Каждый банк разрабатывает свой собственный регламент работы с заёмщиками, однако в целом данный процесс может быть разделён на несколько этапов. Общая схема организации процесса кредитования заёмщика в банках и взаимодействия подразделений банка в этом процессе представлена в Приложении 1.
Рассмотрим 4 основных этапа данного процесса:
Работа на стадии предварительных переговоров.
Клиент обращается с письменным ходатайством о предоставлении кредита. Оно регистрируется, анализируется, и если цель кредита, сумма и репутация заёмщика устраивают банк, то руководитель даёт команду о продолжении работы с данным клиентом. Кредитный инспектор проводит предварительные переговоры, предлагает для заполнения бланк кредитной заявки стандартной формы и определяет пакет необходимых документов: заявление – ходатайство на выдачу ссуды, технико – экономическое обоснование потребности в кредите, реальные сроки окупаемости, балансы, прогноз денежных потоков на период предоставления денежных средств, бизнес – план, проект кредитного договора и т.д. Если заёмщик является клиентом другого банка, то нужны устав, учредительные документы, карточки с образцами подписей и т.д.
Работа банка с кредитной заявкой клиента.
Кредитный инспектор, получив необходимые документы, проводит оценку возможности выдачи кредита. Одновременно копия заявки направляется в Департамент безопасности банка с целью предварительной проверки клиента.
Целью анализа кредитоспособности заёмщика является определить его способность своевременно и в полном объёме погасить задолженность по ссуде, степень риска, который банк готов взять на себя, размер кредита и условия его предоставления.
После оценки кредитоспособности инспектор составляет заключение и все документы выносятся на заседание кредитного комитета банка. При отрицательном решении все документы остаются в банке в кредитном досье клиента, при положительном – переходят к следующему этапу.
Оформление кредитного договора и выдача кредита. Кредитный договор – двусторонняя, реальная, возмездная сделка, определяет условия предоставления кредита и его возврата. Должен быть в письменной форме. Считается заключённым при достижении согласия по всем существенным условиям: предмет договора, цель кредита, сумма, срок, условия выдачи и погашения, процентная ставка, способы обеспечения кредитного обязательства. Содержит следующие разделы:
→Общие положения: наименование сторон, предмет договора (все существенные условия).
→Права и обязанности заёмщика:
→Права и обязанности банка:
→Ответственность сторон:
→Порядок разрешения споров.
→Срок действия договора.
→Юридические адреса сторон.
Договор составляется минимум в 2 экземплярах, если в качестве обеспечителя выступает третье лицо – 3 экземпляра.
После подписания договора в день выдачи кредита инспектор выписывает распоряжение об открытии ссудного счёта клиенту.
Контроль банка за погашением кредита и процентов по нему. Погашение кредита производится в сроки, установленные договором следующими путями:
1.Предоставление заёмщиком платёжного поручения на списание средств на погашение кредита
2.Безакцептное списание с расчётного счёта (такое право должно быть оговорено и в кредитном договоре, и в договоре банковского счёта). За несколько дней банк должен уведомить клиента о предстоящем погашении. Если в установленный день средств на расчётном счёте нет, то ссуда переносится в разряд просроченных.
В течении всего действия договора банк следит за выполнением его условий с целью выявить на ранней стадии возможность проблемного кредита. Для контроля за погашением формируется кредитное досье клиента, которое в обязательном порядке включает следующие документы:
a) Кредитная заявка на получение кредита
b) Бухгалтерская отчётность заёмщика на последнюю дату перед выдачей кредита (с отметкой ГНИ)
c) Технико – экономическое обоснование потребности в получении кредита
d) Заключение кредитного работника по анализу кредитной заявки
e) Копия протокола заседания кредитного комитета с решением о выдаче кредита
f) Кредитный договор
g) Договоры по обеспечению
h) Распоряжение бухгалтерии по выдаче кредита, открытию кредитной линии, учёту обеспечительных обязательств
i) Заключение о классификации задолженности по группе риска
j) Расчёт процентов и документы по контролю за их взысканию
k) Акты проверки залога
l) Заключение по оценке залога, в случае необходимости – государственная регистрация
m) Бухгалтерская отчётность поручителя и заключение по её анализу
n) Документы по претензионной работе (если кредит стал проблемным)
o) Распоряжение о закрытии ссудного счёта и соответствующих внебалансовых счетов
p) В случае необходимости – документы, подтверждающие списание ссуды за счёт резерва
Основные направления контроля за предоставленным кредитом:
1) целевое использование ссуды;
2) ежемесячный анализ финансового состояния заёмщика, включая его расчётный счёт;
3) за 10 дней до погашения кредита инспектор должен сделать развёрнутое заключение о перечислении погашения;
4) контроль за обеспечением по отчётам клиента и с выездом на место (как минимум – 1 раз в квартал);
5) проверка с выходом на место финансового состояния заёмщика по распоряжению руководства банка (если заёмщик впервые обратился в банк).
Если возникают признаки ухудшения финансового состояния клиента (резкое увеличение дебиторской задолженности, снижение объема продаж и оборота по расчётному счёту) и возникает задолженность по погашению основной суммы долга и процентов, то кредит признаётся проблемным и решение о дальнейших действиях принимается кредитным комитетом. Если есть реальная возможность улучшения состояния клиента, кредит пролонгируется, при этом требуется дополнительное обеспечение. Если нет – кредит взыскивается досрочно.
Кредитные операции – высокорисковый вид деятельности банка, для снижения этого риска формируются специальные резервы на возможные потери по ссудам. Это должно предотвратить резкие колебания прибыли банка в связи с невозвратом ссудной массы и обеспечить более стабильные условия деятельности.