Оборудование
Слайды по ПДД.
Оформление доски: детские рисунки по ПДД.
Ход сценария:
Учитель:
- Мы живем в красивом городе Альметьевск, с широкими улицами и большими дорогами. По ним движется много автомобилей, едут троллейбусы, автобусы. И никто никому не мешает. Автомобили не едут, как вздумается, обгоняя друг друга, поворачивая в разные стороны.
- Нобыло время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.
Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре.
Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.
В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».
В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.
|
Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.
Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.
Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.
История светофора
А знаешь ли ты, когда появился привычный для нас светофор?
Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.
Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.
|
Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.
У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.
Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт- Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа. А в 1937 году в Ленинграде на улице Желябова (ныне Большой Конюшенной улице), около универмага ДЛТ, появился первый пешеходный светофор.
Выступление детей.
1 ребёнок:
Есть сигналы светофора –
Подчиняйся им без спора!
Желтый свет – предупреждение
Жди сигнала для движения.
2 ребёнок:
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
3 ребёнок:
Красный свет нам говорит:
- Стой! Опасно! Путь закрыт!
Учитель:
- Ребята, продолжите строчки стихотворения С. Михалкова.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться... (опасно).
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь... (открыт)!»
Желтый свет - предупрежденье –
Жди сигнала для... (движенья).
(Учитель читает стихотворение.)
У отца спросил Сережа:
|
«Что такое светофор?
Отчего же, отчего же
Я не знаю до сих пор,
Почему он разным цветом
Посылает нам приветы?»
Сыну так отец ответил:
«Нужно знать сигналы эти.
Если красный свет сияет —
Переход нам запрещает
Светофор.
Желтый свет — внимание!
А глазок зеленый светит —
Можно взрослым, можно детям
Через улицу шагать.
Должен ты сигналы эти
Твердо помнить, твердо знать,
Никогда не забывать!»
Учитель:
- А сейчас, ребята, мы закрепим с вами знание сигналов светофора в игре «Зеленый, желтый, красный». Становитесь все в круг! Слушайте внимательно задание.
- На зеленый свет шагаем по кругу друг за другом,
Желтый – останавливаемся и маршируем на месте,
Красный – приседаем. Приготовились!
Игра «Зеленый, желтый, красный». (учитель показывает поочередно зеленый, желтый, красный круги)
- Молодцы, ребята, сигналы светофора все знаете.
Учитель:
- А можно ли на дороге играть?
- Почему?
- Представьте, что вы находитесь у себя во дворе и играете в мяч. Вдруг мяч выкатился на дорогу. Какие действия вы предпримете? Что будете делать?
- А где можно кататься на велосипеде?
- Ребятам до четырнадцати лет можно кататься на велосипеде только во дворе или на стадионе. Даже на тротуаре нельзя ни кататься, ни играть. Кто ответит, почему?
- Правильно. По тротуару ходят пешеходы. Игры и езда на велосипедах будут им мешать.
- Ребята, где на проезжей части можно переждать поток машины?
Учитель:
- Сейчас мы посмотрим сценку «В автобусе»
Учащиеся показывают сценку
Я девочка.
Шел автобус по дороге,
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Очень много человек.
Я девочка.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд,
Иванову Николаю
Ехать очень хорошо.
Я девочка.
Он сидит на лучшем месте
Возле самого окна,
У него коньки под мышкой,
Он собрался на каток.
Я девочка.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд,
Николай сидит, скучает,
Бабка рядышком стоит.
Я девочка.
Наконец-то остановка
Возле самого катка,
Из автобуса довольный
Вылезает Николай.
Я девочка.
На свободное местечко
Захотелось бабке сесть,
Оглянуться не успела –
Место занято другим.
Я девочка.
А Петрову Валентину
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.
Я девочка.
Люди входят и выходят.
Продвигаются вперёд,
Валентин сидит, скучает,
Бабка рядышком стоит
Я девочка.
Этот случай про старушку
Можно долго продолжать...
Но давайте скажем в рифму:
Старших нужно уважать
Учитель:
- Вежливо ли вёл себя Николай, Валентин?
- Как они должны были поступить?