1. Предмет и задачи возрастной психологии, ее структура.
2. Проблемы возрастной психологии. Основные понятия возрастной психологии.
3. Методы исследования в возрастной и педагогической психологии.
4. Факторы и движущие силы психического развития.
5. Закономерности психического развития.
6. Проблема периодизации возрастного психического развития человека.
7. Психологическая характеристика возраста.
8. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
9. Концепция психического развития по Д.Б. Эльконину.
10. Основные теории психического развития в зарубежной психологии.
11. Психическое развитие ребенка в младенчестве.
12. Психическое развитие ребенка в раннем возрасте.
13. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
14. Возрастные особенности познавательной сферы дошкольника.
15. Развитие личности в дошкольном возрасте.
16. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Проблема адаптации ребенка к обучению.
17. Возрастные особенности познавательной сферы младшего школьника.
18. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
19. Учение как ведущий вид деятельности младшего школьника.
20. Основные психологические новообразования младшего школьника.
21. Возрастные особенности познавательной сферы подростка.
22. Развитие личности в подростковом возрасте.
23. Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.
24. Основные психологические новообразования подростка.
25. Специфика общения подростка с родителями и учителями.
26. Возрастные особенности познавательной деятельности старшего школьника.
27. Развитие личности в старшем школьном возрасте
28. Характеристика ведущего вида деятельности старшего школьника.
29. Основные психологические новообразования старшего школьника.
30. Профессиональное самоопределение старших школьников. Мотивы выбора профессии.
31. Предмет и задачи педагогической психологии. Структура педагогической психологии, понятия обучения и воспитания. Проблемы педагогической психологии: обучение и развитие, использование сенситивных периодов, индивидуализация обучения и др.
32. История педагогической психологии. Вклад направлений психологии в психолого-педагогичекое знание. Три этапа развития.
33. Научение, учение, обучение. Суть понятий, их различия. Виды деятельностей по приобретению опыта.
34. Теории научения. Ассоциативная, условнорефлекторная, оперантная (законы научения Торндайка, бихевиоризм) теории; Гештальт-подход к научению; когнитивный подход к научению; теория социального научения А. Бандуры; деятельностный подход, нейрофизиологические основы научения – облегчение проводимости между нейронами.
35. Виды научения. Импринтинг, условнорефлекторное, оперантное, викарное, вербальное, инстайт.
36. Соотношение обучения и развития. Подходы к соотношению обучения и развития. Понятие об актуальном развитии и зоне ближайшего развития. Обучение с опорой на зону ближайшего развития.
37. Психологические основы развивающего обучения. Теория учебной деятельности В. В. Давыдова: научные понятия, теоретическое мышление. Принципы обучения Л. В. Занкова: ведущая роль теоретических знаний и др. Традиционное обучение в сравнении с развивающим. Развитие как цель проблемного обучения.
38. Психологические основы проблемного обучения. Психическое развитие в проблемном обучении. Понятие проблемы. Цели проблемного обучения. Віды проблемных ситуаций. Принципы создания проблемных ситуаций А. М. Матюшкина: цель – усвоение нового, опора на имеющиеся знания, др.
39. Психологические основы программированного обучения. Его возможности и ограничения. Постулаты бихевиоризма в программируемом обучении. Виды алгоритмов.
40. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения. Факторы личности учащегося: мотивационные, когнитивные, эмоционально-волевые, способности, др. Факторы личности и умений преподавателя. Факторы материала: оптимальный уровень сложности и доступности, интерес, проблемность, др.
41. Учебная деятельность. Трактовкипонятия учебной деятельности. Цели, специфика и результаты учебной деятельности. Возрастные особенности учебной деятельности.
42. Структура учебной деятельности. Специфика учебной задачи. Виды учебных действий (перцептивные, мнемические, мыслительные, речевые). Развитие познавательных процессов в обучении.
43. Мотивация учебной деятельности. Понятие мотива. Виды мотивов и пути их формирования. Понятие интереса.
44. Характеристики учебного действия. Форма, обобщенность, развернутость, освоенность.
45. Теория поэтапного формирования умственных действий. Этапы формирования. Ориентировочная основа действия, ее типы.
46. Знания, умения и навыки. Определения понятий. Свойства знаний и уровни их усвоения. Условия формирования навыков. Проблема понимания.
47. Понятие воспитания. Определение понятия. Социализация как контекст воспитания: цели, сферы, стадии.
48. Цели, принципы, закономерности воспитания. Технократический и гуманистический подходы к формированию личности. Разнообразие целей. Воспитание и формирование Я-концепции.
49. Методы воспитания. Классификации методов. Психологический тренинг как средство воспитания.
50. Психология нравственного воспитания. Условия нравственного воспитания. Воспитанность и воспитуемость. Теория нравственного развития Колберга.
51. Психологические механизмы формирования свойств личности. Интериоризация, когнитивный диссонанс, подражание, идентификация, чувство стыда и вины и т.д. Личное влияние в воспитании. Виды влияния. Методы изменения установок.
52. Воспитательные возможности коллектива. Понятие коллектива. Эффекты групповой динамики: групповая сплоченность, конформизм, социальная фасилитация, группомыслие и др.
53. Психология самовоспитания. Предпосылки самовоспитания: соответствующий возраст, произвольность и т.д. Методы самовоспитания: самопознание, самообладание, самостимулирование.
54. Педагогическая деятельность. Определение и основные свойства: предмет, средства, способы, продукт. Обучение в контексте у первобытных народов.
55. Профессионализм педагогической деятельности. Уровни продуктивности, критерии профессионализма: объективные и субъективные.
56. Психология личности педагога. Педагогическая направленность личности. Определение и структура. Мотивация педагогической деятельности. Оптимальный мотивационный комплекс.
57. Педагогические способности. Академические, гностические, коммуникативные, конструктивные, организаторские и др.
58. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Виды и характеристики стилей.
59. Педагогическое общение. Определение и компоненты. Барьеры педагогического общения и их преодоление. Роли в общении. Умения педагогического общения.
60. Социальная педагогическая перцепция. Социально-перцептивные феномены: эффект ореола (идеализация), фундаментальная ошибка атрибуции, проекция, принцип усиления, ложные корреляции, эффект снисходительности, установки, стереотипы и др.
61. Психология педагогической оценки. Понятия оценки и отметки. Виды стимулов. Наказания и режимы подкрепления в бихевиоризме. Альтернатива наказанию. Способы оптимизации оценивания.
62. Возрастные особенности педагогической оценки.
Дополнительные вопросы:
- Виды конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе.
- Организация работы педагогического коллектива.
- Содержание и особенности психолого-педагогического сопровождения.
- Психологические основы дифференцированного обучения.
Основная литература по возрастной психологии:
1. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб., 2002.
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология» Полный жизненный цикл развития человека.- М.: ТЦ «Сфера», «Юрайт-М», 2001.-464с.
3. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. «Возрастная психология».
4. Немов Р.С. психология. В 3 кн. Кн. 2 Психология образования.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-496с.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие.- М.: Пед. общество России, 2000.-448с.