Реформаторская деятельность С. Ю. Витте.




Назначение на должность мини­стра финансов Сергея Юлиевича Витте состоялось после страшного голода 1891 года, когда казна оказалась истощенной. Чтобы увеличить доходы и положительное сальдо в балансе страны Витте пошел путем увеличения налогов с населения, 80% которых со­ставляли крестьяне. Он, не увеличивая прямые налоги (13,4% дохода в бюд­жет), ввел целую серия косвенных, которые к началу XX века давали почти половину поступлений в бюджет. Косвенным налогом облагались керосин, сахар,водка. Винная монополия (запрет частной про­дажи водки) впервые в виде опыта была введена в 1893 – 1894 годах в четы­рех восточных губерниях – Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской, к 1902 году - во всей европейской части России, а с 1 июня 1904 года – и в Восточной Сибири. В 1894 году весь питейный доход составлял 297,4 млн. руб., в 1899 году – уже 421,1 млн. руб. В начале 1900-х годов доля питейного дохода составляла 28% бюджетных поступлений.

В программе модернизации экономики Витте особое место отводил тор­гово-финансовым связям с южными и дальневосточными соседями Россий­ской Империи. В апреле 1893 года перед особым совещанием Министерства Сергей Юлиевич изложил суть этой программы, которая включала в себя две основные части:

1. Создание смешанных русско-азиатских банков (с участием западного ка­питала),

2. Ускоренное строительство железной дороги через Сибирь и на Дальнем Востоке.

В ходе реформ этот план с успехом выполнялся.

В 1894 году организовался Персидский учетно-ссудный банк с резиден­цией в Тегеране, к концу века ставший основным центром русско-иранской торговли.

В 1895 году на Дальнем Востоке при активном участии правительства России был создан Русско -Китайский банк. Через него Витте форсировал за­вершение Транссиба и начал в 1900 году строительство двух железных дорог в Китае – КВЖД и ЮМЖД (Южно-манчжурская железная дорога).

В 1897 году была предпринята попытка создания Русско-Корейского банка, окончившаяся неудачей из-за обострения русско-японских отноше­ний. Сопротивление англичан и американцев, которые контролировали «ке­росиновый» рынок Индии, помешало создать Русско-Индийский банк, ибо через этот банк Витте намеревался снабжать Индию из Баку керосином в об­мен на рис.

Увеличение поступлений в казну с косвенных налогов, таможенная по­литика, успешное развитие банковского дела позволили С.Ю. Витте осущест­вить его великую денежную реформу.

Устойчивость рубля достигалась за счет жесткого поддержания ак­тивного сальдо в бюджете, когда благодаря соответствующей финансовой политике правительства золотые резервы Госбанка превышали наличную де­нежную массу в обращении.

Денежная реформа вводилась поэтапно в течение 1895 – 1897 годов. Окончательно она была введена в действие указом от 29 августа 1897 года.

По данны м Л. Русевой (7), в 1888 году золотой запас России составил 45,8% к номинальной сумме кредитных билетов, находившихся в обращении, к 1892 году - возрос до 81,2%, к 1896 году он составил уже 103,2%. По данным

 

Сироткина В.Г. (2) в канун первой мировой войны в стране обращалось бу­мажных денег на 1630 млн. руб., а золота (золотых десяток с изображением Николая II) в подвалах Государствен­ного банка хранилось на 1749 млн. руб., т. е. соблюдалось активное сальдо.

Введение в обращение золотых монет вместо бумажных купюр помогло привлечь в Россию иностранные капиталы и укрепить денежную систему страны.(Такую же политику проводили большевики при НЭПе: сначала ста­билизировали рубль, затем обратились за займами.)

В 1898 году, по настоянию Витте, выходит закон «О промысловом на­логе», который привел к быстрой демократизации деловых отношений в Рос­сии. (Барышников М.Н. (3, стр.11). Теперь человеку из простонародья, чтобы заниматься коммерческой деятельностью, уже не нужно было обяза­тельно записываться в купцы. Перед первой мировой войной около 40% сов­ладельцев торговых домов принадлежали к сословиям крестьян и мещан, ко­торые фактически являлись крупными предпринимателями. К 1914 году лишь каждый третий из руководителей акционерных компаний принадлежал к сословию купечества, а около половины были выходцами из социальных низов и представителями инженерно-технической интеллигенции.

90-е годы XIX века – годы взлета Витте как министра финансов – были подлинным бумом железнодорожного строительства в России. За десять лет протяженность железных дорог возросла на 70%. Укрепление финансов страны позволило Витте выкупать у частных убыточных обществ железные дороги и к концу века 60% дорог России оказались «казенными».

Говоря об экономических реформах Сергея Юлиевича Витте, невоз­можно не упомянуть о его дипломатической деятельности. Эффективная тор­гово-промышленная политика и блестящий талант дипломата сделали этого человека выдающимся государственным деятелем, об этом рассказывается в статье (7) Л. Русевой.

Дебют Витте на дипломатическом поприще состоялся в 1892 – 1894 го­дах, и получил название «таможенной войны» с Германией. В начале 90-х го­дов германское правительство установило два тарифа: минимальные ставки применялись к большинству держав - (прежде всего к тем, которые конкури­ровали с Россией) и максимальные взимались со всех продуктов, шедших из России. Витте тоже предложил ввести двойной тариф: минимальный и мак­симальный. Максимальный - против германских товаров. Русский министр финансов предложил Германии начать переговоры о снижении ставок, – та ответила отказом. Тогда он ввел максимальный тариф. Германия тут же взвинтила пошлины на сельскохозяйственные продукты России. Витте еще в два раза увеличил максимальный тариф. Такая стратегия грозила большими политическими и экономическими осложнениями. Министра пугали пораже­нием. Особенно нападали на него помещики и торговые фирмы, для которых Германия была главным экспортным рынком. Но благодаря поддержке Алек­сандра III и упорству Министра мир был, все-таки достигнут. Германия усту­пила, и в 1894 году страны подписали очень выгодный для русского сель­ского хозяйства и германской промышленности договор. Таможенная поли­тика Витте дала положительные результаты. Если в 1891 году таможенный доход составлял 140 млн. руб. в год, то в 1899 году он составил 219 млн. руб., а в 1903 году, к концу десятилетнего русско-германского договора, 241 млн. руб., что соста­вило 14% доходной части государственного бюджета. Вторым выступлением Витте в международной политике было получе­ние концессии на строительство Восточно-китайской железной дороги. Он хотел провести Сибирскую дорогу от Забайкалья не по русским владениям, где она делала бы

 

большой круг по Амуру, а по китайской территории, то есть по Северной Манчжурии