Кризис и падение Византийской империи




Восточная Римская империя (Византия)

Окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную произошло после смерти Феодосия I Великого (395). Главным отличием Византии от Западной Римской империи было преобладание на ее территории греческой культуры. Византия существовала на протяжении всего средневековья, на территории Балканского п-ва, Малой Азии, Сирии, Египта, Палестины и др. земель (395-1453). Столица — Константинополь.

В первые века своего существования в Византии господствовал антично-рабовладельческий способ производства (V-VI вв.). Было сильное централизованной государство. Сохранялись крупные города с развитым ремеслом и торговлей (Александрия, Антиохия, Константинополь). Экономика была стабильной. Развивалась торговля с Западной Европой и Востоком (торговые пути: «Великий шелковый путь» в Китай; «путь благовоний» через Аравию к Персидскому заливу и Индийскому океану).

Расцвет Византии приходится на правление императора Юстиниана I (527-565), который завоевал североафриканское Вандальское королевство (543), италийское Остготское королевство (555), южную Испанию (555). Юстиниан изменил систему государственного управления:

- ограничил привилегий старой сенатской знати;

- расширил права военной знати;

- усилил бюрократический аппарат управления;

- принял «Свод гражданского права» (Кодекс Юстиниана);

- значительно повысил налоги.

Из-за повышения налогов в Константинополе вспыхнуло восстание «Ника» (победа), которое едва не закончилось свержением императора (532). При Юстиниане построен храм св. Софии (Божественной Мудрости) (538). Его современниками были: историк Прокопий Кесарийский, медики Александр Тралльский и Павел Эгинский, архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, географ Козьма Индикоплов.

В последние годы правления Юстиниана в государстве стали заметны кризисные проявления. Общественное недовольство проявлялось в широком распространении различных ересей — отклонение от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам. После его смерти Византия потеряла большую часть завоеванных территорий: Балканский п-в, Македонию, Грецию, Сирию, Египет (VI-VII вв.).

Произошли перемены в государственном устройстве:

- официальным языком Византии окончательно стал греческий, вытеснивший латынь (VII в.);

- титул императора — васипевс;

- страна разделена на крупные административно-военные округи — фемы, во главе со стратигами;

- основу армии составляли военные поселенцы — стратиоты (одновременно воины и крестьяне). Новый экономический подъем Византии был связан с ростом городов, развитием торговли с Востоком, Русью, Западной Европой (с сер. IX в.). Были созданы новые органы государственного управления:

- совет при василевсе — синклит, состоявший из высших чиновников и вельмож;

- ведомства (налоговое; военное; государственной почты и внешних сношений и др.);

- суды (императорский суд; суд эпарха (для горожан); особые суды для воинов и моряков; местные суды).

Императоры из династии Комнинов начали раздавать крупным фемным землевладельцам иронии — право суда над зависимым населением и сбора с него части государственных налогов в свою пользу (XI в.). Большая часть крестьян-общинников стали феодально-зависимыми — париками, обрабатывающие землю феодала и платящие ему оброк. Византия окончательно превратилась в феодальное государство.

Латинская империя

В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами. Византия распалась на пять государственных образований:

  • На территориях, захваченных крестоносцами: Латинская империя; Ахейское княжество.
  • На территориях, находящихся под контролем греков: Трапезундская империя; Эпирское царство; Никейская империя.

В 1261 году Михаил VIII Палеолог – монарх Никейской империи – разгромил противника и вошел в Константинополь. Главный византийский город перестал быть столицей Латинской империи. В этом ему помог союз с Генуей. Михаил VIII объявил о восстановлении Византийской империи. В 1337 г. к ней присоединилось Эпирское царство.

Кризис и падение Византийской империи

С 1243 по 1321 г. заметно усилилась соседняя Сербия, превратившаяся из небольшой и экономически слабой страны в крупную державу, захватившую византийские и болгарские территории на Балканах.

За относительно короткий период турками-османами было захвачено несколько стратегически важных территорий: 1329 г. – Никея; 1337 г. – Никомедия; 1352–1354 – полуостров Галлиполи.

Иоанн V и Мануил II пытались сохранить Византийскую империю. Для того чтобы получить военную поддержку от латинянов, императоры пошли на непростой шаг – подписание унии, которая объединила церкви Византии и Рима. Этим союзом было недовольно простое население, а также значительная часть византийской знати, что привело к раздорам и дальнейшему экономическому и политическому ослаблению государства.

В период с 1361 по 1393 год туркам удалось добиться значительных успехов на полях военных сражений и одержать ряд важных побед, в том числе — изолирование Константинополя (город был отрезан от остальных византийских областей). Иоанн V пошел на заведомо безнадежный шаг для спасения независимости своей империи. Он признал себя вассалом турецкого султана и начал платить ему дань. Лишь нашествие Тамерлана (Тимура) – знаменитого тюркского полководца, эмира и военачальника – на государство османов остановило падение Византии.

В начале XV столетия Мураду II – султану Османской империи – удалось возобновить наступление на византийскую столицу. В этот период Византия представляла собой лишь небольшое государство, в которое, кроме Константинополя и соседних с ним областей, входило несколько прибрежных территорий.

Защитники Константинополя – 7 тыс. солдат, во главе которых стоял Константин XI, – мужественно отбивали атаки османов. Но одержать победу оказалось невыполнимой задачей. Византийский император погиб в бою, а Мехмед II вошел в непреступный Константинополь. Это событие произошло 30 мая 1453 года. Историки рассматривают эту дату как падение Византийской империи.

На протяжении всего своего существования Византия оставалась монархическим государством. Во главе страны стоял император, власть которого практически ничем не была ограничена. В общей сложности существовало 13 династий, если не учитывать те, что относились к государствам, образовавшимся после взятия Константинополя крестоносцами. С VII столетия императоров Византии называли на греческий лад – василевсами или автократами.

Особенность государственного устройства Византийской империи заключается в том, что власть в ней довольно часто передавалась не по наследству, а в результате заговоров, убийств и казней. Императорами могли стать не только знатные люди, но и военачальники и даже крестьяне. Восстания, мятежи, резня, гражданские войны и бунты были нередкими явлениями в течение всей истории Византии.

Арабский халифат

Процесс формирования государственности у арабских племен связан со становлением новой мировой религии — ислама. Возникновение ислама связано с именем Мухаммеда (около 570-632). Основными догматами ислама являются поклонение единому богу — Аллаху и признание Мухаммеда его пророком.

Мухаммед с группой сторонников был вынужден бежать из Мекки в Медину (622). Это событие — хиджра (переселение) стало началом мусульманского летоисчисления. В Медине была возведена первая мечеть и определен порядок богослужения. Обязанности мусульман:

- мусульманин должен быть добродетелен;

- в установленное время совершать молитву;

- поститься в течение одного месяца в году;

- совершать паломничество (хадж) в Мекку и Медину; - подавать милостыню (закят).

Священная книга ислама — Коран. Свод правил поведения в быту — шариат.

Арабские племена объединились с целью противостояния внешним завоеваниям и признали новую религию (630). Первый выборный халиф (преемник пророка Мухаммеда) Абу Бекр начал завоевания вне Аравии (632-634). При его преемнике Омаре арабы завоевали Сирию, Палестину, Египет, Ливию и Ирак (634-644). При третьем халифе Османе арабы захватили Иран (644—656). Так возникла новая ближневосточная империя, получившая название Арабского халифата. Столицами поочередно были Мекка, Дамаск, Багдад. Во время правления четвертого выборного халифа Али произошел религиозный раскол (656-661). Часть мусульман отказалось признать священной, наряду с Кораном, книгу жизнеописаний Мухаммеда — Сунну. Эти мусульмане стали именоваться шиитами. Шиизм утвердился в Иране. На мусульманском Западе возобладал суннизм. Особенности государственного управления: Халиф сосредоточил в руках духовную (имамат) и светскую (эмират) власть. Такой тип государства называется теократия. Его признаки:

- Разветвленный бюрократический аппарат.

- Связь с далекими окраинами осуществлялась за счет хорошо налаженной почты.

- Центральная власть опиралась на полицию и армию, которая получала жалованье от казны или земельные наделы.

- Право государственной собственности на землю. - Частное землевладение не имело крупных размеров.

- Государственную землю занимали общины, выплачивавшие казне ренту-налог.

- Часть казенных земель власть раздавала за службу. Ислам способствовал расцвету культуры. В разное время в халифате творили математик Мухаммед аль-Хорезми, медики ар-Рази, Ибн Сина (Авиценна), аз-Захрави Ибн Зухр (Авензоар), философ Аверроэс (Мухаммед Ибн Рушд), поэт Саади и др. К IX в. халифат стал распадаться на части. Со временем на месте распавшегося халифата появились государства: держава Сефевидов в Персии и государству Великих Моголов в Индии. Преемницей халифата считала себя Османская империя.

