УРОК 31
Инструкция:
1. Внимательно прочитайте задание теста.
2. Прочитайте варианты ответов.
3. В графе «правильный ответ» поставьте выбранную букву (буквы) из варианта ответа. (ВНИМАНИЕ! Правильных ответов может быть несколько!)
4. Тесты можно распечатать и заполнить столбик «Правильный ответ», можно оформить в тетради. При оформлении в тетради, вопрос необходимо переписать и записать только правильный ответ например:
1. Оболочка земли, населённая живыми организмами и преобразованная ими, А) атмосфера.
5. Зачет состоит из трёх частей: часть А (ответить на тесты), часть Б (ответ с несколькими вариантами и установить соответствие) и часть В (ответить на вопросы).
6. Исправления не допускаются.
Время выполнения задания - 45 мин.
Преподаватель: Бояринцева Е.Л.
Тестовое задание
для дифференцированного зачета по дисциплине «Биология»
Часть А
№ п/п | Содержание вопроса | Варианты ответов | Правильный ответ | Кол-во баллов |
Оболочка земли, населённая живыми организмами и преобразованная ими, - | А. атмосфера. Б. биосфера. В. литосфера. Г. гидросфера | |||
Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км, так как там … | А. мало кислорода. Б. мало света В. низкая температура воздуха. Г. размещается озоновый слой | |||
Учение о биосфере разработал… | А. В.В. Вернадский. Б. Ж.Б. Ламарк. В. Ч. Дарвин. Г. К. Линней. | |||
Масса, приходящаяся на единицу площади или объёма, - | А. плотность популяции. Б. биомасса. В. видовое разнообразие Г. биоматериал. | |||
Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается | А. в верхних слоях атмосферы. Б. в глубине океанов. В. на глубине 1 км. в литосфере Г. на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы | |||
В океанах с глубиной биомасса уменьшается, так как там… | А. мало кислорода Б. низкая температура. В. мало света Г. нет почвы. | |||
В биосфере… | А. биомасса растений во много раз превышает биомассу животных Б. биомасса животных во много раз превышает биомассу растений В. биомасса растений равна биомассе животных. Г. биомасса растений равна биомассе грибов. | |||
Биологический круговорот – непрерывное превращение веществ между | А. растениями и животными Б. растениями и микроорганизмами В. почвой, растениями, животными и микроорганизмами. Г.растениями и грибами. | |||
Роль грибов и бактерий в круговороте веществ состоит в том, что они являются | А. производителями органического вещества Б. потребителями органического вещества В. разрушителями органического вещества | |||
Роль растений в круговороте веществ состоит в том, что они являются | А.потребителями органического вещества Б. производителями органического вещества В. разрушителями органического вещества | |||
Роль животных в круговороте вещества состоит в том, что они являются | А. истребителями органического вещества Б. производителями органического вещества В. разрушителями органического вещества. | |||
Способность организмов поглощать один газ и выделять другой в ходе фотосинтеза и дыхания- это функция живого… | А. концентрационная Б. газовая В. окислительно – восстановительная Г. биохимическая | |||
Способность организмов поглощать и накапливать в теле химические элементы – это функция живого вещества | А. концентрационная Б. газовая В. окислительно – восстановительная Г. биохимическая | |||
Способность организмов окислять и восстанавливать различные вещества – это функция | А. концентрационная Б. газовая В. окислительно – восстановительная Г. биохимическая | |||
Функция живого вещества, связанная со сложными превращениями различных веществ в процессе питания, дыхания, размножения, разрушения после смерти, - это функция | А. концентрационная Б. газовая В. окислительно – восстановительная Г. биохимическая | |||
Поступление в атмосферу серы приводит к | А. разрушению озонового слоя Б. разрушению атмосферы В. образованию кислотных дождей Г. разрушению биосферы. | |||
Процессы анаэробного окисления глюкозы протекают в: | А. ядре Б. цитоплазме В. пластидах Г. митохондриях | |||
При каком из процессов выделяется наибольшее количество энергии? | А. гликолизе Б. клеточном дыхании В. испарении Г. фотолизе | |||
Какой газ является побочным продуктом реакции фотолиза, происходящего в зелёных растениях? | А. водород Б. углекислый газ В. азот Г. кислород | |||
