Предмет истории политико-правовых учений. Политико-правовая доктрина. Политико-правовые мысли в период зарождения государственности.
История политических и правовых учений- это процесс закономерности возникающих и развивающихся на протяжении истории человеческих идей, учений о государстве и праве.
Предмет ИППУ- это идеи, мысли теоретически оформленные в доктрины, учения идеологов различных классов, социальных групп о государстве, праве, условия и факты их возникновения, развития и смены.
Политико-правовая доктрина-это система взглядов на возникновение, развитие, содержание и функции
государства и права.
Политико-правовая доктрина состоит из 3 оснований:
1) Логико-теоретическое основание (это мировоззренческая база мыслителя)
2)Основания теоретического содержания (категории и основании, которые описывают доктрину)
3) Программные положения (оценка существующего государства и права, политические цели)
Политико-правовые мысли в период зарождения государственности.
Политико-правовые взгляды в эпоху зарождения государственности:
Божественное происхождение и божественная легитимация всех существующих юридических институтов, правителей, власти, законов.
В мифах говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые после научили людей искусству управления и передали власть земным правителям.
2) Земные порядки - это часть общего, космического порядка установленные Богами. Люди не отличают себя от природы, они часть природы, их социум от нее не отделим. Космос в отличие от хаоса упорядочен, согласно мифам, усилиями богов. Земные же порядки – часть общемирового, космического порядка.
|
3) Земные законы – это отражение вечных божественных законов.
В древности изменения нарастали медленно, незаметно. Сознание человека их не улавливало, все казалось неизменным и вечным. Человек представление о справедливости и правде всегда связывал с именем Бога. Бог – гарант справедливых законов.
Политико-правовая концепция Дж. Локка. Проект конституционной монархии в учении.
Основная работа «Два трактата о правлении»
До государства люди пребывали в естественном состоянии-состоянии равенства и свободы.
Свобода распоряжаться своей личстью и и своими делами приводит к появлению собственности,она связанна с личностью и с его делами.
Причины возникновении государства:
1)Нет гарантии частной собственности и нет необратимости наказания.
2)Нет органа, который проводил бы толкование естественного права, естественного закона.
3)Нет органа, который приводил бы к исполнению.
И тогда для гарантии естественных прав и законов, люди отказались от самостоятельного их обеспечения и заключили общественное соглашение. Гарантом стало государство.
Государство-совокупность людей, соединяющихся в одно целое под эгидой и же установленного общего закона и создавшихся судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты и наказывать преступников. Оно имело право издавать законы, использовать силы общества для их применения, ведать отношениями с другими государствами.
Правитель становится тираном, так как много привилегий.
Правитель изъят из-под действия закона, а по Локку ни один человек не может быть изъят из-под действия законов этого общества.
|
Абсолютная монархия- всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав, над ней нет законов.
Для того, что бы он не превратился в тирана,нужен:
1)Единые, постоянные, обязательные законы.
2)Необходимо разделение властей.
Локк разделяет 2 власти:
1. Исполнительная власть(Кабинет; Правительство во главе с монархом) законодательной властью не обладает.
Функции Монарха:Законодательная инициатива, вето, право роспуска парламента, не может препятствовать созыву парламента.
2. Высшая з аконодательная власть(Парламент)
Требования: не должен заседать долго, иначе велик соблазн создать выгодные для себя законы.
Локк был категорически против абсолютно-монорхического устройства власти.
Он понмал,что идеальных форм не бывает и появление деспотической власти всегда возможно, и тогда народное восстание будет совершенно правомерным.
Обоснование демократической формы правления софистами.
В основе обоснования демократии лежит мысль Пратогора,согласно которому люди первоначально отличались от животного только умением пользоваться огнем. Постепенно люди овладели ремеслами, но жили порознь и гибли от диких животных. Жить вместе они не умели: едва собравшись, начинали раздоры,так как Дике(справедливость) понимали по разному.И тогда боги дали людям стыд и правду(закон),а закон это совместное установление граждан(договор). И никакое государство не устоит, если политикой будут заниматься немногие. Справедливость требует того, что в управлении государства должны участвовать все граждане.
Человек беспомощен только до образования государства. Все люди равны и государство обеспечивает причастность всех к справедливости, добродетели, мудрости политической жизни. Всему этому можно научиться.
Софисты противопоставляли писаные законы естественным. Писаные законы - искусственное изобретение, они несправедливы, от них (человеческих законов) неравенство, а не от природы. Справедливо то, что пригодно сильнейшему.
Государство обеспечивает добродельность
«Одинаковым закон не может быть,но это закон».