ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ




Кончик мягкого неба поднят, образуя с задней стенкой глотки нёбно-глоточный затвор, который препятствует проходу воздушной струи в носовую полость.

[с], [з]: Губы не напряжены, растянуты; в сочетании с гласными занимают положение, соответствующее данному гласному.

Зубы сближены, верхние и нижние резцы слегка обнажены.

Кончик языка упирается в нижние резцы; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; по средней линии языка образуется желобок, по которому проходит холодная воздушная струя.

Голосовые складки при произношении [с]разомкнуты и не вибрируют, [з]- сомкнуты и вибрируют.

Произношение мягких [с'] и [з'] отличается большей напряженностью средней линии языка

[ц]: положение губ, зубов тоже, что и при произношении звуков [с], [з].

Кончик языка упирается в основание верхних резцов, образуя смычку, которая разрывается под действием воздушной струи, и кончик языка занимает положение как при произношении [с].

Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют

[ш], [ж]: Губы округлены и слегка выдвинуты вперед; в сочетании с гласными занимают соответствующее данному гласному положение.

Зубы сближены, но не соприкасаются.

Кончик языка поднят к альвеолам или к твердому небу, образуя с ним щель; средняя часть языка прогибается; задняя часть приподнята к небу; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; по средней линии языка проходит теплая воздушная струя.

Голосовые складки при произношении [ш]разомкнуты и не вибрируют, [ж] - сомкнуты и вибрируют

[щ]: положение губ, зубов тоже, что и при произношении звуков [ш], [ж].

Кончик языка поднят к альвеолам или к основанию верхних зубов; все остальные части языка занимают такое же положение, как и при произношении [ш].

Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют

[ч]: положение губ, зубов тоже, что и при произношении звуков [ш], [ж].

Кончик языка образует смычку с основанием верхних резцов; под действием воздушной струи смычка разрывается и язык занимает положение, как при произношении [щ].

Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют

 

ВИДЫНАРУШЕНИЙ ЗВУКОВ

Межзубный сигматизм — выражается в том, что во время произнесе­ния свистящих и шипящих звуков кончик языка зани­мает положение между верхними и нижними резцами. Аккустический эффект: шепелявый оттенок. Возможные причины: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъкм языка к небу; высокое узкое твердое небо.

Боковой сигматизм бывает одно- и двусторонним. Одно­сторонний боковой сигматизм имеет место в тех случа­ях, когда язык ложится в полости рта ребром и воздуш­ная струя проходит по одному из боковых краев языка, в результате чего образуется своеобразный «хлюпаю­щий» звук. При двустороннем боковом сигматизме бо­ковые края языка не прилегают к верхним коренным зубам и воздушная струя параллельными потоками про­ходит с двух сторон, по боковым краям языка. Аккустический эффект: хлюпающий звук. Возможные причины: боковой открытый прикус; слабость мышц одной половины языка.

Носовой сигматизм возникает вследствие соприкосновения задней части языка с мяг­ким нёбом, которое опускается, открывая проход воз­душной струе в носовую полость. Аккустический эффект: звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий [х] с носовым оттенком. Возможные причины: излишнее напряжение задней части спинки языка.

Губно-зубнойпарасигматизм – припроизношение свистящих или шипящих зву­ков проявляется в замене звонких звуков на [в] и глухих — на [ф] (например: санки — «фанки», шапка — «фапка», зубы — «вубы», желудь — «фолудь»). Аккустический эффект: исходный звук заменяется звуком [ф]: шапка – фапка, машина – мафина, душ – дуф. Возможные причины: неправильный прикус; вялость передней части спинки языка; нарушения фонематического слуха.

Призубный парасигматизм связан с особым положением языка в момент артикуляции: язык своим кончиком упирает­ся в верхние резцы, образуя затвор и препятствуя прохождению воздушной струи через щель между резцами. Проявляется дан­ный парасигматизм в замене звонких звуков на [д] и глухих на [т] (например: снег — «тнег», шарф — «тарф», жара — «дара», забор — «дабор»). Аккустический эффект: исходный звук заменяется звуком [т]: шапка – тапка, машина – матина, душ – дут. Возможные причины: неправильный прикус; снижение слуха; нарушение фонематического слуха.

Достаточно частым случаем парасигматизма является заме­на свистящих звуков шипящими — шипящий парасигматизм (свисток — «швисток», звезда — «жвежда») и заме­на шипящих зву­ков свистящими — свистящий парасигматизм (шуба — «суба», жираф — «зираф»). При шипящем парасигматизме кончик языка оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка поднята, выгорблена, желобок не образуется, вместо свиста возникает шипение. Аккустический эффект: звучание сходно со звучанием смягченного звука [ш]: шапка – ш'апка,машина – маш'ина, душ – душ'. Возможные причины: неправильный прикус; снижение слуха; нарушение фонематического слуха.

При свистящем парасигматизме аккустический эффект: звуки [ш], [ж] заменяются на звуки [с], [з] соответственно: шапка – сапка, машина – масина, душ – дус. Возможные причины: снижение слуха; нарушение фонематического слуха.

ДИАГНОСТИКА

Исследование строения органов артикуляции (языка, губ, зубов, мягкого и твердого неба) и их подвижности. С этой целью ребенку предлагается выполнить ряд простейших движений, как по словесной инструкции, так и по подражанию. Для облегчения задачи можно делать это перед зеркалом (чтобы ребенок видел свое лицо). Так, ребенка просят вытянуть губы в трубочку («хоботок») и затем развести их в стороны («оскал»), высунуть язык изо рта и убрать его обратно в рот, поднять язык на верхнюю губу и опустить на нижнюю, сделать язык широким (распластанным) и узким. Для выяснения подвижности нижней челюсти ребенку предлагается сначала широко открыть рот, а затем закрыть его.

Диагностику звукопроизношения необходимо начинать, прежде всего, с выявления правильности произношения звука изолированно. Логопед четко произносит звук, просит повторить его ребенка. Затем исследуется произношение звука слогах, в начале, середине и в конце слова.

В диагностике правильности произношения свистящих и шипящих звуков важной является оценка фонематики, поскольку нарушение произношения звука может быть связано именно с фонематическим дефектом. При исследования звукового анализа может применяться игра «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав, например, звук [с]. Сначала педагог произносит звуки [л], [с], [р], [с], [л], [м], [б], [с], затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. Если ребенок выделяет звук из звукового или слогового ряда, даются слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом. Для исследования логопедом умения определять наличие звука в слове предлагаются также сле­дующие задания:

o назвать картинки, из них отобрать те, в названии которых имеется заданный звук;

o подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук, картинки при этом не называются;

o придумать слова, которые включают соответствующий звук.

С целью оценки звукового синтеза могу использоваться следующие задания с картинками. Логопед просит ребенка:

o назвать слова, в которых заданный звук находится в начале, в середи­не, в конце слова;

o определить после какого звука, перед каким звуком стоит заданный звук.

Примеры слов для диагностики звука [с]: стол, дерево, куст, трава, елка, лес, сорока, часы, ветка, гриб, стул.

Для исследования сформированности звуковых представлений ребенку предлагается назвать слово по заданной структуре и смысловому значению. Например, назови слово из трех звуков, которое заканчивается звуком [с] и обозначает часть тела.

При оценке правильности произношения свистящих и шипящих звуков в связной речи ребенка логопедом может применяться задание на пересказ текста, насыщенного звуками [с], [з], [ш], [ж], [щ], [ч], [ц].Например:

Заяц (Б. Чарушин)

Шуба у зайца теплая-теплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.

Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Теплого лета ждет. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь. Ешь — не хочу! Хочешь — пожуй сладкий клевер-кашку, хочешь — любой цветочек с медом откуси.

Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку.

Вопросы:

Какая у зайца шуба зимой?

Как шуба спасает зайку?

Почему зайка ждет лета?

Какая шубка у зайки летом?

Когда охотники охотятся на зайцев?

КОРРЕКЦИЯ

Коррекционную работу лучше строить, опираясь на неврологические основы дефекта, с этой целью артикуляционные упражнения подбираются прицельно.

Подготовительный этап

Для свистящих с целью укрепления круговой мышцы рта эффективны такие упражнения, как улыбка - рупор, хоботок, рисование в воздухе палочкой или карандашом, зажатым между губами, удержание носового платочка губами, сбор губами ягод и т. д. Если понадобится, то вводятся элементы массажа: разминание губ, их пощипывание, похлопывание, вибрация.

Для укрепления мышц нижней челюсти в игровой форме предлагаются различные упражнения на открывание и закрывание рта. Хорошо зарекомендовали себя упражнения на имитацию жевания, открывание рта с сопротивлением, подставив тыльную сторону руки под подбородок, выдвижение нижней челюсти вперед и т. д. Мышцы нижней челюсти и круговую мышцу рта необходимо укрепить настолько, чтобы рот в покое находился в закрытом положении. Для выработки дифференцированных движений кончика языка предлагается массаж, легкое его покусывание, такие упражнения, как «качели», «почистим нижние зубки», «кошка сердится» (это упражнение можно обозначить как «горка», «катушка»).

[с], [с’]: «Забор», «Кошка сердится», «Почистим зубы», «Горка», «Подуй на язык», «Забей мяч в ворота», «Прокати карандаш».

[з], [з’]: «Кошка сердится», «Почистим зубки», «Горка», «Подуй на язык с голосом», «Забей мяч в ворота», «Прокати карандаш».

[ц]: «Пулемет» (т-т-т), «Качели», «Киска», «Сдуй ватку» (язык внизу, произнеси звук т).

Отработка вышеназванных упражнений подготовит необходимый для свистящих артикуляционный уклад. После предшествующей работы постановка звуков не вызовет особых трудностей.

Для шипящих помимо упражнений, направленных на укрепление круговой мышцы рта, мышц нижней челюсти, необходима серия упражнений для языка. Для выработки широко распластанного языка эффективно его пошлепывание губами («блинчики со сметаной»). Для укрепления мышц боковых краев языка предлагаем «печь пирожки с повидлом», «блинчики с вареньем». Упражнения идентичны, но пирожки пекут с механической помощью (двумя пальцами). Широко распластанный язык лежит на нижней губе, с помощью большого и указательного пальца соединяем боковые края в пирожок. Блинчики с вареньем «жарим» без помощи пальцев. Укрепив боковые края языка, отрабатывается верхний подъем. Для этого используются такие упражнения, как «крылатые качели», «маляр», «чашечка», «оближи варенье», «саночки», «железная дорога».

С большим интересом воспринимается детьми игровая ситуация, связанная с темой «Транспорт». Например, «Машина едет по ровной дороге» (укладывание широкого языка на нижнюю губу), «горочка», «машина съезжает с горочки» (для свистящих) (кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка приподнята).

[ш], [щ]: «Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Улыбка», «Дудочка», «Парашют».

[ж]: «Крылатые качели», «Маляр», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Саночки», «Железная дорога».

Предшествующая работа помогает выработать необходимый для шипящих фонем артикуляционный уклад языка.

Постановка

Способ постановки свистящих и шипящих звуков будет зависеть от резервных возможностей каждого ребенка. Существует три основных способа постановки правильного произношения:

1. По подражанию. Ребенку перед зеркалом показывают, как правильно произнести звук. Ребенок сознательно пытается воспроизвести этот звук, подражая взрослому. Внимание ребенка обращается на звучание, артикуляцию, тактильные и мышечные ощущения:

[с] сравнивается со звуком воды, текущей из крана, нет вибрации.

[з] сравнивается со звоном комара, напор воздушной струи слабее, чем при произношении звука [с], ощущается вибрация голосовых складок.

[ц] звук глухой, выдыхаемая струя воздуха сильная, нет вибрации.

[ш] сравнивается с шумом ветра, шипением, нет вибрации.

[ж] сравнивается с «песенкой» жука, ощущается вибрация, воздух выходит не сильно, как при произношении звука [ш].

[ч] выдыхаемая струя воздуха сильная, нет вибрации.

[щ] сравнивается со сдуванием шарика, выдыхаемая струя воздуха сильная, нет вибрации.

2. Механически. Если правильный звук не удается получить по подражанию, прибегают к помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд с шариком на конце, спичка, зубочистка и т.д.).

Для свистящих: При межзубном сигматизме обращается внимание на положение кончика языка. Кончик языка следует перевести в положение за нижние резцы. Предлагается произносить звук с закрытыми зубами либо закусить кончик спички. Используется зонд «уточка», с помощью которых кончик языка удерживается за нижними зубами, а посредине спинки языка образуется углубление. Кроме того постановка осуществляется от пения [т'].

При боковом сигматизме постановка осуществляется через межзубное произношение. Далее как при межзубном сигматизме.

При коррекции носового сигматизма обращается внимание на плотность нёбно-глоточного затвора. Постановка осуществляется от [ф] с положением языка между нижней губой и верх ними резцами; через произнесение [с] при зажатых крыльях носа; через межзубное произношение.

При губно-зубном парасигматизме обращается внимание на положение губ. Выполнить артикуляционное упражнение «Заборчик», произнести звук [с], придерживая нижнюю губу; пение [т].

При коррекции призубного парасигматизма проводится работа аналогичная работе при межзубном сигматизме: с механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.

При шипящем парасигматизме предлагаются упражнения как при межзубном сигматизме; также через межзубное произношение звука [ф].

Для шипящих: При межзубном сигматизме с механической помощью, используя зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам; от артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чашечку» в рот, не разлив чай; от английского [t] с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперед губами; от [р], остановив вибрацию и вытянув губы вперед трубочкой.

При боковом сигматизме через межзубное произношение. Далее как при межзубном сигматизме от артикуляционного упражнения «Чашечка»; от английского [t]; от [р].

При носовом сигматизме через произношение [ш] при зажатых крыльях носа. Через межзубное произношение.

При губно-зубном парасигматизме через произношение звука [ш], вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу.

При коррекции призубного парасигматизма через межзубное произношение.

При свистящем парасигматизме с механической помощью, используя зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам.

3. Смешанный способ, когда используется и показ, и механическая помощь.

Автоматизация

Работа над произнесением слога с автоматизируемыми звуками [с], [з], [ш], [ж], [щ] проводится в следующей последовательности: в прямых открытых слогах (сы, са; шо, шу, ша; щё); в обратных слогах;в слогах со стечением согласных звуков; в словах в начале слова, в конце, в середине; в словосочетаниях; во фразе; в связной речи.

Автоматизация звуков [ч], [ц] начинается с произнесения обратных слогов (ач-оч-уч; ац-оц-ец), затем прямых открытых слогов (ча-чо-чу-чи; ца-цо-цу-цы) и, наконец, слогов со стечением согласных (что-чте-чту-чти).

При межзубном сигматизме свистящие легче автоматизируются и быстрее вводятся в речь в обратных слогах, затем в словах типа: нас, нос, ус или же при стечении согласных: стук, скот, свод, зной, звук, знамя, змей, знакомый, знатный и др.

Примеры заданий по автоматизации звука [с]:

1. В прямых открытых слогах:

Са-са-са — вот летит оса.

Со-со-со — вот колесо.

Су-су-су — книгу я несу.

Сы-сы-сы — вот автобусы.

2. В обратных слогах:

Ас-ас-ас — вот ананас.

Ос-ос-ос — много ос.

Ус-ус-ус — ягодный мусс.

Ыс-ыс-ыс — вот мыс.

Ис-ис-ис — конфета «Кис-кис».

3. В слогах со стечением согласных звуков:

Ста-сто-сту-сты;

сма-смо-сму-смы;

сна-сно-сну-сны;

ска-ско-ску-скы;

сва-сво-сву-свы.

4. В словах:

Самокат, сани, совы, соки, сода, лиса, коса, оса, колесо, весы, автобусы, носок.

5. Во фразе:

Закончи предложения.

Десять дней Айболит не ест, не пьет и не... (спит).

Динь-дон, динь-дон

В переулке ходит... (слон).

Вдруг видят: стоит у колес Огромный взъерошенный... (пес).

Повтори чистоговорку.

У Сони сани едут сами.

6. Во фразовой речи:

Расскажи стихотворение.

Синее небо, синие тени,

Синие ели — это весна!

В синем лесу этот запах весенний

Всех обитателей будит от сна.

Пересказ текста.

В саду стоит скамейка. На скамейке сидят дед Семен, Света и Сева. В саду стоят стулья и стол. Света и Сева будут лепить из глины. Света вылепила стакан и сову. Сева вылепил аиста и автобус.

Составление текста по картинке.

Дифференциация

При сигматизме работа над звуком заканчивается этапом ав­томатизации — ввиду отсутствия замен или смешений иско­мого звука. При парасигматизме работа над звуком заканчи­вается этапом дифференциации искомого звука со звуком-за­менителем (сначала на слух, а затем в произношении). Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ.

В качестве примера предлагается описание последовательности логопедической работы по дифференциации звуков [с] и [ш].

1. Дифференциация изолированных звуков [ с ] и [ ш ].

С опорой на произнесение звуков, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения дети уточняют, что при произношении звука с губы растянуты как бы в улыбке, а при произношении звука [ ш ] губы вытянуты вперед. Кончик языка при звуке [с] прижимается к альвеолам нижних резцов, а при звуке [ш] кончик языка поднимается к альвеолам верхних резцов (но не смыкается с ними).

С помощью тактильных ощущений тыльной стороны ладони определяется, что воздушная струя при произношении звука [с] узкая и холодная, а при произношении звука [ ш ] - широкая и теплая. Подул теплый ветерок - ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. Подул холодный ветер - с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками.

Речевые звуки сравниваются с неречевыми звучаниями. Для этого используются картинки, на которых изображены змея и вода, текущая из крана. Звук [с] соотносится с шумом воды, текущей из крана, звук [ ш ] - с шипением змеи.

Сравниваем на слух звуки [с] и [ш], произнося попеременно эти звуки хором, индивидуально, по рядам и т. д.

Для закрепления предлагаются следующие упражнения:

oОпределить звуки по беззвучной артикуляции;

oОпределить артикуляцию произнесенного логопедом звука, при этом с целью исключения опоры на зрительное восприятие нижняя часть лица закрывается.

2. В слогах. Подружились звуки [с] и [ш] с гласными звуками. Звук [с] подружился со звуком [а] - са. Аналогичные задания проводятся с другими звуками. Гласный звук [о] подружился вначале со звуком [с], а затем - со звуком [ш] и получились слоги со, шо. Познакомились слоги са - ша, сушу, со - шо. Потом решили поговорить друг с другом: «Са-са. Ша-ша» (удивленно, с оживлением), «Су-су! Шу-шу!» (восхищенно), «Со-со-со. Шо-шо-шо» (грустно).

Упражнения для закрепления:

oПоднять соответствующую букву после произнесения слогов со звуками [ с ] и [ ш ]: са, ша, со, шу, ши, сы, ши, те;

oПридумать слоги со звуками [ с ] и [ ш ].

oПреобразовать слоги, заменяя звук [ с ] звуком [ ш ] и наоборот.

3. В словах.Дифференциация звуков [ с ] и [ ш ] в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные задания по формированию фонематического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, определение последовательности, количества и места звука в слове:

oВыделить слова со звуком [с], затем [ш]. Слон, шкаф, сыр, шар, зонт

oОпределить, какой звук ([с] или [ш]) в словах. Логопед называет слова, в которых звуки [с] и [ш] находятся в начале, а затем в середине и в конце слова.

o Слон, сумка, шуба, скатерть; мышка, крыса, колбаса, лошадь; насос, пылесос, карандаш, малыш.

oОпределить место звуков [с] и [ш] в словах (начало, середина, конец). Вначале уточняется, какой звук в слове ([с] или [ш]), затем определяется его место в слове. С тул, скамейка, шарф, шофер, камыш, лапша, сапки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина, косынка, крыша.

oПодобрать слова со звуком [ с ]или [ ш ] в начале, в конце, в середине слова.

oРазложить картинки со звуками [ с ] или [ ш ] под соответствующими буквами.

oЗвуковой анализ слов миска, мишка. Сравнение этих слов: определить значение, сравнить звучание этих слов и найти, в чем их различие.

4. Дифференциация звуков с и ш в предложениях.

Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках, рифмовках-путаницах.

Са-са-са, на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.

Кошка ловит «миску», Мама моет «мышку». На виду у детворы «Крысу» красят маляры Пожарный носит «кашку», Саша ела «каску». Танцует Миша в «машке», Конфету дали «маске».

5. Дифференциация звуков [с] и [ш] в связной речи

Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки [ с ] и [ ш ].

Вставить в текст пропущенные буквы [ с ]и [ ш ].

В саду

В на...ем...аду кра...иво. По...пели кра...ные ей...ни. На ветках ви...ят боль...ие гру...и. Деду...кахоро...о ухаживает за...адом.

6. Развитие фонематического анализа и синтеза. Возьмите первые звуки из слов сумка, осень, куст и соедините в слово. Какое слово получилось? (Сок.) Возьмите первые звуки из слов шуба, утка, мак. Какое слово получилось? (Шум.)

7. Развитие фонематических представлений. Из предложенных картинок выбрать предметы, в названиях которых есть звук [с], а потом те, что со звуком [ш].

Придумайте слова со звуками [с], [ш]. А теперь загадайте эти слова друг другу. Называйте только первый и последний звуки слова.

2. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако, если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей.Успешность коррекционной работы учителя-логопеда во многом зависит от участия в коррекционно-педагогическом процессе родителейдетей, имеющих речевые проблемы. Родители часто отстраняются от работы по заданию логопеда, т.к. не владеют специальными знаниями, не располагают лишним свободным временем. Учитель-логопед должен максимально привлекать родителей к сотрудничеству. Единство требований к ребенку в дошкольном учреждении и дома позволит ему быстрее справиться с речевыми проблемами. Учитель-логопед и родители должны стать союзниками в этом нелегком деле. Для этого должна существовать систематическая обратная связь из семьи, которая позволит логопеду быть информированным о характере речевой деятельности воспитанника в быту.

Когда ребенок поступает в логопедическую группу нашего детского сада №6 «Нұрай»: встаёт задача поближе познакомиться семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблема. Здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их ребенка.

Контингент дошкольников с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы. Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности. Успешная логопедическая коррекция в этих случаях часто становится возможной только при наличии медикаментозного лечения. Однако применение медикаментозного лечения требует тщательной клинической дифференциации. Поэтому логопед здесь действует совместно с медицинскими специалистами. Назначенное ими лечение оказывают стимулирующее действие на мозговые структуры, повышают психическую и физическую работоспособность организма ребенка. Таким образом, преодоление недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: