и по возможности присоединялись.

Начали мы с экскурсии по детскому саду, и первая, знакомая детям профессия оказалась воспитатель. Дети с удовольствием рассказывали о том, должен делать воспитатель в детском саду. Позже, детям было предложено сыграть в игру «День наоборот», где роль детей выполнял воспитатель. Дети проигрывали режимные моменты, которые проходят ежедневно и оказалось, что трудно успокоить расшалившегося ребенка, уложить спать, накормить и т.д., сделали выводы о том, как нужно вести себя в детском саду и что на профессию воспитатель нужно учиться.

Затем, дети сходили на экскурсию на кухню детского сада, где, рассмотрели кухонную мебель, приборы, посуду. Повара с удовольствием рассказали этапы приготовления обеденных блюд. Через некоторое время, закрепляя полученные знания, детям было предложено самим побыть поварами и приготовить салат. Каждый ребёнок поучаствовал в каком - то этапе приготовления блюда, а затем все дружно пообедали. Дети познакомились с новыми для многих навыками по измельчению и нарезанию продуктов, учились помогать друг другу при завязывании фартука.

В детском саду, также посетили костелянную, где познакомились с профессией костелянт. Дети узнали, как хранятся и создаются костюмы, где и как делают разное оформление для помещений детского сада. Позже, девочки приносили свои необычные наряды из дома и играли в эту профессию.

Еще одна экскурсия состоялась в медицинский кабинет, где дети не только измерили рост и вес, но и рассмотрели медицинское оборудование, узнали функциональные обязанности медсестры. Затем, решили пригласить старшую медицинскую сестру с обучающим мастер классом, по профилактике нарушения осанки и зрения. Дети с удовольствием принимали участие в практикуме, и в сюжетно-ролевых играх медицинского характера тоже стали обращать внимание на эти проблемы.

Осенью, мы пошли на экологическую экскурсию на озеро «Чередовое», в ходе которой познакомились с профессией эколог, ее основным назначением. В процессе наблюдения за водой и территорией озера, дети делали зарисовки о том, что вредит чистоте воды и окружающей территории озера, взяли пробу воды в колбочке, чтобы оценить прозрачность воды. На обратном пути, дети пытались ответ на вопрос, нужна ли профессия эколог? Также, на озере мы встретили рыбака. Эта профессия оказалась детям знакома, так как многие бывали на рыбалке с родителями. Рыбак рассказал и показал, какую рыбу он поймал, и какая здесь водится, оказалось, что для каждой рыбы нужно своя приманка, что очень воодушевило детей и некоторые позже захотели выполнить аппликацию о рыбаке.

Следующим этапом решено было выйти за пределы детского сада, чтобы расширить кругозор детей. Посещение библиотеки им. Павла Васильева было интересным не только для детей, но и для взрослых. В ходе экскурсии семья одного из детей стала новым читателем библиотеки. Дети познакомились с профессиями библиотекарь, архивариус, смотритель читального зала. Много интересного узнали о названиях мебели библиотеки. А также узнали о профессиях иллюстратор, писатель, поэт и даже смогли самостоятельно сделать иллюстрацию своей экскурсии, в конце которой руководство библиотеки предложило посмотреть книги и журналы на детских полках. А также, детям рассказали, что за книгами нужно ухаживать, бережно к ним относиться. После экскурсии, в группе было решено создать авторский книжный уголок, для более подробного изучения писателей и поэтов. А также, детям была предоставлена возможность проиллюстрировать любой эпизод сказки «Колобок». Удивительно, но почти у всех детей получились разные этапы сказки, по которым, можно легко ее воспроизвести.

Экскурсия в пожарную часть поближе познакомила детей с профессией пожарный и диспетчер. Сотрудники пожарной части провели интересную экскурсию, а также разрешили примерить рабочее оборудование и амуницию. Оказалось, что сам костюм очень тяжелый, весит больше 4х килограмм, но тяжелее всего нести кислородный баллон. Ребятишки посидели в пожарной машине, рассмотрели отсек с кранами и гидронасосами, дали сигнал пожарная тревога и поучаствовали в показательном выступлении пожарных по сбору и выезд по тревоге. В процессе экскурсии у детей было чувство гордости и восторга смелостью и отвагой пожарных. Благодаря этой экскурсии, в группе появился игровой пожарный набор, и мы сделали макет пожарной каланчи.

В прошлом году у нас состоялся выезд на кондитерскую фабрику. Дети смогли своими глазами увидеть, как изготавливают торты от начала и до конца, какие виды украшений используют, познакомились с профессией художник-кондитер, пекарь, кондитер. Познакомились с понятием кондитерский кулек, а также смогли сами украсить пирожное и конечно же почаевничать. Увиденное на фабрике, не прошло зря, и на выставку поделок из соленого теста дети смогли сделать коллективную работу «Бублики, батоны». Научились уважительно относиться к хлебобулочным изделиям и труду людей этих профессий.

