Организация смазочного хозяйства предприятия
Одно из важных условий эффективной эксплуатации и квалифицированного ухода за оборудованием — рационально организованное смазочное хозяйство.
Организация использования и хранения смазочных материалов при эксплуатации бурового и нефтепромыслового оборудования включает:
учет оборудования, подлежащего смазке; определение потребности в смазочных материалах; правильное хранение смазочных материалов и соблюдение правил пожарной безопасности;
прием и выдачу смазочных материалов в соответствии с требованиями специальных инструкций;
соблюдение графика смазки оборудования; обеспечение рабочих мест смазочным материалом; проведение лабораторных анализов смазочных материалов; регенерацию отработанных масел;
подбор, расстановку и использование штатов работников смазочного хозяйства.
Горюче-смазочные материалы (ГСМ) с баз к месту потребления доставляют в централизованном порядке. Во время приема на базах необходимо проверить наличие пломб на цистернах и паспорта на каждый сорт ГСМ; в паспорте должны быть указаны дата проведения полного анализа и его результаты.
При отсутствии пломб, паспортов, поступлении некачественных ГСМ необходимо отправлять пробы в Центральную научно-исследовательскую лабораторию (ЦНИЛ). Применять эти ГСМ до проведения полного анализа запрещается. Для слива некондиционных ГСМ на базах предусматриваются запасные емкости.
Состояние складских помещений, организация приема, хранения и отпуска смазочных материалов являются важным звеном в смазочном хозяйстве каждого предприятия.
Уровень организации смазочного хозяйства каждого предприятия характеризуют следующие факторы:
|
соблюдение технологической дисциплины в обслуживании оборудования (своевременная смазка оборудования, смена масла и др.);
наличие инвентаря для смазывания оборудования; своевременное обслуживание машин смазкой (не допускается применение одного сорта масла вместо другого, заправка маслом, не пропущенным через сетку, и др.);
правильный учет расхода смазочных продуктов и др.
На предприятиях (в организациях) нефтегазодобывающей промышленности в целях сокращения перевозок практикуется хранение смазочных материалов непосредственно на месте смазки в установленных на прицепы емкостях.
Сбор отработанных масел и их регенерация
Смазка при работе механизма постепенно загрязняется, окисляется и теряет свои смазочные свойства, а попавшие в нее твердые частицы способствуют прогрессивному износу трущихся поверхностей зубчатых передач и подшипников качения.
Во время эксплуатации подшипники перегреваются, и механизм приходится останавливать. Все это преждевременно выводит механизм из строя.
Смазочное масло, находясь в двигателе в течение определенного времени, изменяет свои физико-химические свойства и теряет смазочную способность.
Старение смазочных материалов в процессе работы сопровождается изменением их физико-химических свойств под влиянием высоких температур и кислорода воздуха, при каталитическом ускоряющем действии металлов, их сплавов и продуктов износа (особенно цветных металлов).
Интенсивное и глубокое окисление смазочных материалов, протекающее обычно при температурах выше 70 °С, приводит к образованию уже в начальной стадии старения низкомолекулярных водорастворимых кислот, вызывающих коррозию металлических поверхностей, трудноудаляемых смолистых осадков, нерастворимых в масле соединений, отлагающихся в картерах, на клапанах, поршневых кольцах и других деталях машин и механизмов.
|
Масла, проработавшие установленный срок и утратившие первоначальные качественные показатели, считаются отработанными, и их сливают из системы смазки. Сбор отработанных масел производят бригады смазчиков. Отработанные масла сдаются на базы ГСМ, а затем на специализированные предприятия по регенерации масел. Сдача отработанных масел на регенерацию и прием регенерированных масел должны оформляться так же, как и для свежих масел. Количество емкостей должно соответствовать количеству сортов собираемых масел, подлежащих раздельной регенерации. Разрешается собирать в одну емкость все сорта веретенных масел; машинные очищенные и выщелоченные, близкие по вязкости масла; отработанные масла, имеющие одинаковую основу.
Хорошо организованный сбор и регенерация отработанных масел имеют большое народнохозяйственное значение.
Процесс регенерации состоит из следующих операций: обработки масла отбеливающей глиной и водой для создания водомасляной эмульсии;
отделения воды и топлива от масла (предварительно подогретого в печи до 250—300 °С) в испарителе с разрежением 13,3—20 кПа, в котором происходит также дополнительное контактирование масла с отбеливающей глиной;
|
фильтрации масла и смешения регенерированного масла с присадкой ВНИИ НП-360 (ГОСТ 9899—78).
На каждом предприятии необходимо обеспечить сбор отработанного масла и отправку его в сборные пункты для последующей регенерации. При правильной организации сбора и регенерации отработанных масел расход свежих масел сокраща-
Таблица 1
Смазочные материалы, применяемые в нефтяной промышленности
ется на 15—20 % при значительной экономии материальных средств.
Обязательный сбор отработанных масел всеми потребителями регламентирован соответствующими документами.
Рекомендации по смазке оборудования
Смазочные материалы широко применяются в нефтегазодобывающей промышленности.
Виды и марки смазок для оборудования, поступающего на предприятия, обычно указываются в документации завода-из- готовителя.
Смазочные материалы, применяемые в нефтяной промышленности, приведены в табл. 1.
Разрешается замена смазочных материалов, близких по химическому составу, по согласованию с Управлением главного механика и заводом-изготовителем.
Применение нерекомендованных сортов смазки снижает к. п. д. оборудования и повышает расход энергии; возможен также преждевременный выход агрегатов из строя.
Смазка — это важнейшая операция при эксплуатации оборудования. Тара, в которой содержатся масла и смазки, должна быть чистой. Следует исключить попадание влаги и пыли.
Запрещается хранить горючие и смазочные материалы в открытых емкостях, а также в помещениях, где работает оборудование. В зимний период нельзя подогревать горюче-смазочные материалы открытым пламенем. Заправочные средства должны содержаться в исправном состоянии. Для смазки надо пользоваться принадлежностями, поставляемыми с буровой установкой. Жидкое масло заливают через воронку с фильтрующей сеткой, густую смазку подают специальными приспособлениями. Топливо, масла и смазки, срок действия которых истек, заменяют. Если оборудование не было в работе более 3 мес., смазку заменяют полностью.
Рекомендации по смазке узлов и оборудования буровых установок приводятся в документации заводов-изготовителей.
Особое внимание следует обращать на своевременную смену смазки в масляных ваннах механизмов, где применяют заливную систему. Необходимо своевременно заменять топливо и масло в соответствии со сменой времени года.
Периодичность смазки бурового оборудования, работающего в районах полупустынь с сильной запыленностью, сокращается в 2 раза.
Контрольные вопросы
Назовите основные положения системы ППР.
Какие работы включает в себя техническое обслуживание оборудования?
Что такое текущий ремонт и каковы его особенности?
Что такое капитальный ремонт?
Что такое внеплановый ремонт?
Из каких технологических операций состоит процесс ремонта оборудования?
Каковы особенности индивидуального и узлового методов ремонта?
Как классифицируются смазочные материалы?