Фр. Б. Констан (1767-1830). Труд – «Принципы политики». Основная идея – идея свободы. В буржуазных кругах считался руководством свободы. Идею свободы он обосновывает при помощи нового понятия свободы. Если раньше требовалась свобода политическая, то теперь, в 19 веке, требовалась личная свобода, свобода гражданская, торговая, передвижения, в производстве и т.д. «Под свободой я разумею торжество личности над властью, желающей упрочить посредством насилия над массами, проявляющегося большинством подчинением меньшинству». Главное – свобода предпринимательства. Эта свобода предполагает невмешательство власти, государства в предпринимательскую деятельность, в производственную деятельность, в деятельность капиталистов.
Он критикует идеи просветительства, теорию народного суверенитета Руссо; теорию прямого народного правительства он считает результатом перенесения политической свободы древних, в античном обществе, в общество современное. Раньше свобода заключалась в участии каждого в политической власти, создании законов, отправлении правосудия, избрании должностных лиц, разрешении вопросов войны и мира. У древних индивид был суверенным лишь в разрешении политических дел и рабом в разрешении частных дел. Теперь должно быть наоборот. Для современных народов существует иная свобода – полная свобода гражданства, выражающаяся в личной, частной жизни, в которою никто не вправе вторгаться, и ограничение индивидуума как участника в осуществлении политической власти: для современных народов – полная свобода – гражданская, у древних – наоборот суверенитет народа не безграничен – ограничен теми пределами, которые ему ставит справедливость и права индивида. Суверенитет ограничивается 2-мя обстоятельствами: общественное мнение и разделение властей. Общественное мнение – представительная система в лице Парламента. То, что существует в политической системе – высшее достижение в развитии политической системы.
Преимущество свободы в современном обществе выражается в представительстве и возможности народа содействовать этому представительству по собственному выбору. Представители в Парламент должны избираться из числа имущих, т.к. они более подготовлены к просвещению. Обеспечение ограничения государственной власти, а значит, обеспечение свобод личности достигается так же разделением властей. К. приспосабливает эту теорию к новым условиям. Он считает, что существует не 3 государственных власти, а 6: власть королевская как самостоятельная власть; власть исполнительная; власть представительная – власть верхней палаты 2-хпалатного представительного органа; власть, представляющая общественное мнение – осуществляется нижней палатой; власть судей; власть муниципальная.
Королевскую власть от не относит к исполнительной, выделяет как нейтральную, которая стоит над остальными властями и человеческими треволнениями. Король – блюститель порядка, свободы. Взоры Б.К. были обращены на конституционную монархию в Англии. Это для него образец государственного строя.
Б.К. открыто критикует социалистов-утопистов, особенно декламации против богатства и даже собственности. Богатство и собственность – это сила, которая обеспечивает частным лицам независимость от власти. Собственники становятся сильнее государственной власти, и это очень хорошо, когда существует свобода имущих. Право – не прирождённое естественное право, а право приобретённое.
55 Правовая система Гумбольдта.
Работа: "Опыт установления границ деятельности государства". Теория минимального государства. Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) разграничивает понятия "общество" и "государство" (общество - более широкое, более значимое). Позиция гуманистического индивидуализма. Естественные и общие права шире, чем позитивные (создаваемые государством); позитивное право может создаваться только в соответствии с естественным и общим. Понятие "человек" всегда шире понятия "гражданин". Государство должно ограничить влияние на человека. Государство унифицирует человека, препятствует развитию личности; постоянное ожидание помощи со стороны государства приводит к бездеятельности; из-за отсутствия самостоятельности страдает нравственность человека. Государство - это всегда зло, пусть и необходимое. Поэтому функции государства должны быть сужены до обеспечения внешней и внутренней безопасности.