Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомним, что мы знаем о поэте. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году.
Свои детские годы Лермонтов провёл с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Они жили то в Тарханах, то в Пензе.
В детстве Лермонтов пережил серьёзную семейную драму: его мать умерла, когда ему было два года, а бабушка запрещала ему видеться с отцом.
У Лермонтова было слабое здоровье, и бабушка дважды возила его на лечение в Минеральные Воды. Один раз, когда Лермонтову было шесть лет, другой – когда ему было одиннадцать.
Как большинство дворянских детей того времени, Лермонтов учился дома. К нему приглашали гувернёров. Так, с гувернёром-французом он изучал французский, с гувернанткой-немкой – немецкий, а позднее с гувернёром-англичанином Лермонтов изучал английский и даже греческий.
Когда Лермонтову исполнилось тринадцать лет, они с бабушкой переехали в Москву. Там Лермонтов целый год готовился к поступлению в Благородный пансион при Московском университете.
Учителем к Лермонтову был приглашён опытный педагог Алексей Зиновьевич Зиновьев. Под его руководством мальчик изучал русскую грамматику, математику, астрономию, географию и историю.
Александр Степанович Солоницкий занимался с ним рисованием.
К 14 годам Лермонтов отлично знал русскую словесность, был знаком со стихами Ломоносова, Державина, Батюшкова, Крылова, Жуковского и Пушкина.
Творчество Пушкина восхищало Лермонтова особенно сильно, он боготворил поэта.
1 сентября 1828 года Лермонтов был принят в Московский университетский благородный пансион, где прилежно проучился несколько лет. А через два года он уже студент Московского университета.
Вскоре он решает делать военную карьеру и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Санкт-Петербурге. Там началась новая пора его жизни.
В 1834 году Лермонтов получает своё первое звание – корнет Лейб-гвардии гусарского полка.
В 1937 году Лермонтов, охваченный негодованием из-за трагической гибели Пушкина, написал стихотворение «Смерть поэта», за которое его отправили в первую ссылку на Кавказ.
В 1840 году за дуэль с сыном французского посла Лермонтов был отправлен в ссылку на Кавказ во второй раз.
Перед отъездом, в апреле 1840 года, в доме Карамзиных он прощался с петербургскими друзьями. Гости обступили поэта и попросили прочитать новое стихотворение. Лермонтов, тронутый их участием, прочитал, а когда закончил – в его глазах блестели слёзы.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Лермонтов увидел сходство между мчащимися тучами и своим изгнанием: и тучи, и поэт покидали милый север и устремлялись в чужую южную сторону. Пейзажная картина стала воплощением настроений поэта. В «Тучах» через образы природы передаются личный мир и чувства автора, как и в стихах «Утёс» и «На севере диком».
Однако сходство между «судьбой» туч и судьбой поэта – мнимое. Тучи – странствуют вечно, они всегда холодные и свободные, у них нет родины, поэтому и изгнанниками они быть не могут. Им чужды чувства привязанности и дружбы.
А поэт, напротив, живёт в мире людей, и хочет сохранить любовь к родине, дружбу, все свои чувства (то, что присуще миру людей), а также сохранить лучшее из мира природы (красоту и свободу). Однако он понимает, что это невозможно, и мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда проистекает печальный и светлый тон стихотворения.
Работа с учебником. Прочитайте стр. 149 – 150 (стихотворение «Тучи»)
Стихотворения «Парус» в учебнике нет, поэтому текст даю вам ниже. ↓
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Обобщение учителя(устно)
- Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется.
- Какое главное слово автора в первой строке? (одинокий)
- А в последней? (мятежный)
- Почему автор сначала называет парус «одинокий», а потом – «мятежный »? (Когда парус одинокий, автор сочувствует ему, а мятежный вызывает удивление)
- Что же нужно парусу? (буря и покой).
- Что же это за слова в русском языке? (антонимы).
- А здесь? (синонимы). Счастье и покой чужды парусу.
- Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?
- В сущности, стихи не о парусе — стихи о самом себе.
Наиболее точные эпитеты — “одинокий” и “мятежный”. Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, “просит бури”, и никакие “золотые лучи солнца” и “лазурные струи” не удержат жаждущую свободной бури душу, не лишат ее своей стихии. И в этом стремлении Лермонтов одинок, ибо мало охотников пойти с ним: ведь он “счастия не ищет”, ему не нужен покой. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. Вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в ней красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не понимающих парус души и навсегда остающихся на берегу.
Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворения «Парус» и «Тучи». Стр. 150(отвечать устно на вопросы после стихотворения)