Франчайзинг (англ. «to franchise» означает предоставление одной компанией другой позволения на продажу товаров или предоставление услуг на определенной территории) - форма отношений между юридически и финансово независимыми сторонами (предприятиями и/или физическими лицами), в рамках которых одна сторона (франчайзер), которая владеет успешным бизнесом, известной торговой маркой, ноу-хау, коммерческими секретами, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне (франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях (рис. 1).
Рисунок 1 - Франчайзинговая форма отношений
В общем смысле, франчайзинг - это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы. Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например, франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), так и жёсткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера - от размеров и цвета полок до униформы персонала).
Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга:
франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;
франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;
франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.
|
Франчайзинг имеет почти двухсотлетнюю историю. Его появление относят к началу 1800-х годов, к так называемой системе «связанных домов», при которой пивовары XIX века для поддержания объемов продаж за предоставленный заем или аренду имущества получали постоялый двор как рынок.
Считается, что первой «чистый» франчайзинг в 1863 г. начала практиковать фирма изобретателя знаменитых швейных машинок Зингера. Она стала взимать плату с розничных продавцов зингеровских изделий за предоставляемое им исключительное право сбывать продукцию и обслуживать покупателей на отведенной для каждого из них территории. Другой вехой в развитии современного франчайзинга стал 1898 г., когда корпорация General Motors стала привлекать независимые дилерские фирмы для сбыта своих автомобилей на территории, закрепленной за каждой из них. В 1899 г. франчайзинг стала практиковать корпорация Coca-Cola.
В 1920-е годы в США система франчайзинга перешла к отношениям «оптовик - розничный продавец», успешной франчайзинговой моделью 40-х годов является пример «Макдональдс» и наконец, в 1950-х появились бизнес-формат франшизы, при которых франчайзер получает дополнительную выгоду от быстрого роста, а франчайзи от гарантированной возможности получения доходов.
В нашей стране система франчайзинга появилась в начале 1980-х гг., когда в Москве и Новороссийске были построены заводы по производству пепси-колы. В начале 1990-х годов началось активное распространение франчайзинга, благодаря внедрению на российский рынок крупных зарубежных франчайзеров, таких как McDonald's, Baskin & Robbins, Kodak, Pizza Hut, Xerox, Benetton, Yves Rocher.
|
Сегодня не только американские, но и европейские, японские, канадские, австралийские франчайзеры интенсивно развивали свои франшизные сети за пределами своих государств, в частности в странах третьего мира. Франчайзинг получил развитие более чем в 70 отраслях хозяйства, широко распространен в зарубежной практике и признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса.
Франшизные отношения активно используются в таких сферах как бухгалтерия, реклама, автомобильная промышленность, образовательные услуги, строительство, ресторанный и развлекательный бизнес, розничная торговля и многие другие виды, а в зависимости от первоначального капитала различают такие виды франшиз как франшиза рабочее место, франшиза-предприятие, инвестиционная франшиза.
Франчайзинг предполагает длительные и стабильные отношения партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы, а строгая регламентированность деятельности, контроль со стороны франчайзера, предусмотренные франшизным договором, повышают общую культуру ведения бизнеса.
2. Проблема этики во франчайзинговых отношениях