Суверенизация непризнанных республик в зарубежных странах СНГ




На территории зарубежных стран СНГ в настоящий момент существуют 4 самопровозглашенные республики – Республика Абхазия (Апсны), Нагорно-Карабахская Республика (Арцах), Республика Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика. Процесс их суверенизации был долгим и сопровождался вооруженными конфликтами.

Абхазия. Из всех самопровозглашенных республик только Абхазия имеет опыт государственности. В 1917 на территории Абхазии стали складываться свои органы власти, но в феврале 1918 году она была оккупирована войсками Грузинской Демократической Республики (ГДР). После падения ГДР в 1921 году были провозглашена независимость Абхазской и Грузинской ССР, а впоследствии между ними был заключен союзный договор, а сами республики вошли в Закавказскую СФСР, и в составе последней в СССР. Характер договорных межгосударственных отношений Грузии и Абхазии нашел отражение в Конституции Абхазии (1925 г.) и в Конституции Грузии (1927 г.). Однако в 1931 г. статус Абхазии изменили: она стала обычной автономной республикой в составе Грузии, что нашло свое подтверждение в Конституции Грузинской ССР 1938 года и 1978 годов. В 1991 году Верховный Совет Грузии решил возвратиться к Конституции ГДР 1921 года. В ответ на это Верховный Совет Абхазии постановил возвращение республики к Конституции Абхазской АССР 1925 года и провозгласил независимость республики. Противостояние Грузии и Абхазии вылилось в военный конфликт, который удалось прекратить только после заключения Московских соглашений в 1994 году при посредничестве России. В Абхазии по вопросу решению независимости страны прошли два референдума, на последнем из них в 2007 году эта непризнанная республика объявила о стремлении объединиться с Россией. Абхазия неоднократно пыталась войти в состав СНГ и Союзного государства России и Беларуси. После военного конфликта между Грузией и Россией в августе 2008 году независимость Абхазии была признана Российской Федерацией и Никарагуа. Действующая Конституция Республики Абхазия была принята 26 ноября 1994 года.

Южная Осетия. Юго-Осетинская автономная область являлась автономным образованием в составе Грузии вплоть до 1990 года, когда Верховный Совет Грузии принял решение об ее упразднении. В ответ на это Съезд народных депутатов Южной Осетии провозгласил независимость. Принятию этого решения предшествовали вооруженные столкновения, поэтому в 1992 году в Сочи было подписано мирное соглашение. 19 января 1992 года был проведен референдум о независимости Республики Южная Осетия. Свыше 98% принявших участие в голосовании высказались за независимость. Первая Конституция Республики Южная Осетия была принята на всенародном референдуме 2 ноября 1993 года, а действующая Конституция - 8 апреля 2001 года. Итогом грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года стало признание независимости Южной Осетии Россией и Никарагуа. Южная Осетия неоднократно просила включить ее в состав России, а ст. 8 действующей Конституции закрепляет культурную, этническую интеграцию народа этой республики с Северной Осетией.

Приднестровье. После оккупации Бесарабии и Западной Буковины Румынией в 1918 году на территории левобережья Днестра была создана Молдавская АССР, которая входила в состав Украинской ССР. После присоединения Молдавии к СССР эта автономия была ликвидирована. После того, как власти Молдовы в 1991 году денонсировали Секретный протокол к Пакту Молотова-Риббентроппа и провозгласили о выходе из состава ССР и намерении объединиться с Румынией, на территории Приднестровья разгорелся вооруженный конфликт, который удалось остановить лишь посредством введения миротворческих сил. 2 сентября 1990 года Второй чрезвычайный съезд народных депутатов всех уровней Приднестровья, основываясь на результатах районных референдумов, провозгласил создание суверенной Приднестровской Молдавской ССР в составе СССР. 1 декабря 1991 года на территории Приднестровской Молдавской Республики проведен референдум, 97,7% участников которого высказались за независимость. В 2007 году в Приднестровье был проведен еще один референдум, на котором также большинство населения выступило за интеграцию с Россией. Действующая Конституция Приднестровской Молдавской Республики принята на референдуме 24 декабря 1995 году.

Нагорный Карабах. Нагорно-Карабахская автономная область существовала в составе Азербайджанской ССР вплоть до 1991 года, когда эта автономия была упразднена. 2 сентября 1991 на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР было провозглашено о создании Нагорно-Карабахской Республики. 10 декабря 1991 был проведён референдум о статусе Нагорно-Карабахской Республики, большинство из участников которого высказались за её независимость. 6 января 1992 Верховный Совет Нагорно-Карабахской Республики принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». Между армянским и азербайджанским населением начался конфликт, который сопровождался этническими чистками с обеих сторон. В ответ на применение насилия в отношении этнических армян вооруженные силы Республики Армения в 1991 году вошли на территорию Нагорно-Карабахской автономной области, а также полностью либо частично на 7 прилегающих районов Азербайджана (включая территорию между Нагорно-Карабахской автономной областью и Арменией, которую называют «Лачинский коридор»). С 1991 по 1994 годы войска Армении вели ожесточенные бои с вооруженными силами Азербайджана. При этом в настоящий момент под контролем армии Азербайджана до сих пор находятся незначительные части территории Мардакертского и Мартунинского районов бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, а также весь Шаумяновский район бывшей Азербайджанской ССР. 10 декабря 2006 года была принята Конституция Нагорно-Карабахской Республики. В настоящий момент независимость Нагорного Карабаха признана только Арменией.

Самопровозглашенные республики создали СНГ – Содружество Непризнанных Государств, ассоциированным членом которого является также Гагаузия (автономия в Молдове). Но международное сообщество (ООН, ОБСЕ, Европейский Союз) отказывается признавать их независимость указывая на процесс вмешательства в процесс самоопределения их народов извне со стороны России (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье) и Армении (Нагорный Карабах). С одной стороны, история кровопролитных конфликтов указывает на невозможность сохранения самопровозглашенных республик в составе зарубежных стран-участников СНГ. С другой стороны, территориальная целостность стран СНГ основывается на нормах конституций этих республик и международного права (Устав ООН 1945 года, Декларация ООН о принципах международного права 1970 года, Устав СНГ 1993 года, Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ 1994 года и т. д.). Согласно Федеральному закону «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» является невозможным присоединение к России части иностранного государства без согласия самого этого государства. Но после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии их объединение с Российской Федерацией стало возможным. Однако представляется, что Российская Федерация не должна включать в свой состав непризнанные республики, т. к. такие действия являются аннексией территорий суверенных государств-участников СНГ, границы которых Россия сама признала после распада СССР, а также нарушением норм международного права, принятых ООН и в рамках сотрудничества СНГ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: