Языковые средства отражения логических связей в научном тексте
Задание 1. Прочитайте текст лекции
Направленность научного текста на точное и аргументированное изложение новой научной информации, его структура и композиция, реализованная, основанная на таком типе речи как рассуждение предполагают особую значимость логических текстовых связей.
Связность — это универсальное свойство любого текста, его основной признак, который проявляется в использовании специальных языковых структур, обозначающих связи между смысловыми элементами текста.
Особенно значима связность в научном тексте, так как для него очень важна строгая последовательность и тесная связь отдельных композиционных частей, предложений: каждое следующее вытекает из предыдущего. В научном тексте автор последовательно ведет читателя от этапа к этапу и структура научного текста приобретает линейный цепочный вид.
Как средства выражения этих смысловых связей в любом тексте могут использоваться разные языковые структуры:
1) лексические (разные виды лексических повторов, синонимы, антонимы, паронимы);
2) фонетические (интонация);
3) морфологические (видо-временная форма глаголов, формы лица, наклонения, использование союзов, союзных слов, местоимений);
4) синтаксические (порядок слов, вводные слова и конструкции);
5) стилистические (разные тропы, фигуры, приемы и типы выдвижения)[1].
Отметим сразу, что в научном стиле речи реализуются не все названные средства. Например, стилистические приемы здесь практически не используются.
Назовем наиболее частые способы выражения логичности изложения в научном тексте:
1) использование вводных слов, конструкций и оборотов связи:
|
- во-первых; в-третьих, итак, таким образом;
- далее отметим; остановимся на…;
- как уже отмечалось ранее…, в последующем мы вернемся к этому вопросу;
2) лексические повторы:
Для решения поставленной задачи был проведен эксперимент. Результаты эксперимента показали, что…
3) наречия в связующей функции:
- тогда; отсюда; поэтому;
4) использование местоимений в анафорической функции:
[Просторечная лексика, обладающая сниженной стилистической окраской, находится на периферии литературного языка]. В связи с этим …
5) активное использование союзов и союзных слов в предложениях:
- поэтому, следовательно, в результате, значит, ввиду этого, который, при этом.
Задание 2. В приведенной ниже таблице представлены наиболее распространенные языковые структуры, позволяющие установить логические связи в тексте. Изучите их в соответствии с типом смысловых отношений между частями текста
Средства связи в тексте.
Смысловые отношения между частями текста | Средства организации связного текста |
В тексте: | |
Ход рассуждения, порядок следования информации | во-первых, во-вторых, вначале, сначала, прежде всего, в первую очередь, впоследствии: в дальнейшем, в последующем, в заключение; |
Сопоставление и противопоставление частей информации | с одной стороны, с другой стороны, напротив, но, однако, в отличие от, зато, совершенно так же; точно так, как, таким образом, в то же время; |
Связь с предыдущей и последующей информацией; источник информации | как указывалось, как было показано, как указано выше, как отмечалось, согласно этому, в соответствии с этим; |
Оценка степени достоверности информации | разумеется, само собой разумеется, конечно, безусловно, очевидно, действительно, видимо, несомненно, вне всякого сомнения; |
Введение обобщающей информации | рассмотрим следующие случаи, приведём пример, продолжим рассмотрение, выясним соотношение. |
Обобщение, вывод, итог предыдущей информации | таким образом, итак, короче говоря, вообще говоря, следовательно, из этого следует; |
В абзаце: | |
Присоединение | а также, кроме того, при этом, вместе с тем,· сверх того, более того, кстати, между прочим; |
Иллюстрация, уточнение, выделение частного случая | например, так, например; а именно, в частности; |
В предложении: | |
Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации. | поэтому, следовательно, в результате, значит, ввиду этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим; |
Пояснение | то есть, иными словами, точнее говоря, причём, при этом |
Задание 3. Прочитайте текст. Выпишите средства связи и определите смысловые отношения.
|
Язык как знаковая система.
Точка зрения на язык как на знаковую систему была высказана известным швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром в начале XX в. Эта теория определила развитие европейского языкознания на протяжении целого века.
Но почему мы считаем, что язык — это система?
Во-первых, потому, что язык состоит из элементов — звуков, слов, предложений. Эти элементы очень разные, но они находятся между собой в особых знаковых отношениях: синтагматических и парадигматических и образуют структуру.
|
Это второй признак системности языка. Каждый язык имеет свою структуру элементов и их отношений. Например, в структуре русского языка есть грамматическая категория вида, а в структуре английского — нет. И, напротив, в структуре английской фонетики есть межзубный звук, обозначаемый буквенным сочетанием th, а в структуре русской фонетики такого звука нет.
Третий признак системности состоит в том, что изменение состава элементов и/или их отношений изменяет всю языковую систему в целом.
Но язык представляет собой знаковую систему особого типа. Что же отличает язык от других знаковых систем?
Во-первых, язык — это естественная, а не искусственная знаковая система. Эта система возникла естественным путем в процессах коммуникации, она не была создана человеком специально.
Во-вторых, язык — это саморазвивающаяся знаковая система. На протяжении всего своего существования язык изменяется, при этом нельзя сказать, что языковые изменения происходят по желанию одного человека. Язык изменяется в процессе коммуникации, чтобы людям было удобно общаться.
В-третьих, язык — это универсальная знаковая система. С помощью языка может быть описано любое явление или объект действительности, понятие, идея. Посредством этой знаковой системы может быть описана и любая другая знаковая система, например, знаковая система «Светофор» и даже более сложные системы: музыка, искусство.
В-четвертых, язык — это сложная иерархическая система. Она состоит из нескольких уровней. Каждый из уровней — это подсистема со своим набором элементов — языковыми единицами[2].