Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение




1. Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с дру­гом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

2. Условия возникновения рын ка:

· общественное разделение труда;

· экономическая обособленность производителей;

· самостоятельность производителя.

3. Основные признаки рынка:

· нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого произ­водить;

· нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколь­ко покупать;

· нерегулируемая цена – цены определя­ются на рынке, зависят от спроса и предложения.

4. Главные функции рынка

· посредниче­ская – соединение производителей товаров и их по­требителей;

· ценообразо­вания – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

· информационная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары;

· регулирую­щая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

· санирующая (оздорови­тельная) – предотвращение неэффектив­ной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

5. Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования

Положительные черты Отрицательные черты
· Способствует эффектив­ному распределению ре­сурсов, формируя таким образом струк­туру производства · Стимулирует научно-тех­нический прогресс · Способствует ре­сурсосбережению в обще­стве · Создает ма­териальную заинтересо­ванность производить то, в чем есть потребность · Стихийно координирует действия людей в процес­се экономической дея­тельности, опираясь на принципы саморегуля­ции и сопоставляя эконо­мические интересы · Не гарантирует решение социально-экономиче­ских проблем (безработи­ца, инфляция, защита окру­жающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки) · Распределяет продукты по ре­зультатам конкуренции, что приводит к социальному нера­венству · Порождает тенденцию к моно­полизации производства · Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в це­нах рынка), которые ложатся на плечи общества · Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределе­ния природных, инвестицион­ных и человеческих ресурсов · Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами

6. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.

ü С точки зрения действующего за­конодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);

ü По товарам и услугам:

· потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;

· средств производства;

· рабочей силы;

· инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;

· иностранных валют;

· ценных бумаг (фондовые биржи);

· научно-технических разработок и инноваций;

· информации.

ü По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный

ü По типу конку­ренции:

· чистой (свободной) конкурен­ции

· несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополисти­ческой конкуренции; олигополии

7. Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

· конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;

· наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);

· функционирование инфра­структуры рынка (обеспечение движения товар­ных, денежных, трудовых и информационных потоков).

8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.

 

- Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)
- Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли

Формы монополий и их основные признаки

Формы монополий Признаки
Картель Соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах
Синдикат Объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность
Трест Полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности
Концерн Объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости
Консорциум Объединение монополий
Конгломерат Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления

 

9. Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.

 

Можно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности:

- простых товаропроизводителей

- единичных капиталов

- монополий

- национальных капиталов

- интернациональных капиталов

Модели рынка

 

Чистая (свободная конкуренция) Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену. Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.

 

Спрос – отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по каждой из предложенных цен, в данном месте, в данное время.

Закон спроса – при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены – повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Уровень доходов в обществе;
2. Размеры рынка;
3. Мода, сезонность;
4. Наличие товаров-субститутов (заменителей);
5. Инфляционные ожидания.

Предложение – отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.

Закон предложения – при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены – к снижению величины предложения.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей;
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих);
3. Уровень технологий;
4. Объём и доступность ресурсов;
5. Налоги и дотации;
6. Природные условия;
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические);
8. Размеры рынка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: