В эпоху Просвещения просветители считали, что можно изменить существующий несправедливый общественный порядок, но добиться этого возможно путём борьбы с невежеством и распространения научных знаний. По их мнению, человек, вооружённый знаниями, станет лучше и свободнее, поэтому особую роль отводили науке и относились к ней как к религиозной вере.
Возникла элита, которая с неодобрением смотрела на идею распространения знаний среди простого народа. Французский философ и литератор Вольтер считал, что простой народ предназначен для выполнения физического труда.
Центрами распространения идей Просвещения были Англия и Франция. В Англии культурный и образовательный уровень населения был выше, чем у жителей других европейских стран. Большое влияние на действия властей оказывало общественное мнение, что привело к появлению идеи происхождения государства в результате общественного договора, которую сформулировал философ Джон Локк. По его мнению, если государство покушается на естественные права человека, то народ в целях защиты от, нарушившего общественный договор государства, имеет право поднять восстание. Идеи Локка нашли отражение в характере политического строя Англии.
Французский просветитель Шарль Луи Монтескьё выступил за проведение глубоких преобразований в обществе и был сторонником конституционной монархии, при которой существует разделение властей. Законодательная, исполнительная и судебная власти должны сдерживать и контролировать друг друга. Народ должен участвовать в формировании судебной и законодательной власти, а исполнительную философ предполагал передать монарху. Эти взгляды легли в основу конституционализма, утвердившегося в период Нового времени в странах Западной Европы.
|
Постепенно господствующими стали представления о том, что идеальными являются правовое государство и гражданское общество, а взаимоотношения между ними должны регламентироваться правовыми нормами. В правовом государстве основным законом является конституция и налажен механизм сдерживания властей от произвола и злоупотреблений.
Экономические теории Просвещения нашли отражение в трудах шотландца Адама Смита, основным из которых является книга «Богатство народов». Он считал, что разделение труда может стать всеобщей формой сотрудничества людей в интересах «богатства народов». Главным мотивом хозяйственной деятельности людей является свой корыстный интерес, преследуя свои собственные интересы, каждый человек служит интересам общества.
Огромное влияние на общественную мысль XVIII в. оказала знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел», издававшаяся с 1751 по 1780 г. под руководством французского философа Дени Дидро. В её статьях освещались важнейшие вопросы науки, общественной жизни, религии. Сотрудниками и авторами «Энциклопедии» были Поль Анри Гольбах, Ж. Ж. Руссо, Вольтер, Жак Тюрго, Шарль Луи Монтескьё и другие просветители.
Между Католической церковью и французскими просветителями и возник острый конфликт. Гольбах, Дидро, Клод Гельвеций были атеистами и не верили в бессмертие души и в сотворение мира Богом. Но они не призывали к свержению существующего строя, так как большинство пользовались поддержкой аристократов, королей и занимали важные государственные должности.
|
Просвещенный абсолютизм
Идеи просвещенного абсолютизма впервые были высказаны в литературе. Писатели и философы мечтали поменять государственный строй и изменить жизнь простого народа к лучшему. Монархи сближались с философами и впитывали идеи, высказываемые ими в своих трактатах. Философы ратовали за то, чтобы государство было подчинено разуму, о том, чтобы крестьянам создали лучшие условия для существования. В России в эпоху «просвещенного абсолютизма» относится развитие образования, поощрение торговли, реформы в сфере цеховых структур, модернизация аграрной структуры. В обществе изменились взгляды элиты, покровительство науке и культуре считалось хорошим тоном, рациональный подход ставился во главу угла любого начинания.
Нет единого взгляда на политику «просвещенного абсолютизма». Некоторые ученые считают, что она не принесла ничего простому народу, а произошло упрочение буржуазного строя, прав интеллигенции и высших слоев общества. Другие видят в этом явлении эволюцию дворянского строя.
Революция в естествознании и идеи Просвещения обозначили новый этап в общественном и духовном развитии Запада. Эти изменения стали предпосылками социальных, политических и культурных потрясений, произошедших в конце XVIII в. Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах неодинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.
|
Теоретический материал для углубленного изучения:
«Между двумя круглыми датами - 1680 и 1770 или, может быть, даже 1780 годом - утверждается новая реальность: вполне осязаемая, и хотя с трудом поддающаяся определению, но неоспоримая - Европа эпохи Просвещения».
Шоню П. «Цивилизация Просвещения»
Источник: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A8/shonyu-pjer/civilizaciya-prosvescheniya
Тренировочные задания:
1. Расположите в правильной хронологической последовательности:
- Декларация прав и свобод человека и гражданина.
- Издание «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел».
- Создание «Фауста» Гёте.
- Создание романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
Разбор задания:
Для начала необходимо определить эпоху, к которой относятся перечисленные события. В данном задании и две. К эпохе Возрождения относится создание Сервантесом романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», поэтому в данном перечне он будет самым ранним. Оставшиеся события произошли в эпоху Просвещения. Условной точкой отсчета можно взять Великую французскую революцию (1789 – 1799 гг.). Ей предшествовало издание «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел». Во время революции была провозглашена Декларация прав и свобод человека и гражданина, после - публикация «Фауста» Гёте.
2. Установите соответствие между деятелями Просвещения и их теориями.
Адам Смит | Категорический императив |
Джон Локк | Концепции «экономического человека» и «естественного порядка» |
Жан Жак Руссо | Теория разделения властей |
Томас Гоббс | «Общественный договор» |
Теория «просвещённого абсолютизма» |
Разбор задания:
Чтобы установить правильное соответствие, необходимо иметь представление о содержании учения и сфере деятельности мыслителя. Так, например, Адам Смит был экономистом, поэтому ему принадлежит разработка концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Джон Локк один из первых задумался о справедливом устройстве управления обществом, он стоял у истоков теории разделения властей. Жан Жак Руссо написал трактат «Об общественном договоре». Родоначальником теории «просвещённого абсолютизма», согласно которой монарх путем реформ устраняет устаревшие порядки жизни общества, считается Томас Гоббс.
Обязательная литература:
1. Волобуев О. В., Клоков В. А. и др. Россия в мире. Базовый уровень. 10 кл.: учебник/О. В. Волобуев, В. А. Клоков и др. – М.: Дрофа, 2018.
2. Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень/А. Н. Сахаров, Н. В. Загладин. – М.: ООО «Русское слов – учебник», 2015. (Инновационная школа).
Дополнительная литература:
1. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/Под ред. доктора педагогических наук Е. Е. Вяземского. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. 264с.
2. Шоню П. Цивилизация Просвещения. Екатеринбург-М.: У-Фактория, 2008. - 688с.
Электронные пособия:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX–XX вв. М.: Кирилл и Мефодий: New media generation, 2006. 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).
2. Всеобщая история. Учебное электронное издание. М.: Кордис-Медиа, 2004. 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
Ресурсы Интернет:
Просвещённый абсолютизм //URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/prosvieshchionnyi_absoliutizm