Еще одной незабываемой экскурсией, стала экскурсия в театр кукол «Арлекин». Дети побывали в музее театра, на мастер классе по изготовлению куклы и на спектакле. Было очень интересно и познавательно. Ребята познакомились с профессией кукловод, мастер по изготовлению кукол, актер театра. Дети, воодушевившись увиденным, с большим интересом стали играть в «театр» в группе, придумывать разнообразные сюжеты, но оказалось, что не так просто озвучивать кукол разными голосами и с разной интонацией… Любой профессии нужно учиться.

После летних каникул, в нашей группе стала актуальна тема авиа перелетов, поэтому решили поближе познакомиться с профессией стюардесса, пилот (летчик). В процессе сюжетной игры, дети узнавали особенности данных профессий и с удовольствием принимали в игре активное участие. С каждым днем дети придумывали все новый и новый сюжет в рамках этой игры.

После всех проведенных экскурсий, и познакомившись с профессией экскурсовод и ее особенностями, решили дать возможность детям самим побыть в роли экскурсовода. Для этого, желающие должны были принести фотографию какого-то знакомого места или достопримечательности своего города и рассказать о нем, как бы ведя экскурсию. Дети прекрасно справились со своей ролью рассказчика.

Но и последний, но не по важности фактор трудового воспитания детей нашей группы – это личный пример взрослых. Многие родители принимают участие в ремонте, субботнике, генеральной уборке в группе, строительстве снежных поделок, глядя на них, и дети стараются поучаствовать в трудовой деятельности. Дети стали более ответственными, более уверенно и качественно стали выполнять трудовые поручения, учатся контролировать и оценивать выполнение своей и чужой работы. Родители отметили, что дети стали более самостоятельными, рассудительными, более уважительно относиться к чужому труду. Таким образом, можно отметить что экскурсия, как средство ознакомления дошкольников с профессиями и воспитания у них трудолюбия способствует положительным результатам работы в данном направлении.

Второй этап был отведен хозяйственно-бытовому труду и труду в природе. В процессе которого, дети познакомились с таким понятием как трудовое поручение, дежурство, коллективный труд, самостоятельная трудовая деятельность, учились выполнять соответствующие задачи по трудовому воспитанию. Для многих детей было трудно отжимать, складывать тряпку, ухаживать за комнатными и уличными растениями, сгребать листья на участке ввиду слабого трудового навыка и т.д. Поэтому с детьми проводилась индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Третий этап совпал с сезонным субботником на прогулочном участке, в процессе которого родители своим личным примером, подавали детям пример, совместно с детьми активно готовили участок к зиме под зажигательные мелодии. Затем, в зимний период дети совместно с родителями возводили снежные постройки на участке, после чего ребятишки долго рассказывали об этом всем и очень гордились результатом и своими родителями. При подготовке группы к новому учебному году, дети по личной инициативе, тоже принимали активное участие в мытье игрушек, вырезании листочков для украшения группы, расставлении книг на полках и др. деятельности. Этот факт отчетливо показал, что проводимая работа в данном направлении не прошла бесследно и личный пример родителей также сыграл немаловажную роль!

Параллельно,

и познакомились с названием профессий и трудовыми функциями сотрудников учреждения (повар, костелянт, методист, бухгалтер, прачка и т.д.), что вызвало огромный интерес у детей, желание знакомиться и с другими профессиями людей за пределами детского сада. Для этого мы посетили библиотеку, где дети могли познакомиться не только с профессией библиотекарь, но и окунуться в мир книги, Пожарную часть №3, где сотрудники провели очень интересную беседу с детьми о сотрудниках пожарной части и их работе, дети смогли посидеть в пожарной машине, примерить защитные костюмы и прочее оборудование, Театр Арлекин, где знакомились с профессией мастера по созданию кукол, кукловод и др., побывали на кондитерской фабрике, где нам подробно рассказали о профессии кондитер, показали этапы изготовления торта и дали детям самостоятельно поучаствовать в оформлении пирожных.

В процессе посещения экскурсий проводились беседы по уважительному отношению к людям любых профессий, о том, что любой труд ценен и важен для общества, выполнять его нужно ответственно и качественно.

И, конечно же, ребята узнали и рассказали об особенностях трудовой деятельности своих родителей. Это вызвало большой интерес у детей и некоторые стали задумываться о выборе будущей профессии. В начале этого учебного года снова было проведено анкетирование родителей, где они выразили большое желание и интерес к форме обучения – экскурсия, поддержали инициативу продолжать работу в данном направлении. Многие родители отметили, что дети стали более самостоятельными, рассудительными, уважительными к чужому труду, приобрели много полезных навыков.

Проект «Я уже большой!» и экскурсии продолжаются, запланирована экскурсия на завод и школу. Ждем новых результатов трудовой детской деятельности.

Выделяют основные принципы работы в трудовом воспитании детей:

· приобщение к труду через самообслуживание;

· постепенный переход от самообслуживания к труду для других;

· постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;

· тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

· организация обучения выполнению трудовых операций;

· формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

· учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;

· поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

· наблюдение за трудом взрослых

Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости.

Раннее включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Ребенок приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени зависит от взрослых, усваивает полезные практические навыки, учится ценить время, по-новому оценивает и труд окружающих его взрослых, приучается видеть свое участие в этом труде.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: