Часы Сказкотерапевтическая игра
Игра предназначена для работы с педагогическим коллективом.
Педагог-психолог: Хисматулина М.Ю.
Игра предназначена для работы с педагогическим коллективом.
Основные задачи:
- Обучение навыкам самопознания;
- Осознание своих сильных и слабых качеств;
- предоставление опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры;
- развитие коммуникативных навыков, открытие новых форм сотрудничества;
- развитие эмпатии;
- закрепление дружеских отношений между членами коллектива;
- командообразование.
Необходимые материалы:
- Листы бумаги А4
- ручки, цветные карандаши, фломастеры;
- стулья (по количеству участников).
Ход игры
Приветствие
- Я вас всех приветствую! В преддверие Нового года все мы верим в сказку, вот и мы сегодня с вами попадем в сказочный мир! Конечно всё будет, зависит только от нас, от нашего настроя!
- И сейчас прошу каждого назвать свое имя и охарактеризовать себя одним предложением, отметив качество, которым он отличается от других. Например: «Меня зовут Марина, и я здесь одна в белой блузке» или «Я единственная здесь, кто преподает математику».
Составление правил группы
- Вы большие молодцы! Я сейчас знакомится с правилами сказочной жизни, которые являются примерно такими же, как и правила в любом занятии.
Разминка
- Предлагаю вам представить себе любые часы: их форму, цвет, размер – и выбрать, какой деталью в этих часах вы бы могли быть (1-2 минуты).
- Теперь нарисуйте эти часы и изобразить на рисунке выбранную деталь (5-10 минут).
(После того как рисунки будут готовы, участники по очереди показывают их другим членам группы и называют деталь в часах, которой они могли бы быть.)
- Покажите ваши часы другим участникам и назовите деталь в часах, которой вы могли бы быть.
Введение в сказку
Ведущий. Сегодня вы познакомитесь со сказкой «Часы». В часах было много разных деталей, похожих на те, которые назвали вы, и первое время детали почти на обращали внимание друг на друга, но затем … Итак, послушаем, что же с ними произошло.
На прилавке магазина лежали часы: маленькие и большие, легкие и тяжёлые.
Среди них выделялись одни – очень изящные часики. Яркий циферблат, блестящие стрелочки и сияющий корпус привлекали внимание многих покупателей.
- Сейчас нас купят, - гордо говорил Циферблат, увидев, как внимательно смотрит на них очередной покупатель. – И все потому, что я своим ярким цветом затмеваю всех конкурентов.
- И вовсе не поэтому, возражали ему Стрелочки.= При чем тут ваш цвет, если из-за нашего блеска его всё равно не видно? Это мы своей красотой и изяществом так привлекаем покупателей.
- Ну и фантазерки вы, -смеялся Корпус. – Где это вы у себя нашли изящество? Вот я – другое дело, я – само совершенство. Только посмотрите на меня.
И он подвигался ближе к самой яркой лампочке.
Упражнение «Моя ценность»
- Вспомните свою деталь в часах и рассказать, почему вы выбрали именно её, что в ней есть важного, ценного и значимого, незаменимого.
(Участники по очереди, начиная с ведущего, идентифицируются с выбранной ими деталью и рассказывают о её назначении и важности места, занимаемого в часах.
Например: «Я – часовая стрелка. Без меня невозможно узнать, который сейчас час. Я точна, несгибаема и надежна»)
Продолжение сказки
Итак, в часах было очень много важных деталей, но покупатели смотрели куда-то вверх, с сожалением вздыхали и разочарованно уходили.
- Как жаль, - говорили они, - такие красивые часы и такая неприятность.
- Что происходит? – встревожился Циферблат, после того как очередной покупатель не захотел их купить.
- Не знаем, - сказали Стрелочки и тоже посмотрели вверх.
Над прилавком висели Большие часы.
- Уважаемые, что вы такое делаете, что все отказываются нас покупать? – недовольно спросили у них Стрелочки.
-Мы показываем точное время, - ответили Большие часы. – А ваше с ним, к сожалению, не совпадает. Вы так заняты своими спорами, что постоянно отстаете.
- Мы отстаем? – удивились Стрелочки. – Да мы сейчас обгорим всех!
И они начали крутиться так быстро, словно стремились обогнать само время.
- Торопитесь, торопитесь, спешите, - подбадривал их Циферблат. – Покажем всем, чего мы стоим.
- И нас сразу купят, поддерживал Корпус и подвигался ещё ближе к яркой лампочке.
Игра «Броуновское движение»
- Походите внутри круга, не сталкиваясь друг с другом, в своей обычной манере. При этом можно встречаться взглядом с теми людьми, с которыми хотелось бы встретиться, и постараться отметить свои чувства и понять их (2 минуты).
Затем ведущий дает команду:
- Ходите быстрее, но не сталкивайтесь… ещё быстрее… теперь медленнее.. ещё медленнее … А теперь встаньте по три человека, кто с кем хочет. Можете сесть и поговорить о тех чувствах, которые вы испытывали в ходе выполнения этого упражнения, и ответить на следующие вопросы:
- Что было для вас неожиданным?
- Кто нашёл свой шаг?
- Какой темп явился для вас более комфортным?
С кем было приятно встретиться взглядом? Что у вас общего?
(Вывод: У нас темп у всех свой, но мы не должны забывать о себе и о тех кто рядом. Нужно создавать комфорт и себе и окружающим.)
Продолжение сказки
Вот так быстро крутились и вертелись все детали, как вдруг Корпус вскрикнул:
- Ой, у меня что-то кольнуло в боку!
- Ой, - воскликнули вслед за ним Стрелочки и безвольно повисли на винтике, вокруг которого крутились.
- Ну и работнички, - хмыкнул Циферблат. – То отстают, то спешат, а сейчас и вовсе упали и шевельнуться не могут.
- Что с нами? – спросили Стрелочки у Больших часов.
- Ваш механизм расстроился, сказали те. – Вы его совсем загоняли.
-Какой механизм? – удивленно спросил Циферблат.
- Тогт, что спрятан в Корпусе, - пояснили Большие часы.
- Ах, этот, - безразлично сказал Циферблат, вспомнив про невзрачные шестерёнки и пружинку. – Ну и что?
- А то, что без него часы не пойдут.
- Наши часы не пойдут из-за каких-то шестерёнок? - удивились Стрелочки. – Да вы шутите, уважаемые. Всем известно, что часы идут потому, что двигаемся мы.
И стрелочки важно подняли вверх свои носики.
- Ну что же, идите, сказали Большие часы и отвернулись.
Как Стрелочки ни старались, им не удалось сдвинуться с места даже на одно деление.
- Я всегда знал, что не вы здесь самые главные, - сказал Циферблат и, посмотрев на Большие часы, спросил: - И что же нам теперь делать?
- Надо вызвать Мастера, - ответили Большие часы и громко зазвонили.