Методические рекомендации
Образовательный проект создается в том случае, когда у автора существует отличная идея по улучшению системы образования.
Инструкция.
1.Ознакомьтесь с содержанием требований к образовательным проектам.
1. Основные требования к образовательному проекту:
2. Наличие социально значимой задачи – исследовательской, информационной, практической.
3. Планирование действий по разрешению проблемы: определение вида продукта и формы презентации.
4. Пооперационная разработка проекта: перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
5. Исследовательская работа учащихся: поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
6. Выход проекта: продукт.
7. Представление продукта заказчику и (или) представителям общественности.
8. Проект – это «пять П»:Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
9. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
10. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
2. Составьте список задач, которые необходимо решить перед отправкой проекта на рецензию. Отметьте в календаре крайний срок проверки. За это время четко распишите по дням, когда вы будете собирать данные, писать, редактировать и рецензировать работу.
3. Обозначьте проблему, решением которой должен стать ваш образовательный проект. Используйте данные исследований, а не мнения некомпетентных людей о характере и степени проблемы. Напишите то, как реализация учебного проекта улучшит условия образования, как решит его основные задачи.
4. Подготовьте подробный отчет о деятельности вашей образовательной организации.
В нем должны быть указаны:
успехи прошлых подобных проектов
количество учащихся, которые обучаются на данный момент в учебном заведении.
5. Создайте план реализации вашего проекта.
Он должен включать:
- цели,
- задачи
- показатели того, как изменится система образования в лучшую сторону.
Каждый пункт плана должен иметь отдельную цель, которая будет связывать воедино весь проект и все обозначенные проблемы. Обсудите итог с администрацией образовательного учреждения и внесите поправки. Определите бюджет для реализации нового образовательного плана. Используйте только проверенную информацию о заработной плате, пособиях, расходах и т. д.
6.Заполните специальные документы для получения финансирования. Сделайте это согласно всем требованиям. Некоммерческие организации будут благосклонны в том случае, если вы будете использовать глаголы в активном залоге, представлять реальные факты и отвечать на ключевые вопросы. Им важно знать, почему именно вам должны дать средства для проекта, и какие выгоды получит организация. Если вы покажете много преимуществ, вам выделят средства для реализации образовательного проекта. Тогда вы уже сможете реализовать его согласно заготовленному плану.
Виды проектов:
1. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование.
Он включает:обоснование актуальности избранной темы
обозначение задач исследования
обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой
обсуждение полученных результатов
При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
2. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Продуктом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе, в Интернете.
Характер контактов между участниками проекта:
- внутриклассные;
- внутришкольные;
- региональные;
- межрегиональные;
- международные.
3. Межрегиональные и международные проекты обычно, являются телекоммуникационными, так как требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, значит, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности:
4. Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
5. Краткосрочные проекты реализуются в течение 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, в то время как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
6. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
7. Годичные проекты (долгосрочные) могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Из чего состоит проект?
Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу, считайте, что Вы на пути к Успеху!
Каждый этап – это логический шаг в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия и иметь конкретные количественные и качественные результаты. Каждый метод – это инструмент с помощью которого решается задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат нужна шкала оценки.
Пример логической таблицы для составления проекта.
Вопросы для заполнения.
Компоненты проекта | Объективные свидетельства (данные, показатели, обоснования) | Внешние условия (факторы, предпосылки, допущения) |
Постановка проблемы 1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта? 2. Почему решение данной проблемы - приоритетная задача? | Какие источники информации (статистическая и аналитическая информация, публикации в прессе, материалы конференций, постановление администрации и т. п.) помимо самого заявителя свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить? |
Цель 1. Какова цель, на достижении которой направлена деятельность в рамках проекта? Насколько ее достижение решит или снизит остроту поставленной проблемы? 2. Кто выиграет в результате достижения цели проекта? Каковы средства проверки достижения цели проекта? Каким образом проверяющие организации/лица смогут убедиться, что проект внес ожидаемый вклад в продвижении к цели? Предусматривается ли проектом сбор информации/данных, позволяющих измерить степень продвижения к цели? Насколько реально достижение поставленной цели в условиях данного региона (позиция администрации, наличие законодательной базы, доступность дополнительных ресурсов, наличие специалистов и т. п.)? | ||
Задачи – Ожидаемые результаты каковы конкретные шаги (этапы) на пути к достижению цели проекта? Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач? Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей? | Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что поставленная задача решена? Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту? Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ? | Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы: Выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели; Достижение запланированных результатов проводило бы к выполнению задач; |
Методы (мероприятия, проводимые в ходе проекта) Какими методами будут решаться обозначенные выше задачи проекта? Насколько оптимально (адекватно) используемые методы ведут к получению указанных в проекте результатов? Насколько экономически эффективны используемые методы? Почему выбраны именно эти методы? Как можно обосновать необходимость (целесообразность) использования именно этих методов? Из какого набора методов был сделан выбор? | 10.Какие количественно измеримые продукты будут получены в процессе реализации проекта? | Применение указанных в проекте методов (проведение мероприятий) гарантировало бы получение ожидаемых результатов. |
Ресурсы Какие ресурсы – кадры, оборудование, услуги и др. – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте? Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничащие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т. д.)? | 11.Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств? | Выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов) Каковы возможные препятствия на каждом из этапов реализации проекта? |
Результат – эффект 1. Какой конкретный эффект может быть достигнут во время выполнения проекта, т. е. если проект будет выполнен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в связи с решаемой в рамках проекта проблемой? |
Рассмотрим каждый пункт еще более подробно
Постановка проблемы.
Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия.
Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т. е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.
Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.
Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.
Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.
Цель и задачи проекта.
Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т. е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.
Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.
Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.
Задачи – конкретное описание того, что будет выполненно и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.
Признаки хороших задач:
1. Являются логическим следствием проблемы;
2. Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);
3. Сформулированны четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;
4. Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.