Индия

Средневековая Индия была политически раздроблена. Многочисленные княжества вели бесконечные междоусобные войны. Некоторым правителям удавалось объединять определенную часть территории Индии под своей властью, но это были кратковременные периоды.

Раджа Чандрагупта (320-340) объединил несколько государств долины р. Ганга и создал государство Гуптов, просуществовавшее до начала VI в. Цари Гуптов установили оживленные торговые отношения с Ираном. В период Гуптов рабовладение начало вытесняться формировавшимся феодализмом. Империя Харши, возникшая в VII в., просуществовала всего 40 лет. На рубеже XII—XIII вв. территория Северной Индии попадает под контроль мусульманских завоевателей, и они образуют здесь Делийский султанат (1206-1526), на смену которому пришла империя Великих Моголов (1526-1707). Социальное, политическое и правовое развитие Индии в этот период происходит под воздействием ислама и индуизма.

Китай

Начало средневековой истории Китая, как и европейской, ознаменовалось варварскими вторжениями и борьбой с ними. В Северный Китай стал объектом постоянных вторжений гуннов и других племен (IV-VI вв.). Период раскола Китая на варварский север и традиционный юг исторически аналогичен периоду варварских королевств Западной Европы. Полководец Ян Цзянь объединил весь Северный Китай (581), Южный Китай (589), и основал династию Суй (58]-618). Он провел земельную реформу, закрепив за крестьянами их семейные наделы. После убийства императора Ян Цзяня, военачальник Ли Юань основал новую династию — Тан (618-907). Императоры династии Тан разгромили Тюркский каганат (630). Восстановили в своих правах бюрократический аппарат, был создан кодекс общеимперских законов, окончательно оформилась государственная надельная система, при которой крестьяне считались держателями императора. Военачальник Чжао Куань Инь основал династию Сун (960-1279). Эта династия удержала за собой только земли в долине Янцзы и платила дань северным варварам.

В этот период о себе заявляет глава монгольского племенного союза Тэмуджин Чингисхан, который был избран монгольским ханом (1206). В 1211 году огромные полчища обрушились на Северный Китай. В ожесточённых битвах они победили китайские войска и заняли самый большой город на севере страны - Пекин. Монголы переняли у китайцев осадные орудия и научились брать штурмом крепости. Угнав с собой пленных ремесленников и мастеров осадного дела, Чингисхан двинулся на запад. Совершая походы на Запад, монголы продолжали и завоевание Китая. Китайский народ мужественно боролся с нашествием врагов. Когда войска императора в Южном Китае были разбиты, народ стал вести партизанскую войну. Лишь в 1279 году монголам удалось подчинить себе Южный Китай. Страна была страшно опустошена. Завоеватели превращали цветущие города в развалины, вытаптывали поля, истребляли и угоняли в рабство мирное население. Там, где прошли монголы, оставались лишь изрытая копытами коней земля и дым пожарищ. Китай стал основной частью огромного Монгольского государства. Столицей «великого хана» - императора монголов - был Пекин. Всё население Китая было обложено тяжёлой данью.

После очередного кризиса Китай был вновь объединен, и им стала править монгольская династия Юань (1264-1364). Бесконечные войны привели экономику Китая в упадок и в результате восстания крестьян, к власти пришел его предводитель Чжу Юань Чжан, основавший новую династию Мин (1368-1644). Правящая династия Мин отвергала реформы. В результате вновь начались крестьянские восстания. Предводитель восставших Ли Цзы Чэн захватил столицу — Пекин — и провозгласил себя императором.

В это время уцелевшие представители династии Мин призвали на помощь северный племенной союз маньчжур. Маньчжурское войско разбило крестьянскую армию, но власть Мин не вернуло. Император Маньчжурии Шуньчжи был объявлен императором Китая. Завоевание Китая маньчжурами считается началом периода новой истории Китая.

Япония

Древнейшее японское государство возникло на территории островов Хонсю, Сикоку и Кюсю, входящих в Японский архипелаг, на рубеже VI - VII вв. находились под значительным культурным влиянием Китая. Из Китая в Японию проник буддизм (VI в.). Он не вытеснил традиционной языческой религии Японии — синтоизма. Япония в Средние века, в силу своего изолированного островного положения, имела ряд особенностей, отличавшие ее от Индии и Китая.

Японский император (тенно, или микадо) не имел реальной власти (с конца VIII в.). На местах управление осуществлялось местными князьями — дайме. Существовало феодальное поместье (сеэн), передававшееся по наследству и освобождавшееся от уплаты государственных налогов. Оформилось военное сословие, члены которого назывались самураи.

В Японии оформилась социально-экономическая система, аналогичная по своим экономическим и социальным характеристикам западноевропейскому феодализму (ХI-XII вв.). Княжеский род Минамото, владевший крупнейшим войском самураев, подчинил себе всю страну (XII в.). Дайме Минамото Еритомо был объявлен правителем страны — сегуном (1192). Таким образом, в стране установился порядок сосуществования двух параллельных династий — императорской и сегунской. Сложился особый тип государственности — сегунат — система организации политической власти в Японии ХII-ХIХ вв., при которой реальная политическая власть была сосредоточена в руках династии «правителей» (сегунов), а представители императорской династии исполняли исключительно религиозные функции. Япония, как и большинство государств, пережила период политической раздробленности и междоусобных войн. Борьбу за объединение страны начал союз, возглавляемый князьями родов Ода и Токугава (XVI в.). В результате возник сегунат Токугава (1603-1868).

Власть императора была ограничена исполнением религиозных церемоний. Дайме сохранили судебную и административную впасть в своих княжествах, частную собственность на свои земли, но контроль над городами полностью перешел к сегуну. При Токугава возникла разветвленная полицейская система, контролировавшая все проявления общественной жизни. Режим ограничения внешних связей и жесткого внутреннего контроля Токугава привел к отставанию развития Японии от Западной Европы.

«Доколумбова Америка»

В конце X V в. н.э. европейцы узнали о существовании континента, который позднее они назвали Америкой. В XV I в. началась его колонизация. Для обозначения вновь открытых земель в европейские языки вошло выражение Новый Свет, а его коренные жители получили название индейцы. Наиболее известными являются древнейшие и древние цивилизации майя, ацтеков, инков.

Начало цивилизации майя относится ко II тыс. до н.э. VI-VIII вв. н.э. — период ее расцвета. Упадок произошел в X в. из-за нашествия соседей. Культура майя охватывала десятки индейских племен, обитавших на территории Южной Мексики и Центральной Америки.

В XII в. с севера в Центральную Мексику пришли новые племена, самым крупным из которых были ацтеки. Они унаследовали многие элементы культуры майя и создали цивилизацию ацтеков. Ацтеки основали город Теночтитлан (современный Мехико). Их «империя» достигла наибольшего могущества в начале XV I в. В период колонизации она была разрушена испанцами.

Самое крупное государство Древней Америки сложилось в ХII-ХIII вв. вокруг племени инков. К X V в. цивилизация инков охватывала значительную часть Тихоокеанского побережья Южной Америки на территориях современного Перу, Эквадора, Боливии, Колумбии, Аргентины и Чили. В жизни древнеамериканских цивилизаций важную роль играла языческая религия. Обожествлялись Солнце, Луна, дождь, ветер, горы, реки, другие предметы и явления природы. Главным богом считалось Солнце.

В социальной иерархии майя, ацтеков, инков служители культа — жрецы занимали вторую ступень после верховного правителя. Жрецы вносили важный вклад в развитие культуры. Наибольшие культурные достижения принадлежат цивилизации майя. Среди них — иероглифическая письменность, унаследованная позднее ацтеками. У инков письменность была своеобразно примитивной — в виде так называемого «узелкового письма» («кипу»).

Для всех цивилизаций Нового Света характерны широкие познания в области астрономии и математики, архитектурного, скульптурного и ремесленного искусств. Военное дело — важнейшая сторона жизни древних индейцев. Поэтому в управлении государством значительная роль принадлежала военачальникам. После жрецов они занимали обычно третью ступень в социальной иерархии. Основой экономической деятельности обитателей Америки было сельское хозяйство, а в нем — земледелие, где главной культурой являлась кукуруза. Часть земли крестьяне-общинники обрабатывали вместе, а другую часть крестьянские семьи получали в индивидуальное пользование. Частной собственности на землю не было. Рабский труд покоренных иноплеменников достаточно широко использовался майя и ацтеками, в меньшей степени — инками. В целом же рабство в Новом Свете не получило значительного развития. Государственное устройство и социальная структура индейских обществ по своему типу развития в принципе сходны с древневосточными системами. Однако цивилизации Древней Америки формировались в условиях многовековой изоляции от Старого Света и до XV I в. не испытывали на себе его влияния. Этим объясняется уникальность их культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: