НЕТ ГУРУ, НЕТ МЕТОДА, НЕТ УЧИТЕЛЯ 5 глава




Пробуждение, или просветление, называют еще «Ре­ализацией Я», потому как речь идет о реализации пони­мания, кем или чем на самом деле является Я. Это пони­мание того, кем являюсь «я» и кем не являюсь. Самая суть пробуждения заключается в постижении, что про­буждаться некому, что не существует индивидуума, не существует индивидуумов. Я — Все, Что Есть, нет ниче­го, чем бы Оно не являлось. «Сознание — все, что есть». Индивидуальное «я», кажущееся отдельной сущностью, творцом или «деятелем» чего-либо, представляет собой главную иллюзию, основное «помрачение», из которого выводит просветление.

«С точки зрения бесконечности очевидно, что ин­дивидуального "я" вообще не существует. Пред­ставление о том, что мы обладаем "я", все контро­лирующее, выносящее суждения или выступающее деятелем наших действий, абсурдно. Индивидуаль­ное "я" — не что иное, как идея о том, кто мы есть. Все идеи — это только идеи, не более того». (Сюзан Сигал)

Таким образом все вопросы о природе и жизнедея­тельности этого абсолютно мифического зверя, называ­емого «я», оказываются бессмысленными. К примеру, простой вопрос «Что ты делаешь?» может быть встречен лишь смехом и покачиванием головы, если только спра­шивающий не покажется достаточно открытым для подлинного ответа: «Делаю? Я? "Меня", который что-то "делает", нет и никогда не было. Трудно не понять, что точно так же нет "вас", "делающих" "что"-либо, как и нет тех "вещей", которые "нам" необходимо сделать». Есть только Сознание, текущее, струящееся через эти инст­рументы таким образом, что, в соответствии с совер­шенным развертыванием тотальности, восприятию оно предстает в качестве разумных индивидуальных сущно­стей, автономно совершающих действия, хотя на самом деле это не так. Нет индивидуума, сущности, отдельно­го «я», которое может что-то делать или чем-то быть, в том числе быть пробужденным или просветленным.

Возможно, иногда случается так, что на сатсанге или в приватной беседе истинный джняни считает нужным признаться, что полное Понимание прошло через него. Однако, вопреки исполненному благих намерений ав­тору веб-сайта, если «кто»-то заявляет своим слушате­лям о собственном просветлении, то, скорее всего, это неправда, поскольку если бы это было правдой, то он или она понимали бы, что подобное утверждение в са­мой своей основе содержит внутреннее противоречие.

Кто? Кто просветлен, болван? Если бы ты был тем, кем, по твоим заверениям, ты являешься, ты бы не нес этот вздор!

Это несколько похоже на вездесущий слоган Нью Эйджа: «Мы все есть одно». Конечно же, он преследует благие цели, но со всей очевидностью противоречит сам себе: разве никто не замечает, что если есть «мы», то нет «одного» (а есть множество), и если на самом деле все, что есть, есть «одно», то никаким образом не может быть «нас»? Схожим образом обособление «себя» в качестве индивидуальной просветленной сущности, отличной от «других», коих как таковых не. существует, только де­монстрирует глубину сновидческого состояния. Когда есть Понимание, то никоим образом не может быть «ме­ня», чтобы утверждать это.

Духовные искатели крайне озабочены темой пробуж­дения или просветления. Множество размышлений и разговоров вращается вокруг вопросов о том, кто из учителей или писателей просветлен, а кто — нет; «полу­чил» ли просветление кто-то из продвинутых учеников или еще нет; или даже о том, насколько ты сам близок к пробуждению. Вся эта озабоченность, как и весь пред­мет в целом, в свете произошедшего теряет всякую зна­чимость: все, что есть, есть Сознание, функциониру­ющее внутри и в качестве этих кажущихся форм. Какие могут быть вопросы о кажущихся формах, что-то дела­ющих, получающих или становящихся чем-либо? Все это случается в Сознании. Что случается, случается. Какое сновидческое событие с какой именно из кажущихся форм происходит — не имеет никакого значения. Кого это волнует?

Все это составляет часть тайны просветления, лежа­щей за пределами времени, но пусть вас это не пугает: это всегда было и будет открытой тайной, истиной, по­стоянно доступной всем. Как снова и снова повторял мудрец Хуанбо: «Это прямо перед вами!» Дело в том, что истинное осознавание, истинное Понимание невоз­можно подделать. Свет окончательного Понимания, даже если он проходит и выражает себя через самый без­грамотный, неотесанный организм тела-ума, делает са­мое эрудированное и тончайшее интеллектуальное по­нимание учения всего лишь невежественным бормота­нием в сновидении. Мудрецы демонстрировали это на протяжении веков, от Хуйнэна в Китае пятого столетия до Нисаргадатты Махараджа в двадцатом веке в Бомбее.

С другой стороны, существуют и такие, которые про­шли через трансформирующее мистическое пережива­ние Единственности и, ко всему прочему, обладают вну­шительной интеллектуальной хваткой учения вместе с личностной харизмой и склонностью к обучению дру­гих. Они способны собрать вокруг себя множество по­следователей и добиться немалых успехов в бизнесе гу­ру. Когда слепой ведет слепого, никто из последователей не может увидеть, что сам ведущий держит белую трость слепца. Но для истинно пробужденных такой учитель моментально выдает себя с головой всякий раз, когда открывает рот.

Пробуждение не является опытом или познанием. Познание суть только покров на Знании, и в этом каче­стве оно крайне чревато заблуждениями. Истинное про­буждение есть знание и видение, выходящее за пределы любого познания и любого опыта; Что Есть — есть, и оно не может быть опровергнуто, в то время как те, кто все еще пребывает во сне, могут только гадать и прики­дывать.

Подобно множеству вещей, появившихся до того, и множеству преходящих увлечений, которые еще будут, адвайта и учения о недвойственности, существовав­шие от начала «человеческой истории», с недавнего вре­мени стали с жадностью поглощаться Машиной Амери­канской Мечты, выходя с противоположного конца в более аппетитном виде, соответствующем переваривательным способностям современных западных сновидческих персонажей, но с трудом узнаваемом теми не­многими, через кого на протяжении веков проходило это невыразимое, для кого «щелчок» при смещении фо­куса, этот сдвиг точки восприятия оказался столь абсо­лютным, что теперь есть только Понимание, есть зна­ние, что нет никого, с кем мог бы произойти сдвиг; что нет никого, кто мог бы знать, что нет никого, с кем мог бы произойти сдвиг, кто мог бы пробудиться.

В «Бхагавад Гите» Кришна говорит Арджуне, что сре­ди всех людей на земле «из многих тысяч, может быть, один ищет Меня, а из тех тысяч ищущих едва ли один реализовал Мою истинную природу». Если трактовать этот отрывок писания буквально, то попытка математи­чески подсчитать количество «просветленных» в мире, приходящихся на какую-нибудь единицу времени, ока­жется весьма проблематичной. Кришна обратил на это внимание, но я сомневаюсь, что он имел в виду какой-то подсчет числа индивидуумов. Тем не менее это пока­зывает, что в традиции хорошо известно, насколько ред­ко случается истинное просветление.

Кен Уилбер делает попытку затронуть ту же тему в «Одном Вкусе». Он описывает, как однажды спросил китайского учителя чань (дзэн), сколько истинно про­светленных мастеров прошло за всю историю, на что последовал немедленный ответ: «Возможно, всего одна тысяча». Если ради интереса предположить, что за тот же период времени только одних китайцев можно на­считать около миллиарда, то тогда тысяча относится к миллиарду — да: как 0,0000001 процента всего населе­ния. Опять-таки, если понимать цифры буквально, то можно упустить главное. В них есть большая доля здра­вого смысла, безотносительно к реально существующим процентам, которую можно расценивать как составля­ющую вечной мудрости:

«И это безошибочно означает, что все остальное население было (и остается) вовлечено в лучшем случае в различные виды горизонтальной, транслятивной, просто узаконенной религии… магиче­ские практики, мифические верования, эгоистическую просительную молитву… в то, чтобы придать смысл отдельному "я"…

Так что, никоим образом не умаляя поистине по­трясающий вклад блистательной восточной тра­диции, можно сказать без обиняков: радикальная трансформирующая духовность — крайне редкое явление, на всем протяжении истории и повсеме­стно в мире. (Для Запада эти цифры выглядят еще более удручающе. Мне нечего больше добавить)». (Кен Уилбер)

Для современного западного восприятия подобное неприемлемо: это кажется слишком элитарным, экс­клюзивным, политически абсолютно некорректным. Освобождение, просветление должно быть доступно каждому, кто приложит усилие, а не являться призом, произвольно выигранным в некой божественной лоте­рее. Кроме того, это не продастся: никто не захочет ку­пить билет, если шансы на выигрыш равны одному на несколько миллионов.

Поэтому, в версии Машины Американской Мечты (которая, кстати говоря, не ограничивается Америкой) в определение просветления внесены изменения, дабы оно включало в себя любого, кто прошел через опыт прозрения. Теперь мы имеем «упрощенное пробужде­ние», при котором вы можете называть себя пробужден­ным, с удовольствием оставаясь крепко спящим, и такая картина повсеместна.

Результатом этого стало своего рода палаточное дви­жение возрождение сатсанга. Согласно многим учите­лям, проводящим выездную сессию гуру, пробуждение случается, куда бы они ни направлялись, причем с людьми, совсем такими, как вы, и это — следующая ве­ликая волна в эволюции человечества к следующему уровню космического сознания. Где мы уже это слы­шали?

Везде и обо всем. Это происходит по всему земному шару: «божественный гипноз», заставляющий обманы­ваться и продолжать спать, пытаясь одновременно до­биться индивидуального и коллективного освобожде­ния, личного и группового просветления, в то время как единственная правда абсолютно внеперсональна и мо­жет быть найдена только путем полного уничтожения иллюзорной индивидуальности.

 

«Если гуру говорит: "Я просветлен", это означает, что просветлено эго, так что держитесь подальше. Западные учителя, говорящие так, являются про­поведниками и пишут книги, чтобы только загру­зить ищущих еще большим количеством макула­туры и еще больше денег — в собственные карма­ны. Они привлекают так много учеников, но в эру Кали Юги[5] именно обман притяги­вает толпы. Истина и истинные гуру игнорируют­ся. Истину хранят только честные, и за честными никто не следует. Следуют лишь за обманщиками». (X. В. Л. Пунджа)

 

Множество учителей на своей выездной палаточной сессии возрожденцев сатсанга говорят о просветлении как о следующем великом шаге в эволюции человечест­ва, и это очень увлекательно, потому как шаг этот про­исходит уже сейчас, с гораздо большим количеством пробуждающихся, чем когда-либо за всю человеческую историю.

Подобного рода веши говорят лишь о путаном, огра­ниченном сном мышлении. Просветление не имеет ничего общего с поворотными моментами истории, с большим количеством пробужденных людей. Оно не имеет ничего общего с эволюцией. Как замечает Джед МакКенна, «если уж на то пошло, просветление есть крушение эволюции». Эволюция — абсолютно дуалисти­ческая концепция. Индивидуумы вместе со всей расой растут, меняются, развиваются и со временем становят­ся лучше: это описания дуализма; того, как оперирует дуализм. Эволюция означает изменение относительных объектов. Просветление есть прямая ей противополож­ность и означает реализацию Истины, абсолютной субъективности, которая неизменяема.

Вся концепция эволюции предполагает существова­ние отделенных индивидуальных сущностей, коллек­тивного вида или «расы» таких сущностей и их экзис­тенцию в нечто таком, что называется «временем». Она также включает целый набор оценочных суждений о том, в каком состоянии находится человечество в насто­ящий момент и в каком направлении ему следует дви­гаться.

Такое видение вещей и видение после истинного пробуждения, или Постижения, — взаимоисключающи. Когда происходит пробуждение, весь контекст, содер­жащий индивидуальности, расу, время и оценочные суждения, предстает как иллюзия, сон. Пробуждение, просветление означает внезапный выход из состояния, в котором эволюция имеет какой-то смысл.

 

«Все, что подразумевает длительность, очеред­ность, переход от стадии к стадии, не может быть Реальностью. В Реальности не существует про­гресса; она окончательна, совершенна, безотно­сительна. Реальность не является результатом процесса; это взрыв». (Нисаргадатта Махарадж)

 

Кто-то, возможно, Роберт Адамc, однажды предло­жил устроить Великое Собрание Пробужденных и немедленно дисквалифицировать любого, кто явится. (По иронии, теперь такие собрания проводятся ежегодно. Большинство хорошо известных учителей, опублико­вавших свои книги и объездивших мир с сатсангами, присутствуют на них и устраивают презентации. По почте я получаю флаеры на них.)

На самом деле, только что по почте я получил кое-что еще: препубликационное уведомление о новой книге популярного духовного учителя, представленной слоганом о том, что в этот основной момент в «нашей человеческой истории» глубочайшая истина, которая когда-то была доступна лишь «очень немногим», теперь доступна вам; с настоятельным советом приобрести не один, а несколько экземпляров — «чтобы поддержать интерес масс-медиа!»

Мягко говоря, меня потрясает, что сообщество ду­ховных искателей, по всей видимости, считает приемле­мыми такого рода веши, исходящие от ведущего учите­ля и издательства, занимающегося публикациями на ис­ключительно духовные темы. Реклама внедорожников или отдыха на Карибах использует те же эмоциональные приманки, но обычно пытается быть убедительной с большей честностью! Откровенно ложная, манипулиру­ющая, эксплуатирующая идеи чушь. И возможно даже, что на каком-то уровне идея, стоящая за этим, весьма благая; кто-то действительно думает, что он просветлен, и собирается спасти мир, пробудив «больше людей, чем когда-либо!».

Вспомните Уилбера, который определил истинное пробуждение как «крайне редкое явление, на всем про­тяжении истории и повсеместно в мире». Конечно, нет ничего дурного в том, чтобы пытаться помочь людям, но обратите внимание: когда индивидуумам говорят, что они столь уникальны, что выиграли главный приз и те­перь могут стать «просветленными существами», — ког­да по-прежнему остается «существо», «я», чтобы в нем увязнуть, — то, в конце концов, это не помогает ни им, ни кому бы то ни было еще. Да, существует страдание, но подобные действия лишь используют страдание в собственных интересах и в конечном счете только при­умножают его, а не прекращают. Всегда найдется кто-нибудь, кто будет говорить или делать подобного рода вещи. Но, по крайней мере, ведущие духовные учителя уж должны понимать, что к чему.

Но они не понимают. Слепой ведет слепого, и никто не видит разницы. Пожалуйста, послушайте, дорогие мои: все это множество страданий увековечивает вера в этот бред. Не существует пробужденных существ. Их никогда не существовало. Пробуждение не случается с людьми вроде вас или с людьми вроде меня, потому как пробуждение не случается ни с кем. Никого нет дома. Некому пробуждаться. Считать себя пробужденным, или рассматривать возможность собственного пробуж­дения, или считать пробужденным своего учителя, или верить, что, на худой конец, где-нибудь в гималайской пещере обитает хотя бы один пробужденный, называет­ся спать. Пробуждение означает внезапный выход из состояния, в котором пробуждение имеет какое-то зна­чение.

 

ПУТАНИЦА УМА

 

«Ваше видение станет ясным,

Когда вы заглянете в собственное сердце.

Тот, кто смотрит наружу, — спит.

Кто смотрит вовнутрь — пробуждается».

Карл Юнг

 

«Слепой, ведущий слепого» — это было бы смешно, если бы не было так трагично: это было бы трагично, если бы не было столь чертовски смешно. Кто-то появ­ляется и заявляет, что «достиг полного просветления». (Оно до забавного многословно, это выражение; а какой еще бывает вид? Полу-полный?) Однако как, черт возь­ми, могут, условно говоря, 99,9999999 процента населе­ния, состоящего из блуждающих во сне персонажей, оценить подобное заявление? Откуда им знать? Но, по­хоже, этот вопрос никому не приходит в голову. Значи­тельное число людей так или иначе с радостью готово поверить в него.

Если, как утверждают учителя, только джняни спосо­бен распознать другого джняни; если только реализация, произошедшая в одном случае, может распознать реали­зацию, произошедшую в другом, то фактически кто угодно может объявить себя реализованным, оставшись неуличенным в обмане, — если только ему удастся избе­жать встречи с 0,000001 процента тех, кого не прове­дешь. Что не так уж и сложно. И когда их наберется до­статочное количество, этих претендующих на реализацию, то они смогут уполномочивать и сертифицировать друг друга, а ту радикально отличающуюся от них одну миллионную процента, через кого действительно про­исходит видение того, Что Есть, записать в маргиналы со странностями. Таким образом вы получите самодостаточную, самоувековеченную систему большинства, пропитанную фальшью и ничем не отличающуюся от любой другой сновидческой деятельности, и в которой мало кто способен распознать подделку. Одной милли­онной процента это безразлично: все это — смешной сон! Зачем вмешиваться там, где все работает безупреч­но? Однако для тех, кто отождествляет себя с персона­жами, бродящими в сновидении и страдающими в по­пытке найти в нем какой-то смысл, такое положение дел действительно трагично.

А вот и забавная часть. Вообразите себе конферен­цию, на которой собрались ведущие мировые эксперты в области человеческой сексуальности. Один за другим эти доктора, специалисты по поведению человека и психологи-исследователи поднимаются на кафедру, чтобы читать ученые доклады на предмет оргазма. По мере продолжения конференции становится ясно, что ни один из этих экспертов, собственно, сам ни разу не испытал оргазм: все это не более чем интеллектуальщина. «После долгих лет напряженных поисков и раз­личных видов аскетизма могу сообщить вам, что нако­нец-то достиг полного оргазма. И подтвердить то, о чем толкуют все древние тексты: самая суть оргазма заклю­чается в покраснении лица и стонах, после чего вы ста­новитесь совершенным человеком, и все считают, что вы прекрасны».

Ха! Однако постойте: никто из присутствующих то­же ни разу не испытал оргазм, гак откуда же им знать, что докладчики несут чушь? В конце концов, этих спе­циалистов представляют как «экспертов», чью экспертность другие «эксперты» подтвердили сертификатами, и их речи, безусловно, звучат впечатляюще, так что… должно быть, они правы! Поэтому все задают вопросы и делают заметки. А позже все они записываются на про­двинутый семинар, где, как им обещают, они тоже (за несколько сотен долларов) смогут овладеть практиками, необходимыми для покраснения в лице и стонов, и, та­ким образом, пополнить ряды тех, у кого уже есть серти­фикат по достижению полного оргазма и превращению в совершенных и чудесных людей.

Среди тысяч присутствующих на конференции нахо­дятся всего два человека, в самом конце зала, не облада­ющие вообще никакой ученой степенью, но имеющие знания совсем иного рода; они смотрят друг на друга, смеются и выходят.

Во всем этом деле с пробуждением полно путаницы ума, поэтому было бы полезно провести здесь некоторое различие. Многие духовные искатели и многие духов­ные учителя говорят о том, что у них был «опыт пробуж­дения». Они прошли через мощное переживание Един­ственности, сути (или даже через несколько таких пере­живаний), и, как результат, отныне все, включая их самих, выглядит иначе, в новом свете. С одной стороны, лучше всего это выражает сравнение с пробуждением. Эта аналогия в любом случае не является эксклюзив­ной, то есть если именно это каждое утро проделывают все — пробуждаются, то почему бы не использовать ее, говоря об опыте обновления?

С другой стороны, такого рода пробуждение не име­ет абсолютно ничего общего с тем, о чем здесь идет речь как о пробуждении. Факт того, что это называют «пере­живанием пробуждения» или «последовательностью пе­реживаний пробуждения», говорит сам за себя: одно пе­реживание среди множества других. Воздействие таких переживаний может быть непродолжительным, а может и длиться значительное время, иногда годами, пока по­степенно не исчезнет. Затем, если вам повезет, будет еще одно переживание. Это глубокий, замечательный опыт, навсегда все меняющий. Он истинно прекрасен; на са­мом деле, это самое глубокое и значимое, что только может пережить человек. Это то, что называется мисти­ческим опытом, с которым приходит мистическое знание.

Но это по-прежнему сновидческий опыт, пережива­емый сновидческим персонажем. Подобного рода про­буждение означает, что сновидческий персонаж прохо­дит во сне через опыт пробуждения относительно предыдущего уровня его осознанности в сновидении. Однако все, что может случиться со сновидческим персо­нажем, случается во сне и остается сновидческим собы­тием. Это по-прежнему часть «всего» — всего того, чего не существует. Не о том идет речь здесь, не это имели в виду мудрецы, говоря о пробуждении. То пробуждение, которое подразумевают мудрецы, не является частью «всего». Оно есть конец всего. Это не опыт, и это не по­знание. Это не переживание пробуждения, это Оно. Не относительность, а Абсолют. Это Все, Что Есть. Это оз­начает, что сновидение, включая сновидческие персо­нажи, через которых оно происходит, становится види­мым насквозь и как таковое прекращает свое существо­вание; становится ясно, что его никогда не было.

Истинное пробуждение есть окончательное уничто­жение ощущения отдельного «я». О каком окончатель­ном уничтожении может идти речь, если оно случается каждые выходные или каждые три года? Звучит так, словно еще осталось, от чего освобождаться. Если окон­чательное освобождение ото всякого ощущения отдель­ного «я» однажды случилось, то от кого еще можно окончательно освобождаться в очередной раз? Да, вполне очевидно, что то, о чем твердят эти учителя, отличается от того, о чем идет речь здесь и что учителя называют «завершенным», «окончательным», «полным». «Уводя­щим за пределы пределов».

 

Можно сказать, что этот «конец всего» является кон­цом всего, чего не существует. Поэтому, когда происхо­дит пробуждение, говорится, что ничего не случилось. В сновидении нет великого опыта, в нем невозможно обрести великое знание, в нем ничего не происходит, так как все происходящее — сон.

Те, кто пытается продать «упрощенное пробужде­ние», скажут вам, что при этом происходит нечто пре­красное. Истинный учитель скажет, что не происходит вообще ничего. Происходит выход из происходящего, выход из фантазии о том, что с кем-то происходит что-то. В этом смысл замечания Уэйна Ликермэна: если вы хотите драматичных, прекрасных, глубоких пережива­ний, оставайтесь в сновидении; когда происходит про­буждение, все становится очень обыденным.

Некоторые учителя, такие, как Рамеш, уходят от этой путаницы, сводя использование языка пробуждения до минимума, если вообще пользуются им, и обозначая ко­нец всего, как «Понимание». Разумеется, это вносит но­вую потенциальную путаницу, поскольку люди думают, что это имеет какое-то отношение к пониманию чего-то, что совсем не так.

И конечно же, вся эта путаница сама по себе просто часть совершенного развертывания тотальности в Со­знании.

Похоже, непонимание чаще всего происходит из-за недооценки. При чтении первоисточников, рассказыва­ющих о полном уничтожении «я», большинство читате­лей вполне вправе подумать, что смысла в них не много: в конце концов, «просветленный учитель» продолжает жить и учить и, разумеется, выглядит как отдельное «я». Современному критическому чутью положено не дове­рять этим свидетельствам как фантастической агиогра­фии (церковно-житийная литература. — Прим. ред.), или благочестивым приукрашиваниям, или своего рода ал­легории. В любом случае в настоящее время невозможно найти того, кто бы соответствовал этим описаниям. Отсюда возникает недооценка: пробуждение скорее всего не может быть настолько редким, настолько странным.

Короче, истории о пробуждении, рассказанные учи­телями, попросту не соответствуют тому, что считается истинным и подлинным, ценным и полезным для того, чтобы превратить мир в более совершенное и просвет­ленное место. Таким образом, тексты, дающие возмож­ность осмыслить сновидение как сновидение, получают новую интерпретацию в свете «нашего знания» — внут­ри сновидения! Разумеется, мышление подобного рода не в силах ухватить суть того, что до него пытаются до­нести, и еще сильнее погружается в сон.

В духовных кругах огромная ценность придается персональному росту, личностному совершенствова­нию, тому, чтобы стать лучше, осознаннее и обучить других, чтобы они тоже стали лучше и сделали мир бо­лее совершенным и просветленным местом. Надежда на лучшее будущее, вера в восходящую духовную эволю­цию, увлекающую за собой все человечество, сродни ве­ре в то, что что-то происходит неправильно и требует вмешательства. Она кажется встроенной в человеческий механизм, но на самом деле является устройством, с помощью которого оперирует «божественный гипноз», сообщая сновидческим персонажам ощущение мотиви­рованности и занятости. Эта вера — иллюзия, и именно она порождает страдание.

В Истине, в Абсолюте, во Всем, Что Есть, не сущест­вует эволюции, прогресса, совершенствования, станов­ления. Все есть, как оно есть. Представление о том, что мир пребывает в неважной форме, что настоящий мо­мент истории поворотный и требует совершения како­го-то действия, старо, как и сам человеческий ум. Ему всегда мерещилось подобное, на любом этапе «челове­ческой истории». На самом деле, все находится в идеальном балансе; мир никогда не становится лучше или хуже, хотя мнимым индивидуализированным ин­струментам может так не казаться.

