Дрессировка и воспитание шиншилл.




1) Приучение шиншиллы к рукам.

"Нелюбовь шиншилл к рукам" - это скорее из области мифов... Это в другую тему надо перенести.

Есть, конечно, у каждого зверя нечто, что ему не нравится.
Один не любит, когда его поглаживают между ушами, другой - когда трогают хвост, некоторые - если почесывают пузико (боятся щекотки), многие - не разрешают трогать усы...

Кстати, если уж шиншилла вам разрешает трогать свои усики, то знайте - это полностью ручной зверек!

Общая боязнь прикосновений может говорить как о том, что у шиншиллы "печальный опыт" общения с человеком (травма или стресс еще у старых хозяев), так и о том, что зверек просто "недотрога". Зверьки-недотроги - чаще всего холерики.

Главные правила дрессировки:

Быть терпеливым и настойчивым!
Всегда хвалить шиншилл!
Быть со зверьками ласковым, но проявлять, в то же время, твердость характера!

 

2) Четыре типа ВНД (темперамента) у шиншилл

Холерик (возбудимый неуравновешенный тип ВНД)

Он отличается повышенной активностью: во время бодрствования (вечером и ночью) скачет, как заводной; днем спит вполглаза, при малейшей помехе всегда просыпается. У зверька резкие движения и настороженный взгляд, при этом он не подает сигналов опасности.

Если холерика испугает громкий звук или какое-то движение, он реагирует панически - зверек понесется не разбирая дороги и натыкаясь на предметы.

Перегуляв, легко он может перевозбудиться. При перевозбуждении краснеют уши, учащается дыхание и пульс, зверек вздрагивает и иногда трясет головой. Как реакция на перевозбуждение наступает, так называемое, “запредельное торможение”, т.е. нервная система, чтобы защититься от чрезмерных нагрузок, переходит в "режим сна": зверек дремлет открытыми глазами после отчаянного, но непродолжительного бега, может лечь на бок, откинув в стороны или вытянув лапки и хвост, закрывает глаза и почти не реагирует на окружающее. Для холериков такой отдых после прогулки характерен, беспокоиться не следует - шиншилла отдохнет и снова будет все в порядке.

Для нервной системы опасно, если перевозбуждение происходит регулярно!

Выработка условных рефлексов у холериков идет довольно медленно, поскольку зверек все время отвлекается. У них быстро образуются положительные условные рефлексы ("Ко мне!") и очень медленно - отрицательные, тормозные ("Нельзя!"). Однако, когда команда усвоена, зверек всегда охотно будет ее "отрабатывать".

Сангвиник (уравновешенный подвижный тип ВНД)

Сангвиники активны во время бодрствования, но в отличие от холериков крепко спят днем. Они охотно бегают прыгают и играют. Сангвиники чаще других издают звуки, в частности "охранные", которые предупреждают остальных шиншилл о возможной опасности. На резкие звуки и движения реагируют активно, но не панически. Как и холерики, сангвиники могут перевозбудиться, хотя у них период восстановления более короткий и менее выражен. Зверек засыпает, но не "падает", обессилев, на бок и уже через 10-15 минут будет готов продолжать прогулку.

Сангвиники лучше других поддаются дрессировке, у них хорошо закрепляются как положительные, так и отрицательные рефлексы. Звери быстро усваивают команды и прочно их запоминают, охотно выполняя даже после длительного перерыва в дрессировке. Нужно только не спешить, двигаться от простого к сложному, чтобы не "перетренировать" зверька.

 

Флегматик (уравновешенный спокойный тип ВНД)

Флегматики отличаются меньшей двигательной активностью вообще и крепким дневным сном. Они меньше бегают, периоды бега сменяются более продолжительными "пешими прогулками". На резкие звуки и движения реагируют, но не выражено. Перевозбуждение у флегматиков наблюдается редко.

У флегматиков рефлексы вырабатываются медленнее, но закрепленные навыки оказываются очень стойкими, животное безотказно выполняет команды и очень выносливо. При дрессировке требуются большая настойчивость и терпение, также не следует торопить события.

 

Меланхолик (слабый тип ВНД).

Зверьки этого типа двигаются меньше, по сравнению с остальными. Они крепко спят днем, а на прогулке ведут себя спокойно. При резких звуках и движениях прячутся, находя самый темный и защищенный угол, и подолгу оттуда не выходят.

Перевозбуждение таким зверям не свойственно. Наоборот, меланхолика следует побуждать к прогулкам, поскольку из-за малоподвижности он склонен к ожирению.

Меланхолики, к сожалению, для дрессировки малопригодны, т.к. рефлексы у них вырабатываются медленно и нестойки. Условные рефлексы у них вырабатываются довольно медленно, без использования могут со временем "затухать". Скорее всего, удастся закрепить выполнение по команде каких-то действий, которые зверек склонен выполнять и без того.

По моим наблюдениям, среди шиншилл чаще встречаются сангвиники и флегматики, а также смешанные типы темпераментов, тяготеющие к этим двум. [18]

3) Кто кого дрессирует?!

Для примера можно представить себе картинку: вечер, вы сидите что-то читаете, шиншилла в клетке "живет насыщенной жизнью", но в целом все довольно тихо. И вдруг... бздыньк! бздыньк!... Ага, зверек начал играть зубами на сетке! Или делать еще что-то столь же полезное. А время-то уже позднее, да и соседи...
Ну, как весело? А хотите, чтобы это повторялось часто и подолгу?

Нет? Тогда зачем же вы побежали сразу к клетке и стали ласково журить своего пушистика? Ведь шиншилла этого и добивалась... и добилась! Вы дали ей положительное подкрепление нежелательного для вас поведения, т.е. закрепили его.

Теперь понятно, чего делать не следует?
Как правило, шиншилле, как и маленькому ребенку, быстро (или не очень быстро) все надоедает. Она через какое-то время перестает шуметь, если на нее просто не обращать внимания. Можно, конечно, и отучить от определенного действия:
1) закрепив и затянув все "намертво", чтобы нигде не было люфта;
2) спугивая шиншиллу с подачей команды "Нельзя!" (запаситесь легким, но большим предметом, например, скомканной газетой, и одновременно с командой бросьте ваш "метательный снаряд" в зверька - шуму много, вреда никакого).

А вот еще одна вполне реальная ситуация:

Вы перед прогулкой строго отмерили нужное количество лакомств (вы очень аккуратный хозяин и никогда не перекармливаете вашу шиншиллу).

И вот клетка открыта, зверек выбежал на прогулку. Все прекрасно! Вы играете, просите малыша что-то сделать, угощаете его, шиншилла прибегает, трогает вас лапкой, вы ее угощаете, потом еще, и еще... И вот лакомства заканчиваются... Зверек к вам прибегает снова, становится на задние лапки, но у вас больше нет отложенных на сегодня лакомств! Зверек становится более настойчивым, он обнюхивает ваши пальцы, покусывает, запрыгивает на колени... И, наконец, понимает, что больше ничего не получит. Он отворачивается, бежит в клетку (в угол, прячется под стол), садится, отвернувшись и "надувается"! Вы, конечно, огорчены! Вы обидели малыша! Он не реагирует на ваши слова! Что же делать? Надо срочно попросить у него прощения! Срочно угостить чем-то вкусненьким!

СТОП!
Этого делать нельзя!

1) Шиншилла не обижается, не "дуется" - не приписывайте ей человеческих эмоций, как бы вы ни любили вашего зверька!
2) В описанном случае шиншилла, набегавшись и устав, устроилась подремать - ушки округлены и опущены, глаза прикрыты (хотя могут быть и открыты), усики неподвижны, все тельце как бы осело и округлилось (зверек сидит опираясь на хвостик), передние лапки сжаты в кулачки и поджаты к грудке - это поза временного покоя, дремы. Именно поэтому шиншилла и не реагирует на ваши призывы. Пройдет пару минут, зверек отдохнет и с новыми силами начнет шалить!
3) Не давайте шиншилле лакомство каждый раз после правильного выполнения команды, давайте лакомство 1 раз из пяти-шести правильно выполненных команд, причем нерегулярно. Не стоит давать лакомство просто так, вернее, делайте это крайне редко, например, после осмотра зубов, который шиншилле неприятен.
4) Больше хвалите шиншиллу. Пусть ваша похвала "Хорошо, хорошо!" станет для зверька таким же поощрением, как и лакомство. Чтобы так стало, всегда повторяйте эти слова, когда даете лакомство.
5) Никогда не перекармливайте шиншиллу - вы можете нанести ей этим непоправимый вред!

 

4) Особенности отработки у шиншилл команды "Нельзя".

При отработке команды "Нельзя" нужно учесть, что животные не способны отождествить запрет с собственным действием, если после совершенного действия прошло более 2-3 секунд. Именно поэтому, когда вы подаете команду "Нельзя", желательно находится рядом. В случае неповиновения, повторяйте команду, сопровождая ее действием, например, мягко, но решительно отодвиньте зверька или щелкните пальцами прямо у него над ухом.

Наказывать зверей нельзя! Это бесполезно и ни к чему хорошему никогда не приводит. Выработайте лучше у зверя рефлекс: запрещенное действие - неприятные ощущения (поскольку у шиншилл острый слух, то громкий звук ей неприятен).

Бесполезно повторять эту команду позже или как-нибудь иначе журить шиншиллу за совершенное гораздо раньше действие. Шиншилла распознает ваш недовольный тон, однако не сможет понять, за что на нее хозяин сердится.

Обязательно похвалите шиншиллу, после того как она выполнит команду "Нельзя" - отбежит от места, на котором она проказничала. Если же шиншилла отреагировала (повернула к вам голову), но не отбежала, не хвалите ее. Сразу подайте следующую команду "Ко мне", и когда шиншилла прибежит к вам, обязательно угостите ее лакомством.

Если последовательно подаются команды "нельзя" и "ко мне", всегда угощайте шиншиллу после выполнения последней команды.

В иных случаях выполнения команд давайте лакомство один раз из каждых 5-6, при этом всегда НЕ регулярно. Хвалить же шиншиллу нужно всегда! Каждый раз, когда шиншилла правильно выполняет команды не жалейте похвал - подавайте однообразно команду похвалы "Хорошо, хорошо".

И общее замечание: команды должны быть всегда одинаковыми!
Зверь не сможет понимать несколько разных слов как одну команду.
Если вы подаете команду "Нельзя", то всегда подавайте именно ее, а не чередуйте с командой "Брысь" или "Фу". Это касается всех команд.

 

5) Возвращение шиншиллы в клетку на руках.

У возвращения в клетку на руках есть один существенный недостаток - это не может продолжаться долго...
Для них это игра! Подходишь или подзываешь пушистика, а он уже "знает", что положенное время прогулки прошло и подходит уже с "ушками на макушке"... Ты его хвалишь, пытаешься взять и вот тут-то все и начинается! Зверь отпрыгивает, но не далеко, ровно на столько, чтобы тебе казалось, что ты его легко сейчас возьмешь. А потом оглядывается на тебя, как бы говоря: "Что же ты, догоняй!.." И "гонки" продолжаются пока зверек совершенно не запыхается и не придет сам у тебе на колени отдыхать! Если же ты постараешься схитрить - сесть, перестать гоняться и даже как бы не обращать на зверя внимание, он приходит, конечно очень осторожно, смотрит на тебя вопросительно, трогает лапкой: "Эй! Ты это чего, а поиграть?!..." Хватать его в этом случае нельзя! Он обидится и может даже испугаться! И еще один способ возврата в клетке возможен, хотя и не очень хорош: позвать шиншиллу к себе на колени, приласкать, а потом взять на руки и посадить в клетку. По моему опыту, шиншиллы на такое обращение обижаются, хотя и не сильно, и могут перестать вам доверять. Единственный выход в этом случае, посадив зверя в клетку, тут же угостить его лакомством и подавать при этом команду "Домой, домой" с поощрением "Хорошо, хорошо".

Если увеличить время прогулок и при этом оставлять дверцу клетки открытой, а при каждом возвращении шиншиллы в клетку подавать соответствующие команды (сам вошел в клетку "Домой", вышел "Гулять" + "Хорошо" при выполнении), то набегавшись шиншилла сама вернется в клетку поесть и отдохнуть, а привыкнув станет и возвращаться в клетку по команде. Кстати, для меня команда "Гулять" не менее важна, чем "Домой". Поскольку у меня клетка большая, а у шиншилл тоже бывают "унылые дни", они не всегда хотят выйти из клетки на время вечерней уборки. Вот и приходится их выдворять из клетки с помощью команды "Гулять"!

Действительно, связи между размерами помещения и успехами в приручении и дрессировке шиншилл нет. А вот связь между длительностью прогулок и дрессировкой есть! Это очевидно, правда? Чем дольше вы общаетесь с шиншиллой в течение вечера, тем значительнее будут ваши успехи в дрессировке. Общаетесь - это значит, что вы с ней разговариваете, трогаете ее, играете с ней (в те же "шиншилловые догонялки"), отрабатываете команды... Если вы просто сидите и, например, смотрите телевизор, а шиншилла сама скачет вокруг, это не общение, это просто разминка лап для шиншиллы! Надо помнить - шиншилла - животное компаньон, а не украшение интерьера.

 

 

6) Как объяснить шиншилле, что нужно возвращаться в клетку.

"Прелюдия":

Это маленькие дети! Вспомните, когда ребенок начинает играть, он весел, активен, охотно на вас реагирует: А когда устает? Начинает капризничать! И надо бы ему пойти спать, например, а он, "кислый", продолжает пытаться играть, начинает чего-то требовать, пока буквально не валится с ног! Так же и шиншиллы, особенно подростки, но также и те взрослые звери, которых не воспитали в свое время.

Как это выглядит:

Шиншилла охотно гуляет в комнате, но не хочет возвращаться в клетку, даже после длительной прогулки.

Причины:

Причин может быть несколько:
1. Маленькая или неудобная (например, без убежищ и домиков, или очень низкая) клетка.
2. Одиночество или скука (мало игрушек в клетке).
3. Характер зверька.
Может я и ошибаюсь по части третьего пункта, но: Я выгуливала своего зверя в абсолютно пустой комнате. Выглядело это так: я брала его на руки из клетки, несла в другое помещение, выпускала; по окончании прогулки снова брала на руки, несла обратно, сажала в родную клетку. Так вот, поймать по окончании прогулки - это была задача всех задач! Я заметила, что после 16 (!) минут прогулки, зверек начинал бегать от рук: Он далеко не убегал, но и в руки не давался! Он так играл в догонялки! Ненадолго задремывал по углам, иногда недовольно поругивался. Как я потом выяснила, надо было просто оставить его в покое еще на 20 минут. Через 25-30 минут малыш приходил на руки сам! При этом совершенно "никакой"! А попав в родную клетку, плюхался на бок и вытягивал лапки! Отдых после такой прогулки обычно длился минут 15-25. Теперь я выпускаю шиншилл в той же комнате, где стоят их клетки - звери чувствуют себя увереннее и могут по желанию сами вернутся в клетку.
4. Прочие причины

Что можно было бы сделать:
1. Оставить зверя в покое, пока сам не нагуляется, сам не зайдет в клетку и не рухнет там без задних ног!
2. Всегда отрабатывать сочетание команд "Домой" + "Хорошо!", когда зверек забегает в клетку (сам или с вашей помощью), вначале с поощрением лакомством.
3. Часа в четыре дня забрать остатки еды вместе с кормушкой, а выпустить гулять, например, часов в восемь (кормушку и купалку поставьте в конце прогулки и, подавая команду "Домой!", попытайтесь направить зверька в клетку, сразу же похвалите, когда зайдет!).
4. Приучить выходить из клетки сначала только на руки! (Клетка должна быть достаточно высока, чтобы у зверя не было поползновений сигануть вниз!)

 

Список используемой литературы:

1) Рахманов А.И. – “Шиншилла. Содержание. Разведение. Кормление.” – М.: ООО “АКВАРИУМ ПРИНТ”, 2004. – 128с., илл.

2) Рахманов А.И. – “Шиншилла.”: ООО “Аквариум-Принт”, 2005.- 64с.: ил.

3) Петер К. Бергхоф -"Мелкие домашние животные. Болезни и лечение"

4) Стишковская Л.Л. – “1000 советов: Как лечить домашних питомцев”. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – 432с.: ил.

5) Рахманов А.И. – “Домашний зооуголок”. – Смоленск: Русич, 1996. – 544с, илл. (“Азбука быта”)

6) “О друзьях наших меньших от А до Я”. – Мн.: Харвест, М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 352с. – (Энциклопедия домашнего хозяйства)

7) Альманах “Ваши верные друзья”. Выпуск 2. ВО “Агропромиздат”. МОСКВА

8) “Школьный живой уголок. Методические рекомендации”. Куйбышевская областная станция юных натуралистов. Куйбышев 1979г.

9) И.В.Резько – “Экзотические животные в вашем доме”. – Мн.: ООО “Харвест”, 1999. – 528с. – (Домашняя библиотека)

10) https://www.chinworld.ru/

11) https://chinchilla.dp.ua/

12) https://chinchilla.tsr.ru/

13) https://zooclub.ru/mouse/shin/index.shtml

14) https://babyhelp.kiev.ua/?/article/126/485/11113070

15) https://zooclub.ru/mouse/shin/dres.shtml

 

Материал отредактирован 30 июня 2011 г.

 


[1] https://www.chinworld.ru/

[2] Рахманов А.И. – “Шиншилла. Содержание. Разведение. Кормление.”)

[3] https://chinchilla.dp.ua/

[4] “Школьный живой уголок. Методические рекомендации”.

[5] https://www.chinworld.ru/

[6] Школьный живой уголок. Методические рекомендации

[7] Рахманов А.И. – “Шиншилла

[8] Рахманов А.И. – “Шиншилла

[9] https://zooclub.ru/mouse/shin/index.shtml

[10] https://zooclub.ru/mouse/shin/index.shtml

 

[11] https://babyhelp.kiev.ua/?/article/126/485/11113070

[12] там же

[13] https://www.chinworld.ru/

[14] https://www.chinworld.ru/

[15] https://zooclub.ru/mouse/shin/dres.shtml

[16] И.В.Резько – “Экзотические животные в вашем доме”

[17] Альманах “Ваши верные друзья”. Выпуск 2

[18] Рахманов А.И. – “Шиншилла. Содержание. Разведение. Кормление.”



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: