Глава II. Взаимоотношения «центр-периферия» и перспективы развития Азорских островов




 

В предыдущей главе, мы ознакомились с историческими предпосылками Азорской автономии, изучили особенности положения этих островов в рамках государственно-политического устройства современной Португалии. В настоящей части нашего изложения, мы рассмотрим, насколько положения Конституции Португалии выполняются в отношении ее автономных областей, а также изучим возможные политические перспективы, которые открываются для этого региона сегодня.

В целом, мы можно увидеть, что Правительство Португалии серьезно относится к своей автономной области Азорские острова. В первую очередь это выражается в том, что закрепленные в конституции Португалии положения, как правило, исполняются на практике. Азорские острова в настоящее время – регион с высоким уровнем самостоятельности. Правительством автономной области решаются основные вопросы, связанные с внутренним развитием островов, в соответствии со статутом 1980 года[22].

Португальское государство представлено на Азорских островах Министром Республики, назначаемым и освобождаемым от должности Президентом Республики по предложению Правительства (ст. 230)[23]. Министр республики, является своего рода «английской королевой» в том плане, что роль его в жизни Азорских островов ограничивается в основном представительскими функциями, хотя в ряде случае он и имеет право вето (когда законодательные акты Азорских островов являются неконституционными). Отметим, что этим правом Министры республики на Азорских островах пользовались с 1976 года, только два раза[24].

Кроме того, Азорские острова имеют относительную свободу в ряде внешнеполитических вопросов (в том случае если они непосредственным образом касаются интересов Азоров). Азорские острова, фактически самостоятельно интегрируются в Европейский Союз, членом которого является Португалия. Евросоюзом даже выработана отдельная программа развития Азорских островов и Мадейры (POSEIMA). За Республиканским правительством фактически оставлены лишь вопросы, связанные с обороной островов[25].

В то же время, нельзя утверждать, что Португалия никак не вмешивается в жизнь Азорских островов – это не так. Показательны действия республиканского правительства во время ликвидации последствия урагана (шторм Грейс), который обрушился на Азоры в 2009 году. Португалия ввела на Азорских островах режим чрезвычайного положения, ввела на территорию национальную гвардию и, совместно с правительством автономии, занималось ликвидацией последствий стихийного бедствия[26]. Что показательно – никаких вопросов о разграничении полномочий в этот период не возникло.

Фактически, взаимоотношения «центр-периферия» (Португалия – Азорские острова) представляют собой один из лучших примеров для реализации широкой автономии региона. На Азорах, в настоящее время, практически полностью отсутствуют сепаратистские тенденции, а население островов, во многом гордится, что они живут именно в рамках государства Португалия[27]. Связано это с продуманной административно-политической политикой республиканских властей, а также в ряде льгот и преференций, которые получают жители Азорских островов (в качестве примера приведем факт создания на Азорских островах свободной экономической зоны)[28].

Обратимся к перспективам Азорских островов в рамках современной Португалии. Итак, Азорские острова сегодня – это один из самых динамично развивающихся регионов Португалии. Архипелаг разделен на 19 муниципалитетов, а те в свою очередь на приходы. Общее количество приходов на островах – 156. Азорские острова имеют свой Парламент и Правительство. Местная власть распределена между островами. Экономической и политической столицей архипелага является остров Сан-Мигель[29].

Основу развития региона составляют животноводство, рыболовство и туризм. Кроме того, на Азорских островах с 1980 года действует свободная экономическая зона «Санта Мария», которая занимает около 1 000 квадратных километров. На территории СЭЗ разрешены все виды промышленной, коммерческой и финансовой деятельности. Территория свободной экономической зоны на Азорских островах, обслуживается в плане транспортного обеспечения глубоководным морским портом и аэропортом международного класса. Информационное обеспечение предприятий, заинтересованных в реализации проектов и функционирующих в СЭЗ, осуществляется через ZOFRAM (Общество развития СЭЗ "Санта Мария")[30].

Нормативное обеспечение деятельности предприятий, зарегистрированных в СЭЗ "Санта Мария", включает ряд льгот[31]:

- упрощение всех таможенных формальностей;

- свободный ввоз и вывоз товаров;

- освобождение от пошлин реэкспортируемых товаров (переработанных и непереработанных);

- временное освобождение от права собственности на потребительские товары, ввезенные из ЕС, с момента их ввоза до момента вывоза из СЭЗ;

- освобождение от пошлин доходов акционерных обществ;

- освобождение от пошлин находящихся в СЭЗ предприятий;

- освобождение от пошлин доходов от передачи патентов, товарных знаков, производственных процессов и т. д.;

- свободное перемещение капитала иностранных предприятий;

- субсидии на профессиональное обучение (до 100% для граждан Азорских островов);

- субсидии на аренду (до 50% затрат на срок до 5 лет);

- субсидии на строительство (до 50% затрат при строительстве производственных предприятии);

субсидии на приобретение оборудования (до 50% затрат для производственных предприятий).

Кроме обычных видов предпринимательской, коммерческой и финансовой деятельности, в Свободной экономической зоне Азорских островов, разрешена финансовая деятельность оффшорных компаний. Эти компании, будучи дочерними отделениями национальных и иностранных финансовых корпораций, могут осуществлять операции с нерезидентами Португалии[32]. На их деятельность распространяются финансовые льготы СЭЗ, заключающиеся в практически полном отсутствии налогов на прибыль и снятии контроля за обменными операциями[33].

Предприятия, зарегистрированные и осуществляющие все виды деятельности в СЭЗ "Санта Мария", имеют возможность распространить свою деятельность на всю территорию Азорских островов, если они являются рентабельными и если при этом выполняются следующие условия[34]:

- деятельность осуществляется в приоритетном секторе экономики;

- деятельность ориентирована на внешние рынки региона Азорских островов;

- нет случаев конкуренции с другими предприятиями Азорских островов, которые не пользуются льготами СЭЗ.

Азорские острова, как уже подчеркивалось, в сущности, обладают очень широкой автономией во внутренних делах, и в настоящее время нет никаких оснований считать, что население Азоров, каким-то образом недовольно своим местом в политической структуре Португальского государства. Еще меньше оснований считать, что население Азоров в каком-то обозримом будущем потребует себе государственной независимости.

Таким образом, подведем основные выводы по настоящей главе нашей работы:

- правительство Португалии серьезно относится к своей автономной области Азорские острова. В первую очередь это выражается в том, что закрепленные в конституции Португалии положения, как правило, исполняются на практике. Азорские острова в настоящее время – регион с высоким уровнем автономии;

- правительством Азорских островов, решаются основные вопросы, связанные с внутренним развитием островов, кроме того Азоры имеют относительную свободу в ряде внешнеполитических вопросов (в том случае если они непосредственным образом касаются интересов Азоров). Так, Азорские острова, фактически самостоятельно интегрируются в Европейский Союз;

- фактически, взаимоотношения «центр-периферия» (Португалия – Азорские острова) представляют собой один из лучших примеров для реализации широкой автономии региона. На Азорах, в настоящее время, практически полностью отсутствуют сепаратистские тенденции, а население островов, во многом гордится, что они живут именно в рамках государства Португалия. Связано это с продуманной административно-политической политикой республиканских властей, а также в ряде льгот и преференций, которые получают жители Азорских островов;

- основу развития региона составляют животноводство, рыболовство и туризм. Кроме того, на Азорских островах с 1980 года действует свободная экономическая зона «Санта Мария», которая способствует экономическому развитию рассматриваемой автономной области Португалии;

- Азорские острова, обладают очень широкой автономией, и в настоящее время нет никаких оснований считать, что население Азоров, каким-то образом недовольно своим местом в политической структуре Португальского государства. Еще меньше оснований считать, что население Азоров в каком-то обозримом будущем потребует себе государственной независимости.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами, подведем основные итоги нашей работы.

Азорские острова вошли в состав Португалии в XV веке (точнее в 1439 году). В XVI веке эти острова становятся центром торговли между Европой, Индией и Америкой и соответственно, очень значимым регионом для колониальной империи Португалии.

В 1976 году, Конституция Португалии, сформировала современное государственно-политическое устройство этой страны, в рамках которого Азорские острова (наряду с Мадейрой) получили особый статус автономной области (до 1976 года они были провинцией Португальской республики, без каких-либо особых автономных прав).

Конституция Португалии прямо говорит, что особый режим Азорских островов связан со стремлением населения этих островов к автономии. Из этого можно сделать вывод, что «особый режим» – это вынужденная мера Португалии, вызванная рядом геополитических факторов. Фактически, если бы Португалия не предоставила Азорским островам автономии в 1976 году, то сейчас это было бы независимое государство.

Список полномочий автономных областей Португалии очень широк, и предусматривает почти исключительное ведение со стороны автономных областей своей внутренней политики, а также некоторые полномочия в области политики внешней. Политическое устройство Азорских островов как автономной области представлено Областным правительством и областной законодательной ассамблей (ст. 231). Эти органы являются выборными и могут быть распущены только Президентом Португалии. Председатель областного правительства назначается Министром Республики с учетом итогов выборов. Министр республики, утверждает законодательные акты принятые органами власти Азорских островов, а также имеет в ряде случаев право вето.

Правительство Португалии серьезно относится к своей автономной области Азорские острова. В первую очередь это выражается в том, что закрепленные в конституции Португалии положения, как правило, исполняются на практике. Азорские острова в настоящее время – регион с высоким уровнем автономии. Так, правительством Азорских островов, решаются основные вопросы, связанные с внутренним развитием островов, кроме того Азоры имеют относительную свободу в ряде внешнеполитических вопросов (в том случае если они непосредственным образом касаются интересов Азоров). Азорские острова, фактически самостоятельно интегрируются в Европейский Союз.

Взаимоотношения «центр-периферия» (Португалия – Азорские острова) представляют собой один из лучших примеров для реализации широкой автономии региона. Связано это с продуманной административно-политической политикой республиканских властей, а также в ряде льгот и преференций, которые получают жители Азорских островов.

Основу развития региона составляют животноводство, рыболовство и туризм. Кроме того, на Азорских островах с 1980 года действует свободная экономическая зона «Санта Мария», которая способствует экономическому развитию рассматриваемой автономной области Португалии;

Таким образом, сделаем общий вывод работы. Азорские острова, обладают очень широкой автономией, и в настоящее время нет никаких оснований считать, что население Азоров, каким-то образом недовольно своим местом в политической структуре Португальского государства. Еще меньше оснований считать, что население Азоров в каком-то обозримом будущем потребует себе государственной независимости.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамов А.М. Азорские острова. – М.; Весь мир, 2006. – 120 с.

2. Варламов В.В. Свободные экономические зоны Португалии // Иберо-Америка. – 2008. - № 7. – С. 24-36.

3. Варьяш О. Португалия: дороги истории. – М.: Гардарика, 2005. – 206 с.

4. Вениаминов С.А. Португальская колониальная империя. XV – XX века. – М.: Сервис+, 2003. 87 с.

5. Епатко А. Неизвестная Португалия // Санкт-Петербургские ведомости. – 2009. - № 11. С. 8-12.

6. Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Корни автономии и идентичности общества Азорских островов // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 8 – С. 103–118.

7. Конституция Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года // Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001. – 678 с.

8. Коршунов Ю. Россия, какой она могла быть. История приобретений и потерь заморских территорий. - М.: Эксмо, 2007. – 230 с.

9. Кривцов Н. Португалия. – М.: Вече, 2008. – 336 с.

10. Мамедов В.К. Португалия. Особенности национального бизнеса // Директор-Инфо. – 2002. - № 2. – С. 36-44.

11. Павлова Е.Б. Португалия и интеграционные проекты в современном мире: политические аспекты. – СПб.: Питер, 2001. – 150 с.

12. Португалия, Азорские острова, Мадейра. М.: ABBY-PRESS, 2008. – 120 с.

13. Сарайва Ж.Э. История Португалии. – М.: Мир, 2007. – 270 с.

14. Санди Гедеш ди Кейрош. Португалия: путеводитель по истории и этикету. М.: АСТ, 2008. – 160 с.

15. Материалы сайта https://theazoresislands.blogspot.com/

16. Материалы сайта ru.wicipedia.org


Приложение № 1.

 

Административное деление Португалии[35]

Округа Автономные области  
Название, столица Территория, население Название, столица Территория, население Название, столица Территория, население  
Авейру (г. Авейру) 2 808 кв.км.; 732 867 ч. Каштелу-Бранку (г. Каштелу Бранку) 6 675 кв. км.; 208 069 ч. Азорские острова (несколько столиц – Понта-Делгада, Ангра-ду-Ароимжу, Орта) 2 346 кв. км.; 243 018 ч.  
Бежа (г. Бежа) 10 225 кв.км.; 154 325 ч. Лейрия (г. Лейрия) 3 517 кв. км.; 477 967 ч.  
Брага (г. Брага) 2 637 кв.км.; 859 918 ч. Лиссабон (г. Лиссабон, столица Португалии) 2 761 кв. км.; 2 224 426 ч.  
Браганса (г. Браганса) 6 608 кв.км.; 148 808 ч. Порталлегре (г. Порталлегре) 6 065 кв. км.: 119 543 ч.  
Мадейра (г. Фуншал) 783 кв. км.; 265 000 ч.  
Визеу (г. Визеу) 5 007 кв.км.; 394 848 ч. Порту (г. Порту) 2 385 кв. км.; 1 817 986 ч.  
     
Виана-ду-Каштелу (г. Виана-ду-Каштелу) 2 255 кв.км.; 252 002 ч. Сантарен (г. Сантарен) 6 647 кв. км.; 465 599 ч.  
Вила-реал (г. Вила-Реал) 4 328 кв.км.; 218 935 ч. Сетубал (г. Сетубал) 5 064 кв. км.; 845 548 ч.  
Гуарда (г. Гуарда) 5 518 кв.км.; 173 831 ч. Фару (г. Фару) 4 960 кв. км.; 421 528 ч.  
Коимбра (г. Коимбра) 3 947 кв.км.; 436 056 ч. Эвора (г. Эвора) 7 393 кв. км.; 170 535 ч.  

Источник: Материалы сайта ru.wicipedia.org.


[1] Варьяш О. Португалия: дороги истории. – М.: Гардарика, 2005. С. 25.

[2] Абрамов А.М. Азорские острова. – М.; Весь мир, 2006. С. 6.

[3] Там же, стр. 9.

[4] Сарайва Ж.Э. История Португалии. – М.: Мир, 2007. – С. 115.

[5] Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Корни автономии и идентичности общества Азорских островов // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 8 – С. 104.

[6] Санди Гедеш ди Кейрош. Португалия: путеводитель по истории и этикету. М.: АСТ, 2008. – С. 120.

[7] Сарайва Ж.Э. История Португалии. – М.: Мир, 2007. С. 118.

[8] Португалия, Азорские острова, Мадейра. М.: ABBY-PRESS, 2008. С. 14.

[9] Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Указ соч. С. 107.

[10] Сарайва Ж.Э. Указ соч. С. 156.

[11] Вениаминов С.А. Португальская колониальная империя. XV – XX века. – М.: Сервис+, 2003. С. 80.

[12] Приводится по: Кривцов Н. Португалия. – М.: Вече, 2008. С. 303.

[13] Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Указ соч. С. 109.

[14] Конституция Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года // Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001. С. 560.

[15] Конституция Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года // Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001. С. 598.

[16] Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Указ соч. С. 113.

[17] Там же, стр. 114.

[18] Коршунов Ю. Россия, какой она могла быть. История приобретений и потерь заморских территорий. - М.: Эксмо, 2007. – 230 с.

[19] Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Указ соч. С. 115.

[20] Конституция Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года // Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001. С. 605-609.

[21] Конституция Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года // Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001. С. 610-611.

[22] Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Указ соч. С. 115

[23] Конституция Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года // Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001. С. 612.

[24] Абрамов А.М. Азорские острова. – М.; Весь мир, 2006. – 112 с.

[25] Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Указ соч. С. 118.

[26] Материалы сайта https://theazoresislands.blogspot.com/

[27] Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Указ соч. С. 118.

[28] Павлова Е.Б. Португалия и интеграционные проекты в современном мире: политические аспекты. – СПб.: Питер, 2001. – С. 108.

[29] Абрамов А.М. Азорские острова. – М.; Весь мир, 2006. – С. 19.

[30] Варламов В.В. Свободные экономические зоны Португалии // Иберо-Америка. – 2008. - № 7. – С. 26.

[31] Там же, стр. 27-30.

[32] Мамедов В.К. Португалия. Особенности национального бизнеса // Директор-Инфо. – 2002. - № 2. – С. 40.

[33] Варламов В.В. Свободные экономические зоны Португалии // Иберо-Америка. – 2008. - № 7. – С. 29.

[34] Там же, стр. 33.

[35] Данные приводятся на 2008 год.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: