По подготовке конкурсного задания «Oбразовательный проект»




Методические рекомендации

 

Образовательный проект создается в том случае, когда у автора существует отличная идея по улучшению системы образования.

Инструкция.

1.Ознакомьтесь с содержанием требований к образовательным проектам.

1. Основные требования к образовательному проекту:

2. Наличие социально значимой задачи – исследовательской, информационной, практической.

3. Планирование действий по разрешению проблемы: определение вида продукта и формы презентации.

4. Пооперационная разработка проекта: перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

5. Исследовательская работа учащихся: поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

6. Выход проекта: продукт.

7. Представление продукта заказчику и (или) представителям общественности.

8. Проект – это «пять П»:Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

9. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

10. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

2. Составьте список задач, которые необходимо решить перед отправкой проекта на рецензию. Отметьте в календаре крайний срок проверки. За это время четко распишите по дням, когда вы будете собирать данные, писать, редактировать и рецензировать работу.

3. Обозначьте проблему, решением которой должен стать ваш образовательный проект. Используйте данные исследований, а не мнения некомпетентных людей о характере и степени проблемы. Напишите то, как реализация учебного проекта улучшит условия образования, как решит его основные задачи.

4. Подготовьте подробный отчет о деятельности вашей образовательной организации.

В нем должны быть указаны:

успехи прошлых подобных проектов

количество учащихся, которые обучаются на данный момент в учебном заведении.

5. Создайте план реализации вашего проекта.

Он должен включать:

- цели,

- задачи

- показатели того, как изменится система образования в лучшую сторону.

Каждый пункт плана должен иметь отдельную цель, которая будет связывать воедино весь проект и все обозначенные проблемы. Обсудите итог с администрацией образовательного учреждения и внесите поправки. Определите бюджет для реализации нового образовательного плана. Используйте только проверенную информацию о заработной плате, пособиях, расходах и т. д.

6.Заполните специальные документы для получения финансирования. Сделайте это согласно всем требованиям. Некоммерческие организации будут благосклонны в том случае, если вы будете использовать глаголы в активном залоге, представлять реальные факты и отвечать на ключевые вопросы. Им важно знать, почему именно вам должны дать средства для проекта, и какие выгоды получит организация. Если вы покажете много преимуществ, вам выделят средства для реализации образовательного проекта. Тогда вы уже сможете реализовать его согласно заготовленному плану.

Виды проектов:

1. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование.

Он включает:обоснование актуальности избранной темы

обозначение задач исследования

обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой

обсуждение полученных результатов

При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

2. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Продуктом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе, в Интернете.

Характер контактов между участниками проекта:

- внутриклассные;

- внутришкольные;

- региональные;

- межрегиональные;

- международные.

3. Межрегиональные и международные проекты обычно, являются телекоммуникационными, так как требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, значит, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности:

4. Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

5. Краткосрочные проекты реализуются в течение 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, в то время как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

6. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

7. Годичные проекты (долгосрочные) могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Из чего состоит проект?

Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу, считайте, что Вы на пути к Успеху!

Каждый этап – это логический шаг в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия и иметь конкретные количественные и качественные результаты. Каждый метод – это инструмент с помощью которого решается задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат нужна шкала оценки.

Пример логической таблицы для составления проекта.

Вопросы для заполнения.

Компоненты проекта Объективные свидетельства (данные, показатели, обоснования) Внешние условия (факторы, предпосылки, допущения)
Постановка проблемы 1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта? 2. Почему решение данной проблемы - приоритетная задача? Какие источники информации (статистическая и аналитическая информация, публикации в прессе, материалы конференций, постановление администрации и т. п.) помимо самого заявителя свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?  

 

Цель 1. Какова цель, на достижении которой направлена деятельность в рамках проекта? Насколько ее достижение решит или снизит остроту поставленной проблемы? 2. Кто выиграет в результате достижения цели проекта? Каковы средства проверки достижения цели проекта? Каким образом проверяющие организации/лица смогут убедиться, что проект внес ожидаемый вклад в продвижении к цели? Предусматривается ли проектом сбор информации/данных, позволяющих измерить степень продвижения к цели? Насколько реально достижение поставленной цели в условиях данного региона (позиция администрации, наличие законодательной базы, доступность дополнительных ресурсов, наличие специалистов и т. п.)?    
Задачи – Ожидаемые результаты каковы конкретные шаги (этапы) на пути к достижению цели проекта? Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач? Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей? Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что поставленная задача решена? Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту? Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ? Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы: Выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели; Достижение запланированных результатов проводило бы к выполнению задач;
Методы (мероприятия, проводимые в ходе проекта) Какими методами будут решаться обозначенные выше задачи проекта? Насколько оптимально (адекватно) используемые методы ведут к получению указанных в проекте результатов? Насколько экономически эффективны используемые методы? Почему выбраны именно эти методы? Как можно обосновать необходимость (целесообразность) использования именно этих методов? Из какого набора методов был сделан выбор? 10.Какие количественно измеримые продукты будут получены в процессе реализации проекта? Применение указанных в проекте методов (проведение мероприятий) гарантировало бы получение ожидаемых результатов.
Ресурсы Какие ресурсы – кадры, оборудование, услуги и др. – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте? Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничащие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т. д.)? 11.Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств? Выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов) Каковы возможные препятствия на каждом из этапов реализации проекта?
Результат – эффект 1. Какой конкретный эффект может быть достигнут во время выполнения проекта, т. е. если проект будет выполнен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в связи с решаемой в рамках проекта проблемой?    

Рассмотрим каждый пункт еще более подробно

 
 

Постановка проблемы.

Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия.

Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т. е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.

Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.

Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.

Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.

Цель и задачи проекта.

Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т. е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.

Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.

Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.

Задачи – конкретное описание того, что будет выполненно и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

Признаки хороших задач:

1. Являются логическим следствием проблемы;

2. Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);

3. Сформулированны четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;

4. Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: