Методика ознакомления детей с ножницами




Виды занятий по аппликации в детском саду.

Предметная аппликация.

Дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения. Изображения носят несколько обобщенный, и даже условный характер, т.к. рекомендуются для дошкольников. Предметы простой формы (шар, мяч, кубик, флажок) вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета. Например, неваляшку вырезают из четырех квадратов разной величины путем закругления углов, затем отдельные детали наклеивают. Размеры заготовок предусматривает воспитатель и готовит их для каждого ребенка. С 3 до 4 лет проводится наклеивание полностью готовых форм, отрабатываются навыки намазывания и наклеивания фигур на фон.

 

. Сюжетно-тематическая аппликация

Предполагается научить детей вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме»). Необходимо вырезать и подобрать персонажей, передать позу героя, создать композицию сюжета. Нужно более разнообразно использовать цвет и его оттенки.

Декоративная аппликация

 

Это вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умениями вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические и растительные формы, обобщенные

фигурки птиц и животных) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях стилизуются, декоративно перерабатываются реальные предметы. Обобщается их строение, образы наделяются новым качеством. Художник- орнаменталист стремится передать в узорах основные черты, общее сходство с реальным предметом. Поэтому очертвния растений, птиц. Животных в орнаментах обобщаются, упрощаются, т. е. стилизуются.

Орнаментальные композиции применяют для оформления альбомов. Пригласительных билетов, поздравительных открыток, сценических декораций, костюмов

В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться в виде фриза, каймы или бордюра, элементы могут чередоваться. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный, в котором отдельный мотив повторяется через 2-3 элемента

В центрально – лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, какая форма предмета: круглая, прямоугольная, квадратная, овальная

.

Объемная аппликация

Получила широкое распространение в практической деятельности, создавая некоторую видимость объема. Она увеличивает художественные возможности работ, расширяет творческие возможности детей. По правилам изготовления ее можно разделить на четыре группы:

1. Отдельные элементы наклеиваются на фон только частью своей плоскости.

2. На развернутой обложке – сувенире приклеивают детали частью своей плоскости в два- три плана.

3. На фон (основание аппликации) наклеивают какую-нибудь объемную деталь (коробку изображающую скворечник, автомобиль), соломинки, изображающие бревна, вату вместо снега и др.

4. Некоторые детали (сердцевину цветка или лепестки) приклеивают несколько помятыми или выполненными из гофрированной бумаги, чтобы показать объем игрой материала.

 

Художник или ребенок выбирает натуру, сюжет или узор, вероятно нужно сделать зарисовку –эскиз цветными карандашами или ручками. Подбираются цвета и оттенки Аппликации могут быть монохромными или одноцветными и полихромными (многоцветными ). Одноцветные композиции отличаются графичностью, много цветные – красочностью.

Вырезание деталей изображения

Вырезать детали изображения нужно точно, не искажая формы. Необходимо стремиться к тому, чтобы линия среза была четкой, без зазубрин. При вырезании надо стараться не защипывать бумагу (чаще всего это бывает от тупых ножниц).

Заготовленные детали изображения располагаются на наклеиваемой поверхности – фоне- так, чтобы получилась задуманная композиция. Если композиция не нравится, детали располагают иначе. В силу этой особенности аппликация для детей более доступна, чем рисование.

В аппликации сначала наклеивают наиболее удаленные детали и предметы, а затем постепенно приближающиеся к переднему плану, при этом можно показать, как один предмет заслоняет другой.

Высушивание аппликаций

Последний этап выполнения работы. Наклеенную аппликацию кладут под груз. Следует помнить, что клеящие составы обладают коварным свойством – стягивать бумагу при высыхании, поэтому груз (несколько книг) накладывают на предметную аппликацию сразу по окончании работы. Сюжетная аппликация, где наряду с крупными деталями много мелких, выполняется в несколько приемов. Поэтому и груз накладывается в несколько приемов (по мере наклеивания деталей) и не снимают его до полного завершения работы.

 

Методика ознакомления детей с ножницами

 

Детям загадываю загадку: «Два конца, два кольца, посередине- гвоздик» Загадка рассказывает детям в лаконичной форме о внешнем виде инструмента – ножниц. С детьми внимательно рассматриваю ножницы, объясняют что кольца существуют для того, чтобы в них вставлять пальцы. Разводим в стороны пальцы, расходятся также и кольца и концы ножниц, а при соединении концы и кольца соединяются. Все пробуют произвести движение несколько раз, раскрывая и закрывая ножницы. Здесь же рассказывается о технике безопасности, что надо держать ножницы только кольцами вверх.

Затем берем полоску бумаги размером 16х4 или 12х3 см, чтобы ее можно было разрезать одним слитным движением ножниц, т.е. за один шаг ножниц. Полоску зрительно делим приблизительно пополам, вставляем в треугольник раскрытых ножниц и читаем стихотворение: «Смотрите, мы раскрыли пасть, в нее бумагу можно класть, бумага в нашей пасти разделится на части» и одним смелым движение разрезаем бумагу пополам. А затем также делим первый прямоугольник на два квадрата и второй. Для закрепления действий ножницами, можно предложить детям порезать полоску на тонкие ленточки и сделать из них какие- нибудь предметы (заборчики, лесенки, елочки, самолетики и др.)

 

Задание: резание полоски на глаз, на одинаковые четырехугольники (билетики, платочки, брусочки). С 3,5 лет проводится такая работа по рекомендациям современных программ (Д.И.Воробьева

«Гармония»)

 

       
   

 

 


Вдоль поперек

 

Видоизменение геометрических форм

Самой первой формой для видоизменения дается прямоугольник, так как на этой форме лучше всего ориентироваться. Для анализа прямоугольника используется информационно- рецептивный метод по формуле: глаза + речь + рука. Таким образом ребенок получает информацию с помощью разных рецепторов. Воспитатель показывает прямоугольник и у детей на столе тоже есть эта пластиковая форма. Сейчас мой пальчик пойдет гулять по краю прямоугольника, а помогать ему будут глазки и язычок: глазки будут смотреть куда идти, а язычок говорить. Вот пальчик встал на край дорожки и пошел, долго шел пальчик, почему? Правильно, дорожка длинная, и вдруг пальчик упал, почему? Дорожка закончилась! Стал пальчик искать, что же там есть, где закончилась дорожка, И нашел уголок, а уголок какой? Острый. (хотя у детей есть личный опыт об этом понятии, воспитатель дает им попробовать, что уголок острый)

И нашел пальчик опять дорожку, глазки посмотрели, куда она идет, а язычок сказал: «Вниз». И прошел пальчик эту дорожку очень быстро, почему? Она короткая, Опять дорожка кончилась, но пальчик не упал,а быстро нашел острый угол и дорожку. Какая опять дорожка? Длинная, Закончилась длинная дорожка, пальчик нашел острый уголок, глазки посмотрели, а язычок сказал: Вверх и опять пошел и быстро прошел дорожку, почему?

Прямоугольник можно положить по разному. Если положить его к себе длинной стороной, то его стороны будут называться:

 

 

Длинная верхняя

 
 


Короткая короткая

 

левая правая

 

Длинная нижняя

 

 

Если прямоугольник положить к себе короткой стороной, то «имена» сторон изменяться и станут называться так: Пусть дети выполнят этот поворот и снова назовут стороны

 

Деление квадрата, прямоугольника по сгибу. Получение нескольких одинаковых форм.

 

 

 
 

 

 


Получение квадрата из полоски, сложенной пополам. Резание по сгибу. Воспитатель дает полоски 4 х 8 или 3 х 6.

Рекомендации детям – складываем пополам, значит, совмещаем уголок с уголком и стороны заготовки, потом хорошенько проглаживаем сгиб и разрезаем по сгибу. Тематику придумайте и изобразите самостоятельно.

 

     
       
 
 
   

 

 

 


 

 

Самостоятельно выполните аппликации тем для занятий

 

       
   


 

Из прямоугольника можно получить трапецию, но детям это понятие не дается, а форму называют лодочкой или крышей для домика. Вырезается она так: Прямоугольник берем рукой за длинную сторону, Надо посмотреть на правый верхний угол по длинной верхней стороне, наметить глазами точку, немного отступив от угла, поставить ножницы в нижний правый угол и срезать до намеченной точки. Затем повернуть заготовку белой стороной к себе и срезать таким же образом.

 

 

       
   
 

 


точка

 

 

Из прямоугольника можно получить полукруг или овал. Ножницы ставятся на середину короткой стороны (поворачивается только бумага, ножницы держим концами вверх) и плавным поворотом срезаем уголок, доходя до середины другой стороны. Уголок при этом должен упасть обязательно. Если этого не произойдет, движение будет бесконечным, а в результате получится спираль.

                 
   
 
 
 
 
   
 
   
 

 


 

Когда скругляем уголки для того, чтобы получить овал. Анализируем форму с применением информационно-рецептивного метода и сравнения круглой, прямоугольной и овальной форм. Затем по принципу вырезания полукруга добиваемся правильного результата, чтобы все четыре уголка отпали в коробочку.

 

 

Видоизменение квадрата

 

При разрезании квадрата пополам можно получить 2 прямоугольника и 4 маленьких квадрата. Если квадрат повернуть одним уголком вниз, он станет называться по- новому – ромб. При разрезании ромба от нижнего уголка к верхнему получится 2 треугольника. Из квадрата учим в средней группе вырезать круг. Не забывайте о том, что все уголки должны упасть.

На глаз из квадрата можно вырезать яблоко. Домик, пирамидку из нескольких форм

 

           
   
     
 
 
 

 


 

 

Детям средней группы очень трудно дается техническое умение по округлению уголков и получению круга и овала. Чтобы облегчить обучение можно воспользоваться опытом воспитателя Калининой

 

 

 
 

 

 


 

           
   
   
 

 

 


Из Москвы. Она предложила учить сначала срезать уголки и получать условные формы близкие к округлым. Целую серию персонажей по сказке «Теремок» предложила Калинина. Медведь похож на плюшевую игрушку. Ежик и мышка имеют общую основу и отличаются только деталями

 

……………………………………Лисичка и волк очень похожи, но волк серый и пасть у него длиннее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: