- Продолжите фразу: «Без других я не смогу…»
Говорить следует от имени своей детали.
(Например: «Я браслет. Без других я не смогу сообщить людям о точном времени и моя функция будет совершенно иной – только украшение».
После того как все участники озвучат свои предложения, ведущий предлагает им проанализировать, какое отношение непосредственно к ним имеют высказывания из двух упражнений: «Моя ценность» и «Без других я не смогу»
.Вывод:
Продолжение сказки
Мастер открыл корпус ручных часов и увидел выскочившую шестеренку.
- Мы что, остановились из-за этой мелочи? – возмутились Стрелочки.
- Это не мелочь, а часть вашего механизма,- сказали Большие часы. –Без нее вы – просто набор деталей. Видимо, вам следует научиться уважать тех, кто трудится вместе с вами для общего дела.
- Уважать какую-то Шестеренку? – фыркнул Корпус. – Да её даже не видно за мной.
- Может быть, и не видно, но без её исправного хода лежать вам долго, и даже не здесь, а где-нибудь на складе Ненужный вещей, - ответили Большие часы.
- Да? – удивился Циферблат. – И что же нам делать?
- Уважать каждую деталь и слаженно работать, - повторили Большие часы.
- А как это? – уточнили Стрелочки.
- Посмотрите на работу Мастера и подумайте.
Мастер тем временем аккуратно смазал все Шестерёнки, поставил выпавшую на место и подкрутил Пружинку, из-за которой часы опаздывали.
Упражнение «Обратная связь»
Ведущий. Сейчас я предлагаю выполнить упражнение, которое поможет вам более эффективно работать в будущем как единой команде. Я исхожу из того, что до сих пор каждый из вас делал много такого, что остальные члены группы встречали с одобрением, так как это помогало им или всей команде в целом. С другой стороны, я допускаю, что каждый делал и что-то такое, что другие даже не знают. Наконец, я предполагаю, что вам хотелось бы, чтобы ваши коллеги действовали в будущем так, чтобы команда смогла работать ещё лучше. У каждого из вас есть собственное представление об этом, и я хочу помочь вам объясниться друг с другом и прийти к ясным и четким договоренностям.
Возьмите себе по одному листу, расположите его горизонтально и напишите в верхней части свое имя.
«Продолжай и дальше …» Другие члены команды впишут сюда все, что они ценят в вашей работе, и выразят надежду на совершенствование этих качеств в будущем.
Выполняя упражнение, необходимо придерживаться следующих правил:
- Подписывайте свои записи.
- Вы можете написать другому члену команды любое количество пожеланий.
- После того как вы сделаете все свои записи, сядьте на свое место.
- Вы сможете прочитать свой лист только после того, как я объявлю этот этап работы завершенным.
После того как все рассядутся по местам, ведущий предлагает участникам внимательно изучить свои листы и начать первый обмен впечатлениями. Если чьи-то пожелания непонятны, можно задать уточняющие вопросы их авторам. При расхождении мнений можно провести переговоры.
Вывод: Иногда нам трудно сказать приятное коллегам и даже просто улыбнуться. Это всё способствует взаимопониманию команды.
Продолжение сказки
- Значит, точный ход часов зависел от Пружинки, а не от нас? – удивились Стрелочки. – Действительно, надо присмотреться к работе нашего механизма.
И они с любопытством засунули свои носики внутрь Корпуса.
Перед Стрелочками открылся незнакомый мир.
Шестеренки находились в непрерывном движении. Каждая из них кружилась вокруг своей оси и одновременно соприкасалась с другими. Пружинка то сжималась в такт движению шестеренок, то разжималась в такт движению шестерёнок, а неизвестный Валик проходил сквозь одну сторону Корпуса наружу, туда, где находилась Заводная головка.
- А ты почему здесь? – спросили у неё Стрелочки. – Почему не в Корпусе?
- Я служу для связи механизма часов с Человеком, помогаю ему привести Шестерёнки в движение. А ещё я могу помочь вам показывать более точное время, - ответила Заводная головка и добавила: - Но, впрочем, когда весь механизм работает слаженно, моя роль незаметна.
- Да, - призадумались Стрелочки, как много мы не знали!
- И я, сказал Циферблат.
И я, - добавил Корпус. = Раньше я думал, что моя главная задача – привлекать покупателей, а оказывается, внутри меня находится очень важный, точный и хрупкий механизм, и мне следует лучше заботиться о нем и беречь его. Я ведь не только красивый, но и крепкий, прочный. Совсем забыл об этом.
И Корпус вздохнул.
- Нам всем есть о чём подумать, сказали Стрелочки и, посмотрев на Большие часы, добавили: - Спасибо за помощь, уважаемые.
- Всегда рады помочь, ответили Большие часы и громко зазвонили.
Мастер закрыл корпус ручных часов, завел их и положил на прилавок.
- Мы – команда! Как здорово! – подумали Стрелочки и впервые почувствовали связь со всем механизмом.
Упражнение «Скульптура»
Ведущий. Сейчас я предлагаю вам сделать скульптуру Часов. Для этого нужно выбрать скульптора и определить, какой деталью в часах вы хотите быть. Это может быть та деталь, о которой вы рассказывали в начале занятия, или другая, новая.
В течение отведенного времени (10 минут) скульптор составляет из участников скульптуру Часов, помогая каждому определить свое место. После того как скульптура будет составлена, участники показывают часовой механизм в действии.
Обсуждение
Важно, чтобы каждый участник определил свое реальное место в группе и стратегию поведения. Ведущий может предложить участникам ответить на следующие вопросы:
- Как ты чувствуешь себя на этом месте (с краю, в середине, вверху, внизу)?
- Хотел бы ты что-то изменить? (При этом желающие могут найти себе другое место или занять иное положение.)
- Как ты сейчас себя чувствуешь?
- Появились ли у тебя новые возможности?
- Что ты можешь делать сейчас, чего раньше не мог?
- Какой твой вклад в целое?
- В какой мере ты воспринимаешь себя как часть целого?
Завершая обсуждение, ведущий может подчеркнуть, что групповое взаимодействие приносит удовлетворение тогда, когда каждый участник группы является самим собой и творит, не ограничивая себя, имея при этом в виду создание общего произведения.
Окончание сказки
- Дорогой, посмотри, какие красивые часики! – вдруг послышался женский голос.
- Не только красивые, но и точные, - добавил мужской.
- Я куплю их, - произнесла девушка.
- Наконец-то, - подумал Корпус.
Он внимательно осмотрел каждую деталь внутри себя и мягко опустился на женскую руку: пришло время служить.
Обсуждение игры
Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватило. Говорят, какие выводы для себя они сделали, каков, по их мнению, смысл данной сказки.
Завершение занятия
- Благодарю всех участников за совместно пройденный путь. И пусть сказка в жизни встречается нам всем. А с этой сказкой мы прощаемся, НО вместе все пройдем пить чай.