ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Специальность 030602.65
«Связи с общественностью»
для студентов дневной формы обучения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛИНГВИСТИКА И ПСИХОСЕМАНТИКА»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Составитель: канд.пс. наук, доцент А.Н. Кутейников
Утверждено на заседании кафедры
«01» сентября 2008 г., протокол № __
Зав. кафедрой _____________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА…………………………………………………..3
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………..…………………4.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫПО ТЕМАМ……………………………4
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………..5
5. ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ……………………………………6
6. ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ ……………………..……………………..………...8
ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Психолингвистика:
Современные принципы анализа высших психических функций. Функциональные системы. Речевая функциональная система. Теория динамической локализации высших психических функций и речи. Психологические и лингвистические основы теории речевой деятельности. Язык, речь, речевая деятельность. Структура речевой деятельности. Единицы и элементы речевой деятельности. Речевые действия и операции. Обязательные и факультативные функции речи. Лингвистические и паралингвистические средства речи. Речь в системе психических процессов. Речь и мышление. Модели порождения речевого высказывания. Восприятие речи как сложная перцептивная мыслительная и мнемоническая деятельность. Усвоение ребенком родного языка. Поэтапное формирование речевых способностей. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Период однословных высказываний. Освоение ребенком звукового строя речи (гласных и согласных фонем, слоговой структуры слов, интонационных конструкций). Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола. Усвоение синтаксических структур. Усвоение лексических единиц (слов и фразеологизмов). Детские речевые интонации и их лингвистические предпосылки. Овладение способами организации текста. Усвоение ребенком письменной формы речи. Метаязыковые способности ребенка.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Психолингвистика представляет собой научную дисциплину, которая находится на стыке психологии и лингвистики, и которая изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Психосемантика - раздел психологии, изучающий развитие и функционирование знаковой системы индивида.
Задачей изучения курса «Психолингвистика и психосемантика» является формирование умений распознавания, анализа и практического использования приемов мотивационного воздействия на аудиторию.
В результате освоения содержания курса: студенты должны
- Иметь представление о наиболее общих задачах, решаемых посредством применения психолингвистических и психосемантических методов;
- знать основные современные психолингвистические концепции,
- уметь анализировать степень психолингвистического воздействия на основе знания механизмов порождения и восприятия речи,
Основная цель преподавания курса – обеспечение теоретико-практическими знаниями и умениями слушателей через усвоение ими общих основ знаний в области психолингвистики и психосемантики, необходимых для овладения навыками самостоятельного анализа различного речевых высказываний вербального и символического характера, которые могут возникать в процессе общения и совместной деятельности.
Курс состоит из 18 лекций и 18 практических занятий. Итоговая форма контроля – зачет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Общая трудо-емкость | Лекции | Практи-ческие занятия | Самостоя-тельная работа |
Основы психолингвистики и психосемантики. История психолингвистики и психосемантики. | |||||
Психологические аспекты общения. | |||||
Психология и речь. | |||||
Основы нейро-лингвистического программирования. | |||||
Психолингвистические аспекты пропаганды. | |||||
Итого: | |||||
Итоговый контроль: зачет |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН ПО ТЕМАМ
Тема 1. Основы психолингвистики и психосемантики. История психолингвистики и психосемантики.
Основы психолингвистики и психосемантики как научного направления. Объект, предмет, методы психолингвистики. История психолингвистики и психосемантики. Сотношение психолингвистики и индивидуально-психологических теоpий языка. Психологические истоки отечественной психолингвистики - культуpно-истоpическая теория (концепция Л.С. Выготского, А.H. Леонтьева, А.Р. Луpия). Речь как фактор возникновения сознания. Речевая деятельность. Знаковая теория языка.