Тема занятия: «ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ ВИТАМИНЫ»
Цель: Изучить классификацию витаминов, свойства и биологическую роль жирорастворимых витаминов; освоить методы качественного и количественного определения витаминов.
Внеаудиторная работа
Вопросы и задания для самоподготовки:
1. Витамин А – представление о химической структуре, провитамины. Явления авитаминоза, гипервитаминоза, роль в обмене веществ, содержание в пищевых продуктах, суточная потребность.
2. Витамин D – химическая структура, провитамины. Рахит и пути его профилактики. Активные формы витамина D, участие в обмене веществ. Содержание в продуктах, суточная потребность. Гипервитаминоз.
3. Витамин Е – представление о химической структуре. Авитаминоз. Роль витамина в обмене веществ. Источники витамина Е и суточная потребность в нем.
4. Витамин К – представление о химической структуре. Авитаминоз. Участие в обменных процессах. Источники витамина, суточная потребность.
5. Антивитамины, применение в лечебной практике.
Аудиторная работа
Пользуясь учебником, конспектом лекций, ответьте на вопросы и выполните задания по теме:
1.. Заполните таблицу.
Название витамина | Пищевые источники | Гипо-, гипер-, авитаминозы | Структура витамина | Участие в обмене веществ |
2. Отсутствие какого витамина вызывает заболевание роговицы глаза – ксерофтальмию?
3. Какие нарушения в обмене веществ характерны для рахита:
а) нарушения окислительного декарбоксилирования ПВК;
б) отложения фосфата кальция в костной ткани при отсутствии витамина D;
в) окислительного фосфорилирования;
г) тканевого дыхания;
д) переноса метильных групп?
4. Какие витамины оказывают влияние на проницаемость капилляров:
|
а) никотинамид,
б) рибофлавин;
в) пиридоксин;
г) рутин;
д) аскорбиновая кислота;
е) филлохинон?
5. Какой из перечисленных витаминов является одним из самых сильных природных антиоксидантов:
а) филлохинон;
б) викасол;
в) витамин D;
г) витамин А;
д) витамин Е?
6. Отсутствие какого витамина приводит к нарушению процесса свертывания крови?
7. Больной плохо видит в сумерках, слабо адаптируется при переходе от света к темноте. Какой гиповитаминоз имеет место? Что нужно назначить?
8. В крови больного ребенка понижено содержание кальция и фосфора, повышена активность щелочной фосфатазы. При каком заболевании могут наблюдаться эти симптомы?
9. Витамины А и D можно применять сразу за один прием в таком количестве, которого достаточно для поддержания их нормального уровня в течение нескольких недель; витамины группы В необходимо применять значительно чаще. Почему?
10. При патологии почек у больных, несмотря на нормально сбалансированную диету, часто развивается остеодистрофия – рахитоподобное заболевание, сопровождающееся интенсивной деминерализацией костей. Какой витамин участвует в минерализации костей? Почему повреждение почек приводит к деминерализации?
11. Окажет ли витамин К коагулирующий эффект при обработке им кровоточащей раны?
12. С чем связана необходимость вводить дополнительно витамин К при длительном лечении антимикробными средствами, назначенными перорально?
13. Как повысить свертывающую активность крови, снижение которой было вызвано антикоагулянтами непрямого действия из числа антивитаминов К?
|
14. У экспериментальных животных (самки крысы) не нарушен процесс оплодотворения яйцеклетки, но очень скоро после имплантации плод рассасывается. У самцов крысы происходит атрофия половых желез, приводящая к стерильности, наблюдается мышечная дистрофия. Животные находились в основном на углеводной пище. В чем причина такого состояния?
Лабораторные работы
Работа № 1. Качественная реакция на викасол
Принцип метода: викасол в присутствии цистеина в щелочной среде окрашивается в лимонно-желтый цвет.
Ход работы: в сухую пробирку берут 5 капель раствора викасола, добавляют 5 капель раствора цистеина и 1 каплю 10% раствора едкого натра. Появляется лимонно-желтое окрашивание.
Работа № 2. Диазореакция на витамин В1
Принцип метода: в щелочной среде тиамин с диазореактивом образует сложное комплексное соединение оранжевого цвета.
Ход работы: к диазореактиву, в состав которого входят 5 капель 1% раствора сульфаниловой кислоты и 5 капель 5% раствора нитрита натрия, добавляют 1-2 капли 5% раствора тиамина и затем по стенке, наклонив пробирку, осторожно добавляют 3 - 7 капель 10% раствора бикарбоната натрия. На границе двух жидкостей появляется кольцо оранжевого цвета или жидкость окрашивается в оранжевый цвет.
Работа № 3. Качественная реакция на витамин В2
Принцип метода: реакция на витамин В2 основана на способности его восстанавливаться; при этом раствор витамина В2, обладающий желтой окраской, приобретает сначала розовый цвет, а затем обесцвечивается, так как восстановленная форма витамина В2 бесцветна.
Ход работы: в пробирку наливают 10 капель раствора витамина В2, добавляют 5 капель концентрированной HCl и опускают зернышко металлического цинка. Начинается выделение пузырьков водорода, жидкость постепенно розовеет, потом обесцвечивается.