Между атомами каких элементов создаётся пептидная связь в процессе формирования первичной структуры белка при его синтезе? | А. углерод – углерод Б. углерод – кислород- углерод В. углерод – азот Г. азот – азот | |||
Кто из перечисленных организмов не может эволюционировать? | А. самка пчелы; Б. популяция пчёл; В. стая голубей. | |||
Основная причина для выделения группы особей в популяцию – это: | А. внешние отличия групп друг от друга; Б. внутренние отличия групп друг от друга; В. изоляция групп друг от друга. | |||
Особи двух популяций одного вида: | А. могут скрещиваться и давать плодовитое потомство; Б. могут скрещиваться, но потомство не дают; В.не могут скрещиваться. | |||
Эволюция - это: | А. учение об изменении живых организмов; Б. учение, объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами; В. необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы. | |||
Движущей и направляющей силой эволюции является: | А. дивергенция; Б. разнообразие условий; В. естественный отбор. | |||
Единицей эволюционно процесса является: | А. особь; Б. популяция; В. вид. | |||
Материалом для эволюционных процессов служит: | А. генетическое разнообразие популяций Б. вид В. благоприятные признаки. | |||
Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле: | А. доклеточных форм жизни – вирусов. Б. клеточных форм жизни. В. биополимеров. | |||
Какое из названных «приобретений» животных можно считать ароморфозом? | А. появление яиц пресмыкающихся и их развитие на суше; Б. удлинение конечностей лошади В. утрата шерстного покрова слонами. | |||
Какое из приспособлений можно считать идиоадаптацией: | А. превращение листьев кактуса в колючки. Б. утрата органов пищеварения у цепня; В. возникновение теплокровности. | |||
Разные виды дарвинских вьюрков возникли путём: | А. ароморфоза Б. дегенерации В. идиоадаптации. | |||
Физиологический критерий вида проявляется в том, что у всех его особей: | А. наблюдается сходство всех процессов жизнедеятельности; Б. определённый набор хромосом; В. наблюдается сходство химического состава. | |||
В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит: | А. мутационный процесс; Б. образование новых видов в природе; В. изоляция популяций. | |||
К движущим силам эволюции относятся: | А. многообразие видов; Б. борьба за существование; В. видообразование. | |||
Гомологичными считаются органы: | А. сходные по происхождению. Б. выполняющие сходные функции. В. не имеющие общего плана строения. | |||
Каковы последствия действия движущего отбора? | А. сохранение старых видов. Б. поддержание нормы реакции. В. появление новых видов. | |||
Какая группа химических элементов составляет 98% от сырой массы клетки: | А. Углерод, водород, кислород, азот. Б. Микроэлементы В. Биоэлементы. Г. Углерод, водород | |||
Какую долю в среднем составляет вода в клетке: | А. 80%, Б. 20%, В. 1%. | |||
В состав, какого жизненно важного соединения входит железо: | А. хлорофилл; Б. гемоглобин; В. ДНК; Г. РНК. | |||
Какие соединения являются мономерами белка: | А. глюкоза, Б. глицерин, В. жирные кислоты, Г. аминокислоты | |||
Сколько энергии освобождается при расщеплении 1 г белка. | А. 17,6 кДж, Б. 38, 9 кДж. | |||
Какие функции выполняет белок: | А.строительная Б. каталитическая, В. двигательная, Г. транспортная, | |||
Какие углеводы относятся к моносахаридам: | А. глюкоза, Б. фруктоза, В. галактоза, Г. целлюлоза. | |||
Какая из нуклеиновых кислот имеет наибольшую длину. | А. ДНК, Б. РНК. Б. иРНК. Г. тРНК. | |||
Какую спираль представляет собой молекула ДНК: | А. одинарную, Б. двойную. В. тройную. | |||
Содержание, каких четырёх элементов в клетке особенно велико: | А. кислород, Б. углерод. В. водород, Г. азот, | |||
Каково значение воды для клетки: | А. это среда химической реакции, Б. растворитель, В. химический реагент. Г. окислитель. | |||
Какое значение для организма животных имеют жиры: | А. структура мембран, Б. источник энергии В. источник воды. | |||
Какие полисахариды характерны для животной клетки: | А. целлюлоза, Б. крахмал, В. гликоген, Г. хитин. | |||
Сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе белков: | А. 20, Б. 23, В. 100. | |||
Чем клетка растений отличается от клетки животных: | А. наличием ядра и цитоплазмы Б. наличием рибосом и митохондрий В. наличием хромосом и клеточного центра Г. наличием вакуолей с клеточным соком. | |||
Какую функцию выполняют углеводы в клетке: | А. энергетическую и строительную Б. строительную, энергетическую, защитную В. строительную, энергетическую, транспортную, двигательную. | |||
Белки – биологические полимеры, мономерами которых являются: | А. нуклеотиды Б. аминокислоты В. моносахариды Г. АТФ | |||
Какую функцию выполняют митохондрии: | А. осуществляют синтез белка Б. участвуют в синтезе ДНК и РНК В. участвуют в синтезе АТФ Г. синтезируют неорганические соединения | |||
Генетический код – это: | А. доклеточное образование Б. способность воспроизводить себе подобных В. набор белков Г. система «записи» наследственной информации. | |||
Зигота образуется в процессе: | А. митоза Б. мейоза В. оплодотворения Г. онтогенеза. | |||
Стадия двухслойного зародыша это: | А. бластула Б. гаструла В. зигота Г. мезодерма. | |||
Онтогенез – это: | А. процесс слияния двух гамет Б. индивидуальное развитие организма В. процесс роста организма. | |||
Каковы причины наследственной изменчивости организмов: | А. изменение генов Б. сезонные изменения организмов В. изменения цитоплазмы в клетках. | |||
Биологическое значение митоза заключается: | А. в образовании половых клеток Б. в сохранении постоянства хромосом в клетках В. в обеспечении генетического разнообразия организмов. | |||
Полная доминантная гомозигота имеет следующий набор генов: | А. АаВб Б. ААвв В. ААВВ Г. ааВв. | |||
Моногибридное скрещивание – это скрещивание: | А. особей отличающихся по двум парам признаков Б. особей отличающихся своим фенотипом В. особей отличающихся по одной паре альтернативных признаков.. | |||
Какое деление характерно для соматических клеток: | А. митоз Б. мейоз В. амитоз | |||
Что образуется в результате овогенеза: | А. сперматозоид Б. яйцеклетка В. зигота | |||
Какой набор хромосом имеет яйцеклетка: | А. гаплоидный Б. диплоидный | |||
Какова структура молекулы АТФ: | А. биополимер Б. нуклеотид В. мономер | |||
В какой стадии фотосинтеза образуется кислород: | А. темновой В. постоянно Б. световой | |||
Гетерозис – это: | А. отдалённая гибридизация; Б. межвидовая гибридизация; В. близкородственное скрещивание; Г. Развитие гибридов, полученных при скрещивании чистых линий. | |||
Гомозиготность организмов можно усилить путём: | А. гетерозиса; Б. мутаций; В. инбридинга | |||
Гибриды первого поколения более жизнеспособны и продуктивны из – за; | А. модификации; Б. гетерозиса; В. точечных мутаций; Г. полиплоидии. | |||
Открытие Н.И. Вавиловым центров происхождения культурных растений имело огромное значение для развития: | А. экологии; Б. селекции; В. теории эволюции; Г. биотехнологии. | |||
Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в: | А. формулирование биогенетического закона; Б. создание первой эволюционной теории; В. разработка теории естественного отбора; Г. создание закона естественных рядов | |||
Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал: | А. борьбу с неблагоприятными условиями; Б. внутривидовую; В. межвидовую; Г. все перечисленные формы в равной степени. | |||
Естественный отбор действует на уровне: | А. отдельного организма; Б. популяции; В. вида; Г. биоценоза. | |||
Гомологичными органами являются: | А. лапа кошки и нога мухи; Б. глаз человека и глаз паука; В. чешуя рептилий и перья птицы; Г. крыло бабочки и крыло птицы. | |||
Эукариоты: | А. способны к хемосинтезу; Б. имеют ДНК кольцевой формы; В. не имеют многих органоидов; Г. имеют ядро с собственной оболочкой. | |||
Биополимерами являются: | А.белки; Б. полисахариды; В. нуклеиновые кислоты; Г. всё перечисленное. | |||
Удвоение хромосом происходит в: | А. интерфазе; Б. профазе; В. метафазе; Г. телофазе. | |||
Из перечисленных животных самая крупная яйцеклетка у: | А.осетра; Б. лягушки; В. ящерицы; Г. курицы. | |||
В клетках прокариот имеются: | А.ядра; Б. рибосомы; В. митохондрии; Г. все перечисленные органоиды. | |||
Итого: |
Критерии оценивания:
«5» (отлично) – 85-100% - 80-68 баллов
«4» (хорошо) – 70-84% - 67-56 баллов
«3» (удовлетворительно) - 69-51% - 55-41 баллов
«2» (неудовлетворительно) менее 50% - менее 41 балла
Часть Б
(Задание с выбором нескольких правильных ответов.)