Учителя, то и дело обращающиеся к этому лейтмоти­ву сновидения, тем самым взывая к надеждам и мечтам эго с целью популяризировать собственные идеи, вво­дят в заблуждение как других, так и самих себя, и не спо­собны заглянуть за пределы сна.

Эта вера в непрерывную эволюцию, сон о становле­нии лучше, нацеленность на совершенствование себя, других, общества и всего мира: все это, конечно, по лю­бым меркам более чем благородные убеждения и уст­ремления. Наши культуры считают их идеалом и верят, что именно эти возвышенные цели не дают человече­ской расе скатиться и погрязнуть в хаосе. И, конечно же, сам «божественный гипноз» поддерживает на плаву данные убеждения, потому как без них сновидение не смогло бы продолжаться.

Но как заметил буддийский учитель Чогьям Трунгла Римпоче:

 

«Просветление есть великое и окончательное ра­зочарование, исчезновение всех наших эгоистических фантазий и великих надежд».

 

Это истинное видение, и оно никогда не будет хоро­шо продаваться в возрожденческих палатках. То, о чем здесь идет речь, не представляет собой политически корректного послания или хотя бы духовно корректно­го. Оно не приносит утешения и никогда, ни в одной культуре не приобретет популярности. Это только исти­на — насколько ее возможно выразить словами. Все есть, как оно есть.

Эго стремится к чувству удовлетворения, и если про­буждение пытаются сбыть как отвечающее этим по­требностям, значит предлагаемое — подделка. Истин­ное пробуждение есть пробуждение к полному уничтожению, исчезновению того, что стремится к удовле­творению.

 

«Трансформирующая духовность, подлинная ду­ховность революционна. Она не приводит к со­гласию с миром — она разрушает мир; она не уте­шает мир — она разбивает его вдребезги. И она не меняет сущность эго — она уничтожает его». (Кен Уилбер)

 

И, конечно же, как вы уже, быть может, успели дога­даться, потрясающая, щемящая красота в том, что в этом полном уничтожении всякое страстное желание, голод и жажда, которые когда-либо испытывал какой-либо аппарат ум-тело, растворяются, приходят к завер­шению, получают исцеление и навеки утрачивают свою значимость. Эго стремится к чувству удовлетворения, но то, что Постигается в момент полного уничтожения, столь огромно, что ни один ум, ни одно эго, ни одно сердце не в силах удержать это. Человечество понятия не имеет, что такое истинное удовлетворение.

 

 

Пять

 

Приятие

безгранично;

и оно начинается

здесь,

в твоем сердце.

Приятие всего,

Что бы ни возникало.

 

И СНОВА О САМООТДАВАНИИ

 

«Что бы ни происходило, каким бы ни было

то, что есть, это то, что хочу я.

Только это. Ничего, кроме этого».

Галуэй Киннелл

 

«Чтобы полюбить земное,

необходимо познать его.

Чтобы познать божественное,

необходимо полюбить его».

Блез Паскаль

 

Давайте с самого начала расставим все точки над «и» Очень возможна такая проблема: в определенный мо­мент смысл полного уничтожения, этого абсолютного отказа от чувства индивидуального «я», начнет доходить до вашего сознания, и вы заподозрите, что то, о чем здесь идет речь, несовместимо с продолжением всего то­го, что привычно вам, с жизнью, какой вы ее знаете. Возникнет вопрос: действительно ли необходимо пол­ностью умереть, отказаться от всего? Разве не возможен несколько более умеренный, менее радикальный способ действия, нельзя ли найти некий серединный путь, ко­торый не требует отказа от этой жизни и от себя как ин­дивидуума?

И многие учителя, скорее даже большинство, при­мутся утешать вас, приговаривая: «Конечно, можно. Все эти разговоры о полном уничтожении метафоричны. Просветление можно получить, даже продолжая при­вычную жизнь. Важно относиться с уважением к тому, кем вы являетесь; отрицание этого означает … негатив­ный подход». Другие учителя пойдут несколько дальше и скажут вам: «Значение имеет не умирание, не самоотдавание, а только ваше чувство привязанности. Умира­ние — хорошо, неумирание — хорошо. Разве умирание или неумирание не хороши для вас одинаковым обра­зом?» И если вы сможете ответить: «Конечно: отказать­ся от себя или не отказаться — кого это волнует?», тогда никакого самоотдавания вам больше не потребуется.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: