АКАДЕМИЧЕСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
В теоретическом разделе обучающей программы ФМРГ разработана и давно применяется для работы над эстетикой пения система, называемая «Аналитические критерии технологической основы эстетической традиции европейской академической оперно-концертной вокальной культуры».
Академическое оперно-концертное пение подчиняется определённому набору «правил», соблюдение которых ведёт к эстетическому совершенству, а нарушение –к искажению академической манеры пения.
Эстетическая традиция может быть представлена в качестве словесной модели, описывающей ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВОРАЧИВАНИЯ ВОКАЛЬНОЙ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТКАНИ И В РЕАЛЬНОМ МАСШТАБЕ ВРЕМЕНИ.
Система «правил» пения, так можно проще назвать систему критериев эстетики – это инструмент анализа собственной певческой деятельности. В процессе обучения система критериев является одновременно шкалой объективной качественной оценки действий, как ученика, так и мастера (в т.ч. преподавателя). Отсутствие до настоящего времени такой оценочной шкалы приводило к необходимости оценивать сразу всё, т.е. исполнительский акт как таковой. Тем не менее, в оценке исполнительского акта певца нужно разделить:
1) эмоциональное воздействие,
2) тембровое воздействие (качество тона),
3) смысловое воздействие (качество дикции),
4) воздействие силой традиции (соответствие критериям эстетической традиции).
Причинами ошибочных действий в технологии эстетической традиции пения могут быть: незнание правил (критериев), неполное знание, неверная установка («пой, как говоришь»). Причины этого лежат в области подсознания: вторжение речевого стереотипа в певческий процесс.
Система аналитических критериев и составляющих их показателей (41 позиция) является словесной моделью, описывающей технологическую основу эстетической традиции академической вокальной культуры. Система описывает зону допуска, нахождение в которой обеспечивает принадлежность исполнителя к эстетике академической вокальной культуры. Система может служить рабочим языком (профессиональной терминологией) общения специалистов при оценке эстетических качеств явлений вокального исполнительского искусства. В учебном процессе система может являться языком точной постановки задания, средством концентрации внимания обучающего и учащегося.
Изначально в ФМРГ заложен принцип разграничения понятий «развитие голоса» как формирование технологии голосообразования и «обучение пению» как воспитание вокальной культуры. Но также принципиальными являются их взаимоотношения: взаимосвязь и взаимозависимость технологии академического голосообразования (физиологии и биоакустики) и технологической основы эстетической традиции европейской академической вокальной культуры (системы критериев эстетики).
Эстетическая традиция европейской оперно-концертной вокальной культуры сформировалась не как нечто выдуманное эстетами, композиторами, певцами и педагогами. В течение четырёх столетий с развитием и усложнением языка вокальной музыки, увеличением состава оркестра и объёмов залов певцы интуитивно искали способы энергетической экономичности работы голосового аппарата и его защиты от профессиональной нагрузки. Постепенно были найдены и отобраны в практике защитные механизмы академического певческого голосообразования. Так же постепенно на их основе сформировалась технологическая основа эстетической традиции. Она имеет прямую причинно-следственную связь с показателями академического певческого голосообразования и защитными механизмами. Любое несоответствие пения эстетической традиции или нарушение «Правил пения» автоматически мешает действию защитных механизмов и разрушает их работу. Т.е. физиология и биоакустика как научная основа технологии голосообразования и эстетика пения являются некоторым единством. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В обучающей программе ФМРГ их методическое разделение является условным и вспомогательным, особенно на начальном этапе обучения. Это разделение имеет целью упрощение и облегчение процессов самонаблюдения и самоанализа и является временным, т.е. связанным с определённым этапом обучения. Не случайно, уже в упражнениях I и II уровней ФМРГ заложены задания отслеживания «Правил пения».
Основой анализа системы критериев технологической основы эстетической традиции (далее – «критерии эстетики») является соотношение стационарных и переходных процессов «вокальной речи» (В.П. Морозов) в сравнении с бытовой разговорной речью.
Стационарный процесс – способ работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов при котором их слышимые и видимые параметры не изменяются в течение длительности тона, интонирования интервала, попевки, гаммы, распева гласного и других элементов музыкальной ткани вокального произведения.
Переходный процесс – процесс связывания тона с тоном, гласного с гласным, гласного с согласным, согласного с гласным, согласного с согласным, смены режимов работы гортани, смены акустических приспособлений исполнения разных участков диапазона, изменения силы тона и любые другие изменения, переводящие один стационарный процесс в другой, начинающие или завершающие его.
Соотношение стационарных и переходных процессов, отдаляющие пение от бытовой разговорной речи или приближающие к ней в той или иной степени является критерием, определяющим принадлежность пения к той или иной эстетической традиции, уровень соответствия или не соответствия эстетической традиции и, в конечном итоге – уровень вокальной культуры исполнителя.
Система критериев эстетики является аналитическим аппаратом объективной оценки действий обучаемого, преподавателя и исполнителя. Использование критериев эстетики в учебном и исполнительском процессе организуют самонаблюдение и самоанализ исполнителя и учащегося, наблюдение и анализ преподавателя, направляют и концентрируют внимание на конкретные части и действия дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.
Общий критерий, на котором основывается вся эстетика академической вокальной культуры – преобладание стационарных процессов в функционировании дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов и сокращение до минимума времени, затрачиваемого на переходные процессы. Критерии, расшифровывающие общий, распределены по группам, связанных с основными объектами наблюдения: звук, рупор, вибрато, согласные, дыхание, вокально-телесные ощущения.
Критерии образуют несколько групп, а некоторые из них, видоизменяясь, повторяются, рассматривая одно и то же явление с разных сторон. В каждой группе может быть основной критерий, на который следующие будут либо опираться, либо дополнять или раскрывать. Поэтому, далее, не отягощая текст подробным изложением всех позиций системы критериев (41), приведу ряд пояснений, расшифровывающих и комментирующих формулировки наиболее основополагающих из всей системы критериев.
1. Портаменто – итальянский термин, означающий способ соединения звуков, при котором предыдущий гласный переходит на высоту тона последующего гласного, после чего и произносится согласный. При переходе с одной ноты на другую на узких или широких интервалах звучание голоса может претерпеть ряд изменений: потеря динамики, изменение параметров вибрато, изменение формы гласного. Тоже происходит при пении со словами, т.е. с добавлением к гласным согласных. Иногда при пении интервалов или попевок между звуками возникают толчки воздуха, звучащие как согласный «г-придыхательный», что нарушает ровность звучания. Голос певца не является клавишным инструментом, а, значит, при пении не требуется «переставления» голоса с ноты на ноту. Звуки должны соединяться плавно, перетекая с одного тона на другой – глиссируя.
Плавное соединение тонов (слогов) взаимосвязано с работой выдоха во фразе: выдыхание производится ровно, без подталкивания каждого тона (слога) при отсутствии специальных штриховых указаний. Постепенно при обучении процесс глиссирования, схожий у начинающего певца с «завыванием», эстетически обработается и превратится в кантилену, а соединение тонов будет незаметным для слушателя.
2. Певческий тон должен возникать в заданной громкости с момента атаки гласного или произнесения согласного и удерживаться в данной громкости в течение всей длительности, указанной в нотах, если нет других указаний (crescendo, diminuendo). Немотивированные изменения силы тона на его протяжении образуют в пении так называемые динамические «пузыри», которые недопустимы в эстетике академического пения. При некоторой протяжённости тона постепенный расход выдоха ведёт к затуханию силы тона. Для удержания заданной силы продлённого тона необходимо субъективное постепенное увеличение усилия выдоха – активного и целенаправленного к концу фразы.
3. В пении произведения, в котором нет пауз между фразами, дыхание совершенно естественно осуществляется от фразы к фразе. Таким образом, прекращение звучания последнего тона предыдущей фразы является вдохом к следующей. Поэтому последний звук перед длинной паузой или в конце произведения должен быть закончен также. Некоторые певцы заканчивают звук следующим образом: в конце фразы шумно сбрасывают излишнее дыхание, или останавливают звук, делая цезуру (прекращение звука без вдоха). Первое неэстетично, второе трудно контролируемо и плохо управляемо. Поэтому, сформированный навык снятия звука вдохом наиболее естественный и не нуждающийся в контроле.
4. Оптимальной в вокальной педагогике считается мягкая атака. Она предусматривает одномоментную подачу воздуха и смыкание голосовых складок. Эта координация является сложной и требует очень высокой концентрации внимания. В ФМРГ постепенное воспитание мягкой атаки производится через придыхательную атаку с учётом определённой меры в координации выдоха. Придыхательная атака позволяет начинающему певцу и особенно детям осмыслить звук как функцию выдоха. Поскольку работа гортани практически не осознаётся, то познанию подлежит ощущение прохождения воздушной струи через ротовую полость и губы («тёплый пар изо рта», «греем руки дыханием»). В дальнейшем использование всех видов атаки она определяется характером голосообразования певца, и выбирается в качестве средства выразительности.
5. Прежде чем начать фонацию певческого тона на гласном необходимо установить певческий объём и форму гласного. Если в начале звучания предполагается согласный – надо установить объём и форму следующего за ним гласного до произнесения согласного. Звук не должен возникать на неподготовленном объёме или параллельно с формированием объёма и формы гласного, что происходит в момент совпадения начала звучания и сомкнутого рта. Это же относиться к установлению до фонации положения языка в определённой тесситуре (например, язык в положении нейтрального гласного).
6. Певческий тон на гласном не должен подготавливать произнесение последующего согласного за счёт уменьшения объёма и изменения его формы перед согласным. Согласный произносится как бы внезапно – кратко и быстро, не нарушая протяжённость ряда гласных. Сокращение объёма и изменение формы гласного перед согласным и восстановление его характеристик после согласного образуют в пении так называемые фонетические «пузыри», которые не допустимы в эстетике академического пения. Объём и форма гласного не должны изменяться в течение всей продолжительности указанной в нотах длительности тона, а должны удерживаться в неизменном виде. Нестабильность объёма и формы гласного тона на его протяжении также образуют в пении фонетические «пузыри».
7. Особое отношение вышесказанное имеет к исполнению каденций (legato) и подвижности в музыке стиля «Bel canto» (Россини, Беллини, Доницетти) приёмом «деташе» (скрипичный термин, обозначающий извлечение каждого звука изменением направления движения смычка: detacher – франц. «отделять»). Отсутствие участия в их исполнении работы нижней челюсти и удержание объёма и формы гласного, на котором исполняется каденция или подвижность обязательны.
8. Объём и форма гласного не должны изменяться в процессе увеличения или уменьшения силы звука (crescendo, diminuendo), особенно это относится к наблюдаемым и управляемым компонентам певческого аппарата. Надо уметь петь piano гласные большого объёма и forte – малого, piano – открытые гласные (э) и forte – закрытые ([е] как в слове «лейка»).
9. От момента атаки тона или произнесения согласного до снятия тона или до следующего согласного, т.е. в течение всей длительности тона характеристики вибрато – частота пульсаций и амплитуда должны быть равномерными и одинаковыми. Разные характеристики вибрато на протяжении одного тона (например, прямой звук после атаки, звук с нормативным вибрато, и перед снятием – с широкоаплитудным вибрато) образуют в пении так называемые «пузыри» вибрато, которые не допустимы в эстетике академического пения. Различный объём и открытая или закрытая форма гласного также не должны влиять на характеристики вибрато.
10. Независимо от влияния вибрато на динамические характеристики тона (тон с вибрато является более звучным), этот фактор нельзя использовать при динамических изменениях продлённого тона, т.е. увеличивать или уменьшать частоту и/или амплитуду вибрато для изменения силы звука.
11. При смене гласных на одной высоте звука или в интервале характеристики вибрато могут меняться в сторону «voce ferma» («голос остановленный» – итал.) между гласными, т.е. «выпрямления», что нарушает эстетику академического пения. Под воздействием речевого стереотипа согласный может негативно влиять на характеристики вибрато в последующем гласном. Необходимо сохранять характеристики вибрато при переходе от тона к тону на гласном или гласных, в т.ч. при их глиссированном соединении, а также при возникновении согласных.
12. Если абсолютная продолжительность тона позволяет возникнуть хотя бы двум пульсациям вибрато, т.е. вибрато успевает возникнуть, то его параметры должны сохраняться независимо от нотного обозначения относительной длительности (четверть, восьмая, шестнадцатая и т.д.). В медленном темпе шестнадцатая по своей абсолютной длительности может звучать, например, 0,5 секунды, а, значит, за это время может возникнуть около 3-х – 4-х пульсаций вибрато. При наличии авторского штриха staccatto наличие или отсутствие вибрато определяется темпом исполнения, характером музыки и абсолютной длительностью каждого тона.
13. Согласные в пении отличаются от речевых существенно увеличенными энергетическими затратами. Все согласные служат для разборчивости словесного текста вокальных произведений. Усилия на их произнесение требуют таких же затрат, какие применяются на образование певческого тона или даже больше. Если усилия достаточны, – возникает реакция нижней стенки живота – её выдвижение вперёд.
Звонкие согласные (“б”, “д”, “г”, “в”, “з”, “ж”, “й”) и сонорные согласные (“м”, “л”, “н”, “р”) должны произноситься (или даже пропеваться) на высоте того тона, который находится перед согласным или после него. Соблюдение этого показателя избавляет также от неприятного эффекта «провисания» согласных, провоцирующего «подъезды» к последующему тону (гласному), что, в свою очередь, вызывает дополнительные трудности голосообразования. Это также приводит к детонации, причины которой ищут в другом (слух, координация слуха и голоса). «Провисание» согласных даёт сначала не совсем точный по интонации следующий гласный, затем всё более неточные и «низкие», и далее приводит к полной потери тональности. Отсутствие времени, невозможность успевать корректировать каждый гласный по точной звуковысотности после согласного, произнесённого вне тона или ниже него, и даёт общее ощущение детонации, пения «низко», «занижения» в тональности. «Провисание» согласных часто считается средством вокальной выразительности, что, во-первых, неверно, а, во-вторых, при злоупотреблении – крайне навязчиво.
14. При пении слога, начинающегося с согласного в начале фразы (произведения), перед согласным может возникнуть озвученный гласный (близкий к “э”) – предварительное смыкание складок, дающих певческий тон прежде произнесённого согласного. Что бы этого избежать, необходима концентрация внимания на мгновенном произнесении согласного за счёт задержки фонации. Рот не должен закрываться в момент снятия тона или сразу после согласного, а также в последующей паузе или во время вдоха. Необходимо сохранить объём гласного после его окончания. Необходимо сохранить объём предыдущего перед согласным гласного. Небольшая, почти мгновенная пауза на зафиксированном объёме и форме гласного поможет сохранить их неизменный вид. Звук не должен продолжаться, когда рот уже сомкнулся или в момент его закрывания.
15. При произнесении согласных кроме сонорных в конце фразы (произведения) требуется краткое пропевание гласного близкого к “э” для придания согласному полётности и его разборчивости в вокальной речи («проступок[э]», «мой[э]», «укажут[э]», «страданьях[э]»).
16. Удержание поднятой и расширенной грудной клетки автоматически организует всю остальную установку дыхательной мускулатуры и обеспечивает специфическое положение тела при пении (спина, брюшная стенка). Вдох носом при открытом рте определяется термином «активная пауза».
17. При некоторой протяжённости отдельного тона или фразы постепенный естественный расход выдоха ведёт к затуханию тона. Для удержания качества и динамики певческого тона во фразе необходимо субъективное постепенное увеличение усилия выдоха – его активизация и целенаправленность к концу фразы. Музыкальная фразировка может предполагать некое логическое ударение (кульминацию) внутри фразы. При этом неопытный певец ведёт выдох к вершине фразы, не обеспечивая затем её окончание вплоть до протяжённости последнего тона. Взаимонезависимость этих действий требует формирования навыка активного (крещендированного) выдоха до конца фразы, что обеспечит независимость силы тона от его продолжительности.
Нахождение и описание всех важнейших соотношений между отдельными показателями системы критериев эстетики и элементами технологии не может быть полноценно отражено в рамках данного текста. Для этого разработано специальное пособие.