1. Представить конспект одного из названных в списке источников по теме согласно вопросам семинарского занятия
2. Написать аннотацию к одной из научных работ (согласно номеру в журнале группы) из предложенного к теме списка литературы
3. Выполнить задания:
1. Кто из мыслителей разделял человеческий род во все времена его существования на два разряда: живущих по человеку и живущих по Богу
А) Аврелий Августин Б) Цицерон В) Платон
2. Противоположные типы государства различали
А. Августин а. идеальное и реальное государство
Б. Платон б. град божий и град земной
В. Римские стоики в. отдельный полис и мировой полис
3. «Воздай каждому ему принадлежащее» - это принцип
А) естественного права Б) божественного права В) позитивного права
4. Как Фома Аквинский отвечал на вопрос: «Если власть плохая – она от Бога?» ____________________________________________________________ 5. Принцип «Воздай каждому ему принадлежащее» сформулирован
А) Платоном Б) Цицероном В) Фомой Аквинским Г) каждым из них
6. Кто из мыслителей 14 века впервые высказал мысль о том, что народ является источником всякой власти и стал проводить различие между исполнительной и законодательной властью ____________________________
7. Установите соответствие
А. школа глоссаторов Б. школа комментаторов
В. школа обычного права Г. школа канонического права
а. адаптировали положения римского права к практическим потребностям современной им эпохи
б. давали юридический анализ и толкования различным фрагментам текстов римских юристов
в. составляли сборники норм церковного права
г. классифицировали нормы обычного права
8. Источниками мусульманского права являются
А) Коран Б) Сунна В) _________________
9. Соотнесите понятия и их определения
|
А. Кийас Б. Иджма В. Халифат Г. Имамат
а. форма правления, при которой глава государства, занимающий пост пожизненно, управляет, но не обладает властью абсолютного монарха
б. умозаключение по аналогии
в. форма правления, при которой глава государства не связан волей общины и подчиняется только шариату
г. нормативные решения сподвижников пророка
10. Кто из мыслителей в укор современному ему обществу рисует воображаемую страну (Утопию), которая сумела избавиться от частной собственности и сопутствующих ей пороков
А. Томазо Компанелла Б. Томас Мор В. Шарль Монтескье
11. Смертная казнь должна быть заменена принудительными работами. Эта новаторская правовая идея, высказанная в 16 веке, принадлежит
А. Ульриху фон Гуттену Б. Эразму Ротердамскому В. Томасу Мору
12. С именем какого мыслителя связывают введение самого термина stato (государство) в политическую науку нового времени
А. Мартин Лютер Б. Карл Маркс В. Николо Макиавелли
13. К наиболее эффективным методам управления, по мнению Н. Макиавелли, относится (указать лишнее)
А. «Всегда вернее внушат страх»
Б. «Правитель не может и не должен быть верным данному слову»
В. «Государь не должен бояться, что его ославят безжалостным »
Г. «Правитель должен считать себя слугой, а не господином народа»
Д. «Государь – слуга общества, призванный блюсти закон и справедливость»
14. Назовите пять признаков суверенитета, сформулированных Жаном Боденом
А. _________ Б.__________ В.___________ Г._________ Д.___________
15. Если суверенитет проявляется в надзаконном характере государственной власти, то должна ли, по мнению Жана Бодена, государственная власть соблюдать законы божественные и естественные
|
А. должна Б. не должна
В. Жан Боден не смог решить вопрос о соотношении права и закона с абсолютным характером суверенитета
16. Определите особенности политико-правовых воззрений в Киевской Руси (отметить лишнее)
А. разрабатывается концепция Русской земли
Б. развивается учение о божественном происхождении княжеской власти
В. обосновывается необходимость абсолютной монархии
Г. признается приоритет церковной власти над светской
Д. формируется образ идеального правителя
17. Согласно Илариону
А.закон и истина тождественны
Б. закон и истина противоречат друг другу
В. закон является ступенью к познанию истины
18. «Гроза » в политико-правовых воззрениях древнерусских мыслителей – это
А. божественное веление
Б. могущественность власти
В. средство борьбы с беззаконием и неправдой
Г. средство восстановления нарушенной справедливости
19. Кем из русских мыслителей 15-16 веков представлены доктрины
А. нестяжательства Б. иосифлянства
а. И.Волоцкий б.М.Грек в.Филофей г.Н.Сорский д.Ф.Косой
20. Определите линии расхождения между нестяжателями и иосифлянами
А. отношение к земельной собственности церкви
Б. отношение к божественной сущности царской власти
В. определение сферы деятельности государства и церкви
Г.классификация форм правления
21. «Правда» в государственно-правовых концепциях русских мыслителей 11-17 веков – это
А. совокупность нравственных правил, воспеваемых в человеке морально-этическим идеалом христианства
|
Б. законность и законопослушание
В. такое судебное разбирательство, в котором всякая тяжба рассматривается на основании закона
Г. способ осуществления судебной власти
Д. синоним права, закона, справедливости
Е. все перечисленное
22. В формуле «Москва – третий Рим» нашли отражение следующие идеи
А. Москва становится центром двух объединенных христианских конфессий – православия и католичества
Б. Москва становится носителем идеала православного христианского государства
В. Предназначение Русского государства – быть святой Русью
Г. Москва обеспечивает незыблемость православия своим политическим авторитетом
Верно: 1) а, б, в 2) б, в, г 3) а, в, г 4) все перечисленное
23. Наличие естественных законов признавали такие русские мыслители 15-17 веков, как
А. Ф.Косой Б. Ф.Карпов В. И.Волоцкий
Г. И.Пересветов Д. З.Отенский Е.И.Тимофеев
24. Самодержавие в политико-правовых воззрениях средневековой России – понималось как
А. верховенство, единство государственной власти, обозначение ее суверенитета
Б. неограниченная власть монарха
а. И.Пересветов б.И.Тимофеев в. Филофей г. И.Грозный
25. Сравните государственно- правовые воззрения А.Курбского и И.Грозного
Предмет спора | И.Грозный | А.Курбский |
1. происхождение власти | ||
2. способы властвования | ||
3. форма правления | ||
4.образ правителя | ||
5. правосудие |
26. Кто утверждал, что царь не может быть по самой своей природе, он бывает только грешен; наказание греха – прерогатива Высшего суда; законы должны исполняться подданными, а не властителями
А. И.Грозный Б. В.Патрикеев В. Ф.Прокопович Г. И.Волоцкий