Мы живем в переломную эпоху - одиннадцать лет назад в политической карты мира исчезла огромная держава - СССР. Возникшая позднее Российская Федерация не может называться достойной преемницей Советского Союза, так как ее экономическая мощь намного меньше.
За минувшее десятилетие выросло новое понятие людей, которые уже мыслить по-иному. То, что происходит в России все эти десять лет, называют по-разному - посткоммунизм, развитие рыночных отношений, т.д. деятельность СМИ в значительной системе определяется социально-политической, духовно-культурной ситуацией, в которой пребывает российское общество. Видный теоретик журналистики И.Дзялошинский отвергает название “посткоммунизм”, утверждая, что никакого коммунизма в СССР не было, а был авторитетный бюрократический режим, (функционеры этого режима продолжают влиять на жизнь общества, из позиции укрепились после избрания президентом В. Путина).
Сейчас победила точка зрения, согласно которой СМИ выполняют функцию контроля за деятельностью властных структур для защиты демократии в обществе. СМИ должны являться информатором, беспристрастно освещающим общественные события.
Однако, даже в такой стране, как США, ведущий телеканал CNN после чудовищных терактов 11 сентября 2001 г. активно формировал позицию простых американцев громкими слоганами: “America under attack” (Америка под атакой) и “New America’s War” (Новая война Америки). Эти лозунги присутствовали во всех передачах СNN в те дни. Можно ли быть объективным, когда одна из сторон конфликта родная страна? Как должен реагировать журналист? Изучение психологической культуры журналиста помогает принять верное решение...
Через всю историю изучения человека проходит дихотомия: тело (организм) и дух (сознание) - материалисты считают сознание атрибутом высокоорганизованной материи, идеалисты понимают, что материю творит из ничего вечный дух. Сама наша психика протестует против столь упрощенного понимания личности. Идею многоуровнего человека выдвигали многие мыслители. По мнению А.Франкла, наиболее важным из возможных измерений человеческого бытия, являются следующие: витальная основа, которая изучается в биологии и психологии, социальное положение человека, его установки, личное отношение к любой витальной основе и любой ситуации. По мнению Леонтьева А.И., личность -индивид, это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей сути. Сущность личности - в “эфире” этих отношений. Общество со всеми своими культурными, экологическими и другими формами не нечто целое, а синтез отношений. Именно социальная жизнь является той чертой, в которой человек приобщается к благам культуры. Богатство личности, степень развития ее индивидуальности определяется не степенью ее автономности, а мерой реализации индивидуальных сил и способностей личности в общественной жизни. Часто люди неверно понимают внешний мир, считая его 2 реальностей. (природы и общества).
|
Надо отметить, что материальный продукт журналистской деятельности заключает в себе и объективное содержание (т. е объективную реальность) и внутренний мир данной творческой индивидуальности.
Социально-психологические свойства личности (по Андреевой) 1) Обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальная перцепция, воображение, интеллект и т.д.).
|
2) Формирующиеся во взаимодействии членов группы в результате ее социального влияния.
3) Более общие, связанные с социальным поведением личности (активность, ответственность, склонность к сотрудничеству.)
4. Социальные свойства, связанные с общепсихологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу мышления, к догматическому или открытому отношению к проблеме).
Социальная роль есть фиксация определенных положений, которые занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Каждая личность может одновременно иметь несколько социальных ролей: журналист, СМИ,
Личность - сложная структура. Известно 4 модели ее социального развития:
1. Эволюционная - постепенное развитие (была присуща первобытным людям)
2. Кризисная (скачкообразная) - через конфликты (окружающим и самим собой)
3. Модель 3 фаз: Детство, Взрослость, Старость.
4. Модель гетерогенного развития - разные системы организма достигают пика развития в разное время.
Это означает, что возраст человека физиологический (т.е. степень развития физиологической системы организма) не всегда совпадает с психологическим (степенью развития структур психики) и педагогическим (мерой овладения культурой давнего общества). В этой связи примечательна классификация периодов человеческой жизни: младенчество (до года), ранее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3-7), младший школьный возраст (6-12), отрочество (12-17), юность (17-21), молодость (19-30), зрелость (25-60), старость (свыше 60 лет).
|
Личностная зрелость наступает, когда соблюдается следующие условия:
1. Развитое чувство ответственности у личности.
2. Потребность в заботе о других людях.
3. Способность к полноценному участию в жизни общества.
4. Высокий уровень общей жизнедеятельности.
5. Толерантное отношение к трудностям и способность их преодолевать.
6. Способность к эффективному использованию своих знаний и возможностей, решению различных жизненных проблем и пути к полной самореализации.
Все вышеизложенное о развитии личности - не отклонение от темы, а почва, на которой будет базироваться рассмотрение особенностей психологической культуры журналиста.
Анализ психологических качеств журналиста невозможен без предварительного рассмотрения особенностей его деятельности. Основной постулат новой журналистики - в утверждении, что исходный путь бытия - реальный человек.
Процесс формирования профессионализма сочетает два процесса - журналист полнее включается в систему отношений профессионального сообщества, его связи с ним усиливаются. Профессия меняет внутренний мир журналиста, чтобы он мог эффективно осуществить эту деятельность.
Профессиональная деятельность заключается в единстве различных компонентов, в дальнейшем эти компоненты развиваются неравномерно. Система индивидуальных свойств личности включает по В.С. Мерник
1. Систему индивидуальных свойств организма (биологические, общесоматические,)
2. Систему индивидуальных психологических свойств с подсистемами
а) психодинамической - свойства темперамента
б) психологическими свойствами личности
3. Система социально-психологических индивидуальных свойств.
а) подсистема социальных ролей в социальной группе и коллективе
б) социальных ролей в социально-исторических общностях.
Становление “Я” происходит не сразу, а на протяжении всей жизни в самосознании входят 3 компонента:
1. Познавательный - знания о себе
2. Эмоциональный - оценка себя
3. Поведенческий - отношение к себе.
Индивид усваивает опыт и начинает воспроизводить систему социальных связей в процессе социализации, при этом происходит три важных процесса:
1. личностный выбор деятельности.
2. центрированный вокруг главного с подчинением ему остальных деятельностей.
3. освоение новых ролей и осмысление их значимости.
Социализация личности состоит из 3 стадий:
Адаптации, Индивидуализации и Интеграции.
Адаптация (приходится на детство) - овладение знаковыми системами, социальными ролями. Начав изучать журналистику, индивид постигает ее теорию, этику, и т.д.
Индивидуализация - обособление индивида, вызванное потребностью в персонификации. Но возникает проблема - как найти собственную индивидуальность? Она решается на 3 стадии- стадии интеграции - достижением баланса между личностью и обществом.
Пассивная позиция - человек становится объектом социальных отношений.
Активная - воспроизведение социальных опыта человека становится субъектом социальных отношений.
Лидер - тот, кто способен быть и субъектом, и объектом социальных отношений., способен выполнять и подчинять. Черты лидера не помешают журналисту, но это не главное составляющее его психологической культуры. Процесс социализации проходит посредством подражания, имитации и идентификации.
Институтами социализации выступают семья, школа, отчасти - армия. надо отметить, семья в настоящее время утрачивает свои позиции под ударами новых представлений. В школе происходит социальная дифференциация детей в свете их достижений, распознавание индивидов.
На каждом этапе социализации личность получает информацию об обществе, о действительности. Основным источником этой информации является общение.
Особенностью общения в современном мире является то, что оно связано с ценностями, которые вносят в жизнь каждого социальный контроль, состоящий из:
1. требований окружающих
2. Социальных норм - образцов, что люди должны делать, и.т.д.
3. Этикета - установленного порядка поведения.
В случае отклонения личности от норм, общество может применить санкции по отношению к ней.
В наши дни широкое распространение получило массовое и общение. Люди осознают, что многие их проблемы связаны с неумением общаться. Общение посредством технических средств (телефона, пейджера, Интернета) не может стать заменителем непосредственного общения.
Многие СМИ создают иллюзию общения. По данным И.Дзялошинского, средний городской житель затрачивает до 5 (!) часов в день на просмотр телепрограмм. Увеличение доли квазиобщения - особенность современного общения. Уровень общения подразделяется на:
1. Фатический - общение по этикету, просто так.
2. Информационный уровень
3. Личностный уровень - раскрытие сущности другого человека, самого себя и окружающего мира.
По данным социологических исследований мобильные сотовые телефоны используются большинством людей для распространения сплетен!? тематика разговоров в Интернет-чатах соответствует фатическому уровню общения.
Интервьюирование человека через Интернет не получило распространение. На Западе особо ценят журналистов-интервьюэров. Виды общения - межличностное, межгрупповое и массовая коммуникация.
Рассмотрим третий вид подробнее. Массовая коммуникация - общение больших социальных групп в обществе. Коммуникатор распространяет информацию 2 типов:
побудительную (приказ, совет, просьба)
активизация - побуждение к действию в заданном направлении.
Интеракция - побуждение, не допускающее определенных действий.
Дистрибуция - распространение некоторых автономных форм поведения.
Психологическое развитие общения - происходит в несколько этапов: 1. первоначальная неразрывность трудовой деятельности и общения
2. отделение общения от продуктивной деятельности
3. речь приобретает возможность отделиться от общения, направляется на творческие цели.
Общение в массовой коммуникации специфично:
Леонтьев выделил следующие его особенности:
1. Социально-ориентированная организация общения - изменение совместной деятельности за счет согласования или рассогласования индивидуальных деятельностей. Если общение направлено на изменение отдельной личности - это личностно-ориентированное общение.
2. Психологическая динамика общения - психологическое содержание общения. Общаясь с аудиторией, журналист стремится изменить ее. Психологическое воздействие на аудиторию может остаться в сфере знаний, в сфере навыков и умений той или иной деятельности, сфере собственно деятельности в ее реальном существовании. Возникающая обратная связь - двоякая 1. Спецканалы - письма, звонки на телестудию. 2. Представление коммуникаторы о возможной и ожидаемой реакции слушателя или зрителя.
Но автор считает все вышеизложенное достаточным.
Общение - важный процесс, который формирует личность журналиста, его психологическую культуру.
Важным явлением является по Л.Леонтьеву самоподача - selfpresentation. Можно связать ее с проблемой персонификации:
1.ориентировки в пространственных условиях общения.
2. ориентировки во внешних условиях общения.
3. ориентировки в узкой социальной ситуации.
При этом важно понятие личной дистанции: расстояние между собеседниками 55 - 70 см. Социальная дистанция - 120 - 840 см. Потребности индивида реализуются посредством общения: Маслоу выделил 5-уровневую концепцию потребностей, высшей названа потребность в самовыражении, творчестве. Для журналиста значимо понятие самоактуализации. Это центральное понятие гуманитарной психологии, рамках которой она принимает вид стремления к реализации всех возможностей и способностей, заложенных в человеке.
По В.Франклу фундаментальным для человека является самотрансцендентация, т.е. ориентированность бытия на нечто, что не является им самим, на что-то или кого-то. Эрих Фромм утверждал, что потребности в связи с окружающим миром - важнейшее, так как препятствует одиночеству. В своей книге “Иметь или быть?” он обсуждает 2 ориентации - ориентацию на обладание и ориентацию на бытие. Первая - подчинение мира себе. Вторая - вписание себя в мир, приближение мира к идеалам индивида, осуществляемое им на протяжении всей сознательной жизни. Если смотреть на жизнь журналиста, как на пространственно-временную область, в пределах которой он может реализовать заложенные в нем потенции, то жизнь представляет собой непрерывный процесс осознанного осуществления разнообразных решений ситуаций, обеспечивающих медленную направленность жизни.
В одном случае журналист стремится реализовать жизненные цели, в другом - он полностью зависит от внешних обстоятельств. Между этими 2 типами журналистов есть множество промежуточных типов.
В состав жизненной программы входят: жизненные идеалы, моделирующие основные направления самопознания, жизненные сценарии. На самом верху - осознание жизненных целей. Жизненные цели сплачивают все уровни и сферы личности. Жизненные программы влияют на действия журналиста посредством долга - осмысленного требования, предъявленного социально ответственным человеком самому себе.
Долговые мотивы сопровождаются специфической энергией долженствования (Я должен). Для решения внутренних и внешних противоречий каждый стремится найти такие способы, которые позволяют минимизировать возникающие потери.
Для журналистов ценно обретение социального статуса. Статус заключается в хороших постах, большой зарплате - все это отличает большую часть жизни. И. Веронин и Т.Альтруллер упоминают следующие критерии жизненных целей:
1. Достойная цель опережает свое время и воспринимается окружающими как еретичная.
2. Она лежит в области отсутствия конкуренции.
3. Достигнутую цель раскрывает лишь одна сторона личностной направленности.
Жизненная программа может быть
а) выстроена самим журналистом
б) продиктована извне
в) может быть продуктом взаимодействия индивида и внешнего мира.
И.Дзялошинский как образ, выдвигает образ мастера - человека, сумевшего проявить себя, создающего качественно новые творения, открывающие человечеству новые неизвестные пути.
Общественно полезная направленность творческой деятельности всегда считалась важной характеристикой людей, которых человечество относит к гениям.
Доминирование ориентации на красоту приводит к формированию эстетически ориентированного журналиста, который при определенных условиях может потерять способность видеть связь эстетических и этических сторон жизни. Жизненная программа, ориентированная на добро, ставит во главу угла преемственное содержимое. Особенностью любой индивидуальной картины мира является ощущение ее естественности и единственности.
Система мира - высшая степень имеющихся у журналиста знаний о действительности во всех ее проявлениях. Картина мира строится из понятий и образов. В зависимости от преобладающих элементов говорят о понятийном или образном мышлении.
Существует несколько источников, из которых журналист черпает свои представления: обыденное сознание, основная частью которого является социальная мифология, элементарная наука. Говоря об источниках знаний журналиста, выделяют 3 их типа: знание здравого смысла, знания элементарной науки, знания развитой науки. Всякое явление действительности, освоенное в человеческой деятельности, становится элементом определенной культуры, приобретает значение и смысл для социальной общности и отдельной личности - т.е. становится ценностью.
Выделяют три группы ценностей:
1. Явления, имеющие социокультурное содержание.
2. Эталоны, в качестве которых выступают определенные социокультурные образования.
3. Идеалы, выражающие сущность человека.
Ценностями считаются свобода, образование, отдых, культура, и.т. Тот уровень достижений, которые воспринимаются на ранней стадии как успех, через некоторое время становятся обычными, не вызывают волнения и радости. После того, как индивид освоил профессию и почувствовал себя ее хозяином, он может стать на путь преднамеренного усложнения деятельности, чтобы сделать ее эмоционально более привлекательной, особое значение имеет профессиональная Среда.
Деятельность и общение - те “ворота”, через которые внутрь личности проникают общественные отношения. Именно в процессе общения согласовываются те или иные взаимоотношения журналиста с другими людьми. Дзялошинский предложил следующие принципы формирования внутреннего мира журналиста:
1. Принцип единства и противоречивости различных компонентов внутреннего мира.
2. Принцип единства и противоречивости объективных сторон деятельности журналиста.
3. Принцип единства и противоречивости объективных и существенных факторов формирования внутреннего мира журналиста. По мнению А.Г. Здравомыслова, в качестве важнейшей источников человеческой деятельности выступают потребности, интересы и ценности. Система установок, потребностей и жизненных целей, а также отрицающих их рефлексов, интересов и обстоятельств может быть обозначена понятием “направленность личности”. Одним из самых значимых элементов психологической культуры журналиста являются установки.
Под “установкой” понимаются привычки, устойчивый стиль волевой жизни с заданностью стремлений (интересов, конечных целей и усилий творчества). Эта устойчивая готовность действовать в определенных ситуациях обозначается различными понятиями: аттитюды, намерения, преддиспозиция, диспозиция, информационная модель, схема, валентность, и т.д. (около 30 предложений).
По Д.И. Узнадзе установки возникают на почве потребности, объективных обстоятельств, не только являются энергетическим источником, но и содержат необходимую для организации поведения информацию.
Р.Г. Катадзе указывает, что установка есть условное состояние мобильности индивида на определенном действии, обусловленное потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуации. Установка - возникающая на основе прошлого опыта человека готовность субъекта к определенной деятельности в соответствии с конкретными условиями, потребностью и ситуацией. На процесс становления установок сильное влияние оказывает коммуникация. Установки подразделяются на:
1. фиксированные (привычка действовать определенным способом)
2. социальные - определяют какие действия в различных ситуациях.
3. ценностная организация личности - “Надо”,”Важно”, и т.д.
4. общая направленность человека на ту или иную сферу жизнедеятельности журналиста, называются профессиональными. Они представляют собой сформировавшиеся в процессе профессионального становления журналиста на основе овладения способом журналистской деятельности, совокупность предисловий, определяющих направленность его действий. Основной формой выражения установки является рефлексия, т.е. неосознанное побуждение к действию.
нужно понимать рефлекс в широком смысле - в виде непознанных, сформировавшихся из-за десятилетий профтренинга, импульсов, которые мгновенно возникают при соответствующих условиях и организуют поведение по какой-то неосознанной схеме. Особое значение в системе проф.установок имеют нравственные императивы. Профессиональное поведение стало предметом внимания журналистского сообщества.
В свете знаний об установках, выделяют 4 аспекта взаимоотношений журналиста с высшим миром:
1) Минимально сложный внешний мир и такой же внутренний мир. Преобладают ориентировки на удовольствия, пассивность, бездеятельность.
2)Внешне трудный и внутренне простой миры - только с помощью фанатичного мировоззрения можно достичь предмета потребностей.
3) Внутренне сложный и внешне легкий мир - трагическое мировоззрение. внутренний конфликт, неразрешимая задача выбора.
4) Максимально сложный внешний и внутренний миры - творческое мировоззрение, ориентация на выполнение конкретных замыслов. Мировоззрение зиждется на фундаментальных представлениях - о мире, о мечте человека в нем, о взаимоотношении человека с миром, мировоззрению журналиста по И.Дзялошинскому должны быть не чужды проблемы гуманитарного общества. В этой связи нельзя не рассмотреть такое понятие, как менталитет. Это фундаментальный слой коллективного поведения, деятельности, эмоционального реагирования на различные ситуации, присущие данному этносу или установленной группе. В его составе 3 программы, переданные индивиду от общества:
1. Программа сохранения и развития вида (человека)
2.Программа сохранения рода
3. Программа самосохранения.
Регулятивно-смысловую сферу журналиста можно представить как многослойную систему, обладающую смысловым ядром, на разном расстоянии от которого “вращаются” отдельные смысловые компоненты. Для обозначения смысловых образований, входящих в ядро, используется понятие менталитета. Каждый индивид объясняет себе и другим, как должно быть устроено общество при помощи понятия “идеология”. Идеология как понятие сформировалось на грани политологии и психологии, и особенно влияет на формирование психологической культуры журналиста.
Профессиональные и социально-политические представления журналиста возникают в результате рефлексии по поводу процесса своего творчества. Поскольку в ходе этих рефлексий осмысливаются как внешние, так и внутренние личностные формы профповедения, в структуре рефлексий принято различать сознание, самосознание.
Профессиональное самосознание выступает не только средством самоопределения, но и средством саморегуляции. Его движущей силой является профессиональная и индивидуальная практика журналисткой деятельности.
Рефлексия - осознание журналистом законов своей деятельности. Предполагает, что журналист серьезно относится к своей профессии. Самосознание неотделимо от научно-эмоционального отношения к себе. Фундаментальным компонентом является самооценка. Ее содержание обусловлено оценкой данного журналиста в референтной группе - профтворческой среде и особенностям самого журналиста. Эмоциональная сторона оценки реализуется в понятии “профессиональная честь”. Осмысление профессиональных действий возможно, если существует понятийно-оценочный комплекс, на котором может быть основная рефлексия.
Профессиональная идеология входит в систему, обозначаемую как “профессиональная культура”. Психологическая культура журналиста формирует духовную сторону профессиональной культуры. Чем богаче человек духовно, тем больше он знает о своих внутренних возможностях, тем больше у него шансов развить свой интеллект. различают 7 видов интеллекта:
1.вербальный - способный решать проблемы языковыми средствами - свойственен поэтам, писателям, журналистам.
2. Внутриличностный интеллект - способность понимать свои переживания. Свойственен психиатрам, писателям и журналистам.
3. Моторный интеллект - владение телом - присущ спортсменам.
4. Межличностный - способность понимать людей (политики, учителя, журналисты)
5. Логико-математический.
6. Музыкальный
7. Пространственный
Интеллект - не только продукт общественного развития, он преломляет совокупность общественных отношений и индивида. Свойства интеллекта - (основа интеллектуальной базы личности) и воображение - способность создавать нечто, ранее не наблюдавшееся. Интеллект - ядро личности журналиста. И. Дзялошинский утверждает, что, если перестроить общество, чтоб оно было заинтересовано в подъеме общей нормы одаренности, стали бы появляться гении в огромных количествах. Эрих Фромм даже предлагает концепцию такого общества - ориентированного на бытие.
Нормы и ценности, которым следует журналист, влияют на его профессиональную деятельность. Так об этом сказал Дональд Макдональд: “ та оценка ценностей, которая требуется от журналиста в ходе его расследования или интерпретации фактов, должна отражать те ценности, в которые верит он сам. Эти ценности приобретались им в ходе всей его жизни, он приобрел их во время учебы, на него повлияло его исповедание, детство, семейная жизнь, происхождение, друзья и круг общения, национальность и связанная с ней культура, изученный опыт и здравый смысл.»
(Э. Джонс, Д. Мэрилл «Беседы о Масс-медиа»- М. 1997. стр.183)
В психологической культуре журналиста важное место отводится воле. Воля формируется в ходе осуществления целенаправленных действий по преодолению препятствий, ограничивающих свободу человека в каком-либо отношении.
Выделяют 3 группы черт волевых людей:
1. Ограничивающие активность, определяющие организованность - привычки к самоконтролю, дисциплине.
2. определяющие стойкость (терпеливость, выносливость)
3. определяющие жизнедеятельность - самостоятельность, готовность к работе.
По данным социалистических исследований, высоко развита воля у 22 % журналистов, Средне – у 28 %, низко развита - у 50 %.
И.Дзялошинский по характеру эмоциональной сферы делит журналистов на несколько типов: Уравновешенный, радостный, гневный, радостно-гневный, радостно-тревожный, разрушительно-тревожный, раздражительный. Больше всего журналистов входит в уравновешенный и раздражительно-тревожный типы. (22 и 20 процентов общего числа респондентов).
Подводя итог теоретической части, нельзя не отметить, что творческое начало формируется законами личности, окружающей сферой и видам выбранной деятельности.
Журналистика - очень интересная профессия. Тот, кто выбрал ее, должен быть готов к психологическим изучениям своей личности.
Многое было изложено, но еще больше можно было написать. Психологическая культура журналиста не есть комплекс понятий, каждое понятие входит в сознание и подсознание, заставляет мыслить и действовать по-журналистски.
В следующей части будут проанализированы материалы известного дагестанского журналиста Б.Узунаева и предпринята попытка дать оценку его психологической культуры как журналиста-профессионала.