ТЕМА 1. Психология как наука




 

 

1. Предмет и объект психологии. Основные задачи психологической науки. Методы психологических исследований.

2. Понятие о психике. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений. Сознанательное, предсознательное и бессознательное.

3. Сознание и деятельность. Общая структура деятельности и поведение. Общественное и индивидуальное сознание.

 

В сравнении с другими научными дисциплинами психология обладает особыми качествами. Как системой знаний его владеют немногие, однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все.

Психология как наука одновременно и древняя, и молодая, она привлекала к себе внимание на протяжении многих веков. Первые попытки проникновения в тайны человеческой души относятся к середине 1 тысячелетия до н. э., но точной, экспериментальной наукой психология стала сравнительно недавно.

Как часто мы произносим и слышим слово «психология»? Всегда ли мы вкладываем одинаковый смысл в это понятие? Что же оно означает? Как мы его понимаем?

Если это «наука о душе» (термин «психология» происходит от греческих слов psyche- душа и logos- учение), то где находится эта душа, почему ее не удается обнаружить при анатомическом препарировании человека? Почему сами психологи говорят об этом искусстве проникновения во внутренний мир другого человека?

Неоднозначность связана, прежде всего, с тем, что психология имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Именно в последнем случае мы говорим о психологии того или иного человека, групп людей, даже животных.

Мы с детства говорили: «я хочу», «я думаю», «я чувствую», «я представляю»; мы рассуждали о достоинствах и недостатках ума. Каждый из нас уже с раннего возраста умеет «чувствовать эмоциональное состояние другого человека, различать настроение других людей, особенности их характера. Такое понимание легло в основу житейской (бытовой) психологии, которая обобщает и закрепляет опыт многих поколений. Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты, а порой просто неверны. Это, скорее, иллюзия знания, которая, к сожалению, заменяет подлинную образованность.

Отличие научной психологии от житейской состоит в том, что она знает ответ на вопрос, как, на основе чего делаются заключения и выводы. Научная психология базируется на строгих, полученных в ходе исследований и неоднократно проверенных фактах, которые логически систематизируются и объясняются в специальных научных теориях.

Психология в своем развитии прошла четыре этапа.

1 этап – психология рассматривалась как наука о душе. Такое определение она получила более двух тысяч лет назад. Наличие души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап – психология рассматривалась как наука о сознании. Возникла в ХУП в. С развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап – психология рассматривалась как наука о поведении. Этот этап начался в ХХ в. Задача психологии – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Мотивы поступков не учитывались.

4 этап – психология рассматривается как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Для современного этапа развития характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, учитывающую интересы практики.

Итак, психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.

Специфической особенностью человека является наличие у него двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, планирует, ведет внутренний диалог с собой. Внешне наблюдаемая жизнь дана нам в актах поведения. Субъективный мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее и будущее. Только человек может заглядывать в завтрашний день, мечтать, жить будущим, выстраивать перспективу собственной жизни.

Современная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психика – это не вещь и не предмет, а скорее, процесс. Работа психики возможна только в процессе активной деятельности человека, животного. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.

Психология изучает психические явления: психические явления, психические состояния, психические свойства и психические образования.

Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувства и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятия, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться не чем-либо.

Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны в его жизни.

Воля обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по- принятому намеренно.

Психические состояния – относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся: бодрость, утомления, скука, радость, тревога, апатия и др. Психические состояния отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни.

Психические свойства – наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, черты характера, темперамент, способности.

Психические образования – это знания, умения, навыки, привычки, все то, что приобретается человеком в процессе жизнедеятельности. Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют раздельно, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга.

Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Жить – значит быть активным, действовать. Активность обусловливает поведение человека – его взаимодействие с окружающей средой в соответствии с внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Основные виды деятельности человека – игра, учение, труд, творчество. Именно в процессе деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности.

Современная психология представляет собой широко разветвленную область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научно-практических направлений. Представьте себе могучий ствол, от которого отходят ветви. Ствол – это общая психология, которая изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии. Общая психология – фундамент всех остальных ее отраслей.

Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические различия между людьми. Исследуются различия как между конкретными индивидами, так и между определенными группами (например, между мужчинами и женщинами, представителями различных профессий, социальных, национальных, этических групп). Выявляются предпосылки и причины этих различий.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с другими людьми, их группами, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, телевидения, моды, слухов на различные общности людей).

Психодиагностика – отрасль психологии, разрабатывающая методы и средства выявления и измерения психологических особенностей человека, возможности применения этих инструментов на практике. Психодиагностика позволяет выявить и измерить уровень развития интеллекта, способности, свойства личности, интересы. Благодаря психодиагностики можно выявить скрытые от непосредственного наблюдения причины поведения и поступков.

Возрастная психология, или психология развития, исследует развитие психики человека и ее особенностей на протяжении онтогенеза (онтогенез – процесс индивидуального развития организма от рождения до смерти). Этот термин используется не только в психологии, но и в физиологии, медицине, биологии. Возрастная психология включает детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и психологию старости. Она занимается изучением психологических особенностей каждого возраста, особенностей перехода от одного возрастного периода к другому.

Педагогическая психология включает в себя психологию обучения и психологию воспитания на формирование качеств личности, развитие ее способностей и интересов, выявляет психологические закономерности обучения и воспитания.

Психология как и любая наука подразделяется на теоретическую и практическую. Задача первой – разработка теории, второй – использование полученных знаний в различных сферах жизни. Психологи-практики работают почти во всех областях человеческой деятельности.

Психолог располагает средствами, позволяющими предупредить возможные нарушения, отклонения в развитии.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности, поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, строением и функционированием центральной нервной системы. Психология тесно связана с историей общества и его культурой, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации – орудия труда и знаковые системы. Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Психология тесно взаимодействует с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны от рождения, а формируются в онтогенезе, в процессе воспитания и образования. Отсюда – связь психологии с педагогикой. Практически любовь вопрос обучения и воспитания требует совместного участия педагогов и психологов и без их скоординированной работы не может быть успешно решен. Очень важно знать, что человеку дано от природы, а что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении является врожденным, социально обусловленным и что – приобретенным, социально обусловленным.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии невозможно.

 

 

В настоящее время задачи развития личности в условиях значительного ускорения научно-технического прогресса и уже достигнутые успехи в развитии конкретных психологических исследований позволяют по-новому понять возможности психологии и ее участие в процессе обучения и воспитания школьников. Психологи формулируют задачи, которые стоят перед психологической наукой и от решения которых зависит успешность осуществления важнейших педагогических проблем.

Первая задача предполагает такое построение психологических исследований, которое не столько направлено на обоснование готового и утвердившегося, сколько опережает устоявшуюся педагогическую практику, прокладывает для нее новые пути, обеспечивает широкий поиск нового в деле обучения и воспитания.

Вторая задача, вытекающая из первой, обусловлена требованиями, которые предъявляет педагогике научно-технический прогресс. Масса информации, обязательной для усвоения, возрастает с большой скоростью. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда становится ясно, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. На первый план выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы учащемуся самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали бы человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.

 

Методы, с помощью которых добываются научные факты, очень важны для любой науки, но для психологии они имеют особое значение. Чтобы понять это, представим, как вообще строится научное исследование в других областях знаний. В ходе опыта важно четко выделить его составляющие: во-первых, это человек, который осуществляет опыт или ведет наблюдение (субъект познания); во-вторых, это то, что человек изучает (объект познания) – растения, животные, химические элементы и т.д. Теперь представьте себе, что вы исследователь-психолог, которому предстоит изучать психические особенности другого человека.

Для психолога все иначе: его объект, или, как говорят в психологии, используемый, есть одновременно и субъект. В этом состоит особенность психологической науки.

Применяемые сегодня в психологии методы можно разделить на три большие группы.

1. Методы сбора информации: наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов (контент – анализ, графология, анализ рисунков), метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод.

2. Методы обработки данных: статистический анализ, математические методы (вариационный анализ, корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ) и др.

3. Методы психологического воздействия: дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и др.

 

 

Мир вокруг нас постоянно меняется, и все живые существа должны уметь адаптироваться (приспосабливаться) к новым условиям. Для адаптации к непостоянству внешнего мира и существует психика. Психика – это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, и регуляция на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики:

*** во-первых, психика – это свойство только живой материи, причем высокоорганизованной;

*** во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир;

*** в-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения внешней среды.

До сих пор точно не известно, когда появилась психика в эволюции живых существ. Можно ли считать, что живое существо уже наделено психикой, если оно реагирует только на жизненно важные стимулы? А.Н. Леонтьев указывал, что живая материя обладает способностью отражать воздействия среды, и эта способность называется простой раздражимостью.

В ходе эволюции возникает новая форма раздражимости – чувствительность. Возникновение чувствительности как высшей формы раздражимости и является исходным моментом развития психики.

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа в зависимости от уровня психического развития обладают поведением различной сложности.

Возможность осуществления сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания, благодаря чему человек действует осознанно и самостоятельно.

Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность, поведение высших животных, сознание человека.

Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, но мало кто задумывался, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Для чего нужна психика? Она существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации – приспособление к реальности.

В исследовании психических явлений важнейшим является вопрос: в чем состоят функции психики? Кажется, что ответ на него очень прост. Однако, проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ очень сложно.

Выделяют три основные функции психики: познавательную, регулятивную и коммуникативную.

Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на экзопсихику, эндопсихику и интропсихику.

Экзопсихикой называется та часть психики человека, которая отражает внешнюю реальность. Эндопсихика – часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма: наши потребности, эмоции, ощущения комфорта и дискомфорта. К интропсихике относятся мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Их трудно приписать к некоторым состояниям организма и невозможно считать их источником внешнюю реальность.

Существует еще проблема происхождения психики. Чем обусловлено наличие такого феномена, каковым является психика? Точки зрения на это различны:

*** идеалистическая. Душа в своем происхождении не связана с телом и имеет божественное происхождение;

*** дуалистическая. У человека существуют два начала – психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Они развиваются параллельно и в определенной степени связаны друг с другом;

*** материалистическая. Феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоорганизованной материи.

 

 

Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления, и т.д. Практически все измерительные приборы базируются на использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств:

1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию;

2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему;

3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль.

Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы отражения - отражения биологического. Дело в том, что отражение в неживой природе (исключая некоторые технические средства) не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причем под информацией в данном случае понимается свойство явлений способствовать активной ориентации в окружающем мире. Отражение приобретает на уровне живого по меньшей мере две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения живых организмов является фундаментальным свойством живого. При этом отражение на уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов. Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость, т.е. способность живого реагировать на воздействия извне процессом внутреннего возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта форма возникает с самого начала существования живого, еще до возникновения нервной системы и специализированных органов отражения. Более высокой ступенью является чувствительность, т.е. способность к ощущениям. Если раздражимость свойственна и растениям, то чувствительность специфична для живого мира. При этом ощущения, информация, которую они несут, становятся материалом для внутренней работы организма с целью выработки соответствующей реакции. Для этого в живых организмах формируются специфические органы по подобной переработке информации - нервные ткани, а затем и сложные нервные ткани. Отражение в итоге поднимается на следующую ступень - нейрофизиологического отражения, присущего только высшим животным, проявляющегося уже не только в прямой реакции на раздражитель, а в целой системе расчлененной, организованной последовательности действий, лишь в конечном счете подчиненной жизненно важной цели, в активной реализации в столкновении с внешней средой своей внутренней программы, “видового опыта” организма. Таким образом, на этой стадии отражение выступает в виде диалектического единства воздействия внешней среды и реализации внутренних целей, установок, программ живого существа в процессе построения схемы поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям. Это единство внутренней активности и внешнего воздействия находит свое более полное выражение на стадии психического отражения, свойственного высшим животным с достаточно развитой и централизованной нервной системой. Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда ресурсы и механизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него автоматизмом оказываются недостаточными и необходим активный поиск того, что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь становятся необходимыми психические образы, формирующиеся на основе реального ориентировочного движения в действительности. Через образ живое существо прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями внешнего мира, используемые для решения стоящей перед ним задачи.

Психический образ выступает как отражение объективной реальности, сформировавшееся в процессе активной поисковой деятельности и служащее схемой действия организма, закодированной в нейродинамических структурах. Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому сознанию. Дальше мы подробнее остановимся на происхождении сознания, здесь же отметим лишь некоторые специфические черты отражения на уровне человеческого сознания. Во-первых, отражение наряду с чувственно - образным приобретает характер абстрактно-понятийного. В итоге в громадной степени расширяется информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря образованию понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными формами психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями, возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и неизмеримо большее количество информации и оперировать им. Во-вторых, с возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась возможность отлета мысли от непосредственно данного, возможность не только отражать действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять ее, творить новую действительность, т.е. формируется творчески-конструкторская функция сознания. Активная роль отражения, опосредованного практикой, поднимается на новый уровень.

Правда, следует признать, что с развитием абстрактного мышления появилась и возможность “больной фантазии”, преувеличения относительной самостоятельности мысли, ее отрыва от действительности, формируются религия, а затем и идеализм. Наконец, отражение приобретает социально - детерминированный характер. Это находит свое выражение прежде всего в общественной природе сознания, что проявляется, в частности, в возникновении языка и в нерасторжимом его единстве с мышлением. Наряду с этим социальная обусловленность сознания обнаруживается в его зависимости от общественных отношений, в том, что сознание людей меняется с развитием общества, а общественное сознание является отражением общественного бытия.

 

В начале своего развития сознание человека направленно на внешний мир. Человек осознает, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как существующий отдельно от него. Позже появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Данное направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Другое направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых значений. Слова наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово – понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая эпоха отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Сознанию человека присущи следующие психологические характеристики.

1. Рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

2. Мысленное представление и воображение действительности тесным образом связаны с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. В данном случае он произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании, рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

3. Способность к коммуникации, т.е. передача другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных. От человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает не столько сообщения о своих внутренних состояниях, сколько о том, что знает, видит, понимает, представляет, т. е. объективную информацию об окружающем мире.

 

Сознание следует отличать от осознаваемости предметов, явлений. Во-первых, в каждый данный момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых, помимо осознаваемого, сознание содержит то, что не осознается, но может быть осознано при специальной задаче. Например, если человек грамотен, то он пишет, не размышляя, автоматически. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осознанными. При выработке любого нового умения, освоении любой новой деятельности, определенная часть автоматизируется, сознательно не контролируется. Но всегда она вновь может стать контролируемой, осознаваемой. Интересно, что подобное осознание нередко ведет к ухудшению деятельности. Известна, например, сказка о сороконожке, которую спросили, как она ходит: какие ноги передвигает сначала, какие – потом. Сороконожка попыталась проследить, как она ходит, и упала. Это явление даже получило название – «эффект сороконожки».

Иногда мы поступаем так или иначе, не задумываясь. Но если мы задумываемся об этом, то можем объяснить причины своего поведения.

Явления нашей психики, которые актуально не осознаются, но могут быть осознаны в любой момент, называются предсознательными.

Вместе с тем, многие наши переживания, отношения, чувства, мы не можем осознать или осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность, побуждают их. Эти явления называются бессознательными. Если предсознательное – это то, на что не направляется внимание, то бессознательное – то, что не может быть осознано. Это может происходить по разным причинам.

Открывший бессознательное, австрийский психиатр и психолог З.Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения, которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам, ценностям. Осознание таких побуждений могло быть травму. Поэтому психика строит защиту, создает барьер, включает психологические защитные механизмы.

Сознание и бессознательное по З.Фрейду находятся в постоянном конфликте. Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, внешне «немотивированных» или ложно мотивированных поступках. Бессознательные влечения могут быть источником напряжения, сильных внутренних конфликтов, порождать неврозы, психозы и серьезные соматические болезни, например, язву и астму. Для того чтобы избавиться от этих симптомов, необходима специальная психологическая работа.

В современной психологии показано, что область бессознательного не ограничивается неприемлемыми для сознания человека мотивами. Она гораздо шире.

К ней относятся многие другие явления психики. Например, бессознательная установка, т. е. готовность, предрасположенность субъекта действовать в соответствии с предвосхищаемыми им условиями ситуации. Установка может создаться в процессе опыта. Ее можно выработать и экспериментально. Эта проблема особенно интенсивно изучалась грузинскими психологами во главе с Д.Н.Узнадзе.

К сфере бессознательного относятся также восприятие сигналов, уровень которых находится как бы за пределами наших органов чувств. Известен, например, прием «нечестной рекламы», так называемый 36-й кадр. В этом случае в кинопленку включается реклама какого-нибудь продукта. Кадр этот не воспринимается сознанием, мы его как бы не видим, однако реклама работает. Так, описан случай, когда такой прием применялся для рекламы одного из прохладительных напитков. После фильма его продажа резко выросла.

Между сознанием и бессознательным, считают многие направления современной науки, нет непреодолимого противоречия, конфликта. Они являются составляющими психики человека. Ряд образований (например, личностные смыслы) в равной степени относятся и к сознанию, и к бессознательному. Поэтому многие ученые считают, что бессознательное следует рассматривать как часть сознания.

 

 

Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которого оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Активность любого организма порождается его потребностями и направлена на удовлетворение этих потребностей. Это же относится и к человеку. Естественные, культурные, материальные, духовные, личные, общественные потребности порождают разнообразные формы активности человека, предопределяют его существование и развитие. Однако отношение к потребностям у человека принципиально иное, чем у животных.

Поведение животного всегда непосредственно направлено на удовлетворение той или иной потребности. Потребность не только толкает животное на активность, но и определяет формы этой активности, т. К. именно потребности организма определяют, какие объекты, предметы, явления окружающего мира становятся для животного обязательными, необходимыми для удовлетворения той или иной потребности, и таким образом непосредственно обусловливают формы его поведения.

Формы же поведения человека определяются не самой потребностью, а общественными способами ее удовлетворения. Саама по себе ложка вовсе не обязательна для удовлетворения потребности в пище. Но для человека подобные предметы выступают как необходимое условие удовлетворения потребности. Таким образом, активность человека стимулируют не биологически значимые вещи, а способы их употребления, т. Е. функции этих вещей в общественной практике.

Деятельность человека – это активность, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Она имеет ряд отличительных психологических черт.

Деятельность человека носит сознательный характер: человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Если человек не осознает цели, то нельзя говорить и о деятельности в человеческом смысле слова. В этом случае имеет место импульсивное поведение. В отличие от деятельности импульсивное поведение управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в обществе или группе или направлена на удовлетворение потребностей общества. Именно в процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.

В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.

Цель – это то, ради чего действует человек, а мотив – это то, почему действует человек. Например: какова цель читателей данной книги? Она у всех одинакова – прочитать ее. А почему, зачем нужно читать эту книгу? У каждого есть на это какие-то свои собственные побудительные причины, мотивы.

Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов – ближайших, более отдаленных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели это придает силы для преодоления препятствий. Деятельность оценивается по уровню мотивации и по ее направленности (общественные или узколичные мотивы). Лучше всего, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл. Любой вид деятельности связан с движениями независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов.

Принято различать действие и движение.

Действие – относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи.

Движение – составная часть действия.

Несмотря на внешнее многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов – «взять», «переместить», «отпустить» в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: