1. Представить конспект одного из названных в списке источников по теме согласно вопросам семинарского занятия
2. Написать аннотацию к одной из научных работ (согласно номеру в журнале группы) из предложенного к теме списка литературы
3. Выполнить задания:
1. Согласно Иммануилу Канту, благо государства – это
А. Благо граждан и их счастье
Б. свобода граждан и их равенство
В. согласованность Конституции с принципами права
2. По теории И. Канта, заключая общественный договор, люди
А. отказываются от свободы необузданной и беспорядочной, чтобы найти подлинную свободу в правовом состоянии
Б. отказываются от индивидуальных прав и свобод в пользу коллективного обладания правом, которое передается верховной власти
В. совершают сделку с правителем, которая определяет их взаимные права и обязанности
3. Категорический императив И.Канта – это:
А. притязание, не предусмотренное законом, а потому не обеспеченное принуждением
Б. способность человека к свободному действию на основе высших безусловных принципов
В. самоочевидные априорные принципы, закрепленные положительным правом
4. С точки зрения И. Канта право – это:
А. внешнее соответствие категорическому императиву
Б. внутренне соответствие категорическому императиву
В. правило (максима), которое признано всеми
5. Право и мораль по мнению И. Канта
А. тождественны Б. противоречат друг другу
В. представляют собой различную степень свободы индивида
6. С точки зрения И.Фихте общественный договор включает в себя
А. договор о соединении индивидов в одно целое и договор о форме правления
Б. договор о форме правления и договор об избрании правителя
В. договор об утверждении собственности граждан, защитительный договор, объединительный договор
|
7. Согласно проекту государственного устройства, разработанному
И. Фихте, эфорат – это:
А. группа интересов, своеобразное лобби
Б. особая коллегия, которая осуществляет контрольные функции и надзирает за управлением
В. сословие лиц, осуществляющих управление обществом
8. Как объясняется происхождение и сущность права в концепции И.Фихте
А. происхождение права и содержание его норм зависит от нравственности
Б. необходимость в праве диктуется самосознанием; право – порождение «чистых форм разума»
В. право – это внешняя форма поведения, устанавливающая и обеспечивающая формальное равенство субъектов
9. Кому из представителей немецкой классической философии принадлежат приведенные ниже определения понятия «государство»
А. средство достижения обществом своей высшей цели – самосовершенствования
Б. объединение людей, подчиненных правовым законам
В. необходимая власть всеобщего над единичным, особенным и конечным
А. Г.Гегель Б. И.Фихте В. И. Кант
10. В качестве неотъемлемых прав личности И.Фихте признавал (дополнить недостающее)
А. право на жизнь в обществе Б. право на свободу
В. право на достойную жизнь
Г._______________ Д. _________________________
11. В каких значениях употребляется понятие «право» в философской концепции Г.Гегеля
А. ______________ Б._________________ В.______________
12. Определите содержание права на каждой из трех ступеней его развития, о которых говорит Г.Гегель
А. Абстрактное право Б. Мораль В. Нравственность
а. Является сферой существования гражданского общества и государства, сферой подчинения поступков индивидов общим целям
|
б. Является правом свободной личности (лица, отдельного человека)
в. Проявляется в поступках людей по отношению к другим людям
13. В гегелевской концепции разделения властей выделены
А. законодательная, исполнительная, судебная ветви власти
Б. власть государя, правительственная власть, законодательная власть
В. верховная власть в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя, судебная власть в лице судьи
14. Установите соответствие: справедливое общество с точки зрения французских утопических социалистов 19 века будет представлять из себя:
А. единую централизованную промышленную ассоциацию
Б. федерацию самообеспечивающихся коммун – «поселков общности»
В. ассоциацию фаланг (производственно- потребительских товариществ, состоящих из членов различных социальных групп)
А. Фурье Б. Оуэн В. Сен-Симон
15. Историческая школа права представлена (исключить лишнее)
А.Густав Гуго В. Фридрих Карл Савиньи
Б. Гуго Гроций Г. Георг Фридрих Пухта
16. Концепция права в рамках исторической школы представлена следующими тезисами (указать недостающие)
А. право возникает спонтанно
Б. право развивается аналогично развитию организма из своего зародыша
В. право живет в сознании своего народа
Г. ___________________________
17. Либеральная концепция «минимального государства» развивалась в германии 19 века
А. Вильгельм фон Гумбольд Б. Лоренц фон Штейн В. Рудольф фон Иеринг
18. С позиций Лоренца фон Штейна государство
А. Средство примирения собственников и не собственников
|
Б. механизм, с помощью которого эксплуататорские классы удерживают господство над трудящимися массами
В. надклассовая власть, действующая в интересах общей пользы
19. Общество как систему социальных связей или «общение целей», а государство как организацию социального принуждения определял
А. К.Бергбом Б. П.Лабанд В. Д.Остин Г. Р. Иеринг
20. Право, с одной стороны – результат борьбы социальных интересов, а с другой стороны - средство для их достижения. Этот тезис принадлежит:
А. Р.Иерингу как представителю реалистической теории государства и права
Б. К. Бергбому как представителю юридического позитивизма
В. Л.Гумпловичу как представителю социологической теории государства и права
21. Какая школа правопонимания основывается на главном постулате: «право – любой приказ суверенной власти»
А. социологическая школа права Б. историческая школа права
В. школа позитивного права
22. Назовите основные элементы юридической конструкции государства, разрабатываемой представителями юридического позитивизма
А.____________Б._____________В.________________Г._______________
23. Какие из приведенных определений права принадлежат Л.Гумпловичу
А. Право – любой приказ суверенной власти
Б. право – социальное явление, т.е. форма совместной жизни, созданная столкновением разнородных и неравносильных социальных групп
В. Право есть результат самостоятельного развития через стихийное образование норм общения, добровольно принимаемых народом
24. Не божественное провидение, общественный договор, не идея свободы, а войны, насилие, борьба – «вот родители и повивальная бабка государства». С этих позиций рассматривает происхождение государства
А. К.Маркс Б. Л.Гумплович В. Р.Иеринг Г.П.Лабанд
25. Классовый характер государства и права анализируют и рассматривают государство как организацию для систематического насилия одного класса над другим
А. КМаркс и Ф.Энгельс Б. К.Бергбом и П Лабанд
В. Р.Иеринг и Л.Гумплович
26. Идею диктатуры пролетариата как новый тип государства рассматривают
А. Ж.П.Марат и М.Робеспьер Б.К.Маркс и Ф.Энгельс
В.Морелли и Г.Бабеф
27. Теорию правового государства развивали такие представители западно-европейской политико-правовой мысли 19 века как
А. И.Кант Б. Г.Еллинек В. ____________________
28. С идеей возрождения естественного права как «естественного права с изменяющимся содержанием» в Германии 19 века выступил
А. Фридрих Ницше Б. Георг Еллинек В. Рудольф Штаммлер
29. Государство как инструмент борьбы двух воль за власть (воли сильных и воли слабых) рассматривал
А. К.Маркс Б. Л.Гумплович В. Ф.Ницше
30. Установите соответствие
А. Устоявшееся право есть результат войны различных воль за власть
Б. Право есть возведенная в закон воля господствующего класса
В. Право есть совокупность норм, изданных государством
Г. Право есть юридически защищенная совокупность индивидуальных и общих интересов
Д. Право есть результат взаимодействия двух факторов: «народного духа» и воли законодателя
а. К.Маркс и Ф.Энгельс б. юридический позитивизм
в. историческая школа права г. Ф.Ницше д. Р.Иеринг
31. Кто является автором консервативных идей, распространенных в Англии 19 века
А. Государство есть «нравственная общность» и «органическое целое»
Б. Только королевская власть может быть арбитром в борьбе партий и интересов
В. Демократия, всеобщее избирательное право, парламентские учреждения – это эпидемия, которую необходимо пережить
Г. демократия есть правление партий, контролируемых лидером
а. Б.Кирд б. Б.Дизраэли в. С.Т.Колридж г. Т.Карлейль д.Г.Мэйн
32. Иеремия Бентам является основателем
А. исторической школы права
Б. концепции социального права
В. школы утилитаризма в рамках юридического позитивизма
Г. реалистической школы права
33. Основными постулатами какой школы правопонимания являются следующие принципы
А. принцип пользы Б. принцип суверенитета В. принцип индивидуализма
Г. принцип совпадения интересов ____________________________
34. С точки зрения И.Бентама
А. ограниченный суверенитет – это_____________________
Б. неограниченный суверенитет – это______________________
35. В рамках какого типа правопонимания актуальны следующие идеи
А. право – это воля суверена
Б. в идеальной форме право должно быть тождественно закону
В. субъективное право – детище закона
Г. квалифицирующим признаком права является санкция
_____________________________________________________
36. С точки зрения Джона Остина
А. право в точном (строгом) понимании – это_________________
Б. право в широком (нестрогом) понимании – это________________
37. По мнению Д.С.Милля свобода как право человека на автономию во всем, что не причиняет обществу вреда, включает в себя
А. свободу мысли и совести
Б. свободу выбора и свободу устраивать жизнь по своему усмотрению
В._______________________________
38. Отмечая сходство и различия между биологической организацией животных и структурой общества, основоположник органической школы в социологии Герберт Спенсер приходит к следующим выводам (отметить лишнее)
А. о взаимозависимости всех аспектов государственной жизни
Б. о способности общества к саморегулированию
В. о сложной структуре общества, элементы которой взаимосвязаны и взаимозависимы
Г. о медленном, длительном, эволюционном преобразовании общества
Д. о невозможности воздействовать на общество целенаправленно
Е. о цикличности общественного развития
39. Кто из европейских мыслителей 19 века впервые высказал мысль о том, что власть создается ради общих целей, но у нее возникают собственные интересы, противоречащие общественным
А.Г.Спенсер Б.Ф.Гегель В.О.Конт Г.Д.С. Милль
40. Решая проблему соотношения закона и морального долга Томас Хилл Грин считал
А. следует повиноваться закону, если ______________________
Б. следует повиноваться собственной совести, а не закону, если___________
41. Определите идеологическую направленность французских мыслителей 19 века
А. консерватизм Б. социализм В. либерализм
а. Бенджамин Констан б. Жозеф де Местр в. Пьер жозеф Прудон
г. Пьер-Поль Ройе Колар д.Алексис де Токвиль
42. Бенджамин Констан признавая, что
А. индивид может игнорировать государство, если не нуждается в его содействии и помощи
Б. государство должно воздерживаться от посягательств на права индивида
В. любой закон утрачивает силу, если вступает в противоречие с одним из незыблемых прав личности
разрабатывал теорию ______________________ государства
43. В государственно-правовой мысли США 19 века
А. концепцию неделимости суверенитета, принадлежащего населению каждого штата, отстаивал____________________________
Б. отрицал суверенитет штатов ________________________
44. Кто из мыслителей сформулировал идеи, составившие концепцию международного права (соотнесите идеи и их авторов)
А.войны могут быть справедливые и несправедливые
Б. гуманное обращение с пленными и побежденными
В. право мира – это право по меньшей мере двух государств, к которым должны присоединиться остальные
Г. межгосударственное общение объединяет народы в единое человечество
Д. «ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и правление других государств»
Е. договоры, на которых основаны обязательства государства в отношении друг к другу, должны выполняться
а. И. Кант б. Б.Спиноза в.Цицерон г. Г.Гроций д.Д.Викко е.Г.Гегель
45. Право народа на восстание признавали
А. Г.Гроций, Г.Паркер, Д.Локк, Х.Вольф
Б. Р.Филмер, С.Пуффендорф, И.Кант
В. Ж.Руссо, Ж.П.Марат, М.Робеспьер, Г.Бабеф
Г. Г.Гуго, Г.В.Пухта, Ф.К.Савиньи
Д. А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн, Ж.Местр
Е. И.Г.Фихте, К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.Торо