Экзамен.
Логопсихология.
Пинаева Ксения. 13.04.2020
ЗСДДС 21-18.
Дайте характеристику методик обследования слухового восприятия.
Слуховое восприятие в психологии рассматривается сложной системой деятельности, т. к. включает сенсорную обработку акустической информации, её оценку, интерпретацию и категоризацию. Слуховое восприятие опирается на слуховые образы, т. е. представления и собирательные образы, связанные с результатом переработки информации прошлых восприятий.
Есть три уровня психического отражения действительности:
1. Сенсорно-перцептивный уровень;
2. Уровень представления;
3. Речемыслительный уровень.
На первой ступени дифференцируются признаки акустических сигналов за счет процесса анализа и синтеза звуковой информации, тем самым обобщая наиболее информативные в собирательном образе, которые после формируются на втором уровне. На третьем уровне происходят сравнительные операции сенсорного восприятия собирательных образов с другими образами в форме языковых понятий.
Слуховое восприятие включает в себя речевой и неречевой слух. Речевой слух как процесс восприятия и различения определяется как фонемный состав слова, оценивание несоответствия или соответствия произношения установленному образу. Одним из главных компонентов речевого слуха является фонематический слух.
Характеристика методик:
1. Компоненты фонематического слухового восприятия.
Данная методика обследования слухового восприятия даёт возможность исследовать восприятие и воспроизведение слогов с фонетически близкими звуками.
Инструкция к методике: Педагог, садит ребёнка сбоку от себя, и говорит ему инструкцию по правильному выполнению задания “Слушай меня внимательно, когда я буду говорить слова, а ты слушай и повторяй”. При выполнении задания педагог должен показать ребёнку как должна выглядеть его лицо при произношении слогов, с целью того, чтобы устранить возможность чтения с губ. Ребёнок повторяет слоги.
|
Материал исследования: слоговые ряды из двух слогов.
Ма-на ба-ма
Ба-па мя-ма
Та-да на-га
Га-ка
Критерии оценки.
3-4 балла – высокий уровень;
1-2 балла – средний уровень;
0 баллов – низкий уровень.
2. Методика «Угадай что звучит?».
Цель данной методики: определение уровня сформированности слухового восприятия неречевых звуков на примере звучащих игрушек.
Инструкция выполнения методики: исследование проводится индивидуально с каждым ребёнком, с целью лучшего усвоения материала. Ребёнку показывают музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, молоточек, погремушка, бубен, педагог называет их и просит повторить ребёнку. После педагог предлагает послушать как звучит каждый инструмент. Прослушав каждый инструмент, педагог просит ребёнка ещё раз назвать инструменты. Потом устанавливает ширму и убирает инструменты за неё, и по очереди педагог играет на инструментах, при этом прося ребёнка после каждого прослушанного инструмента, ребёнок должен назвать свой вариант того, что слышит.
Слова педагога: “Теперь послушай и скажи, какой инструмент звучал, Назови его.”
Критерии оценки:
5 баллов – самостоятельно правильный ответ, без ошибок, ребёнок назвал все услышанные звуки; Высокий уровень.
3-4 балла – ребёнок допустил 1-2 ошибки. Средний уровень.
|
0-2 балла – ребёнок допустил больше 3 ошибок. Низкий уровень.
3. Методика «Выполни команды».
Цель методики: определить уровень сформированности слухового восприятия речевых звуков.
Инструкция проведения методики: Педагог проводит исследование индивидуально с каждым ребёнком. Ребёнку дают задание по очереди выполнить последующие команды:
- поднять руки вверх;
- опустить руки в стороны;
- опустить руки вниз;
- присесть;
- встать.
Слова педагога: “Сейчас мы с тобой сделаем зарядку. Слушай меня внимательно, Вставай напротив меня. И выполняй мои команды: подними руки вверх, опусти руки в стороны, опусти руки вниз, присядь, встань.”
Обработка результатов:
5 баллов – ребёнок понял словесные инструкции педагога с первого раза и правильно выполнял все команды. Высокий уровень.
3-4 балла – ребёнок допустил 1-2 ошибки. Средний уровень.
0-2 балла – ребёнок допустил более 3 ошибок. Низкий уровень.
4. Методика «Угадай, чей звук».
Цель методики: определить слуховое восприятие с помощью звукоподражания.
Оборудование: картинки с изображениями животных, молотка, барабана.
Инструкция проведения методики: Педагог показывает ребёнку картинки, и называет кто или что на них изображено. После ребёнку дают послушать звуки изображенных предметов на картинках: «бум-бум», «тук-тук», «мяу», «ав-ав», «му-му». После прослушанных звуков педагог просит ребёнка назвать свой вариант, что он услышал. Ребёнок может показать соответствующую картинку подражающего звука.
Обработка результатов:
5 баллов - самостоятельно ответил правильно и без ошибок, ребёнок назвал все услышанные звуки; Высокий уровень.
3-4 балла –ребёнок допустил 1-2 ошибки; Средний уровень.
0-2 балла – ребёнок допустил больше 3 ошибок. Низкий уровень.
С помощью данных методик мы можем выявить у ребёнка уровень элементарных образных представлений об окружающем мире, характер зрительного восприятия, диагностика функций апперцепции, наличие слуховых образов, восприятие звуков, пространственные восприятия, ориентирование по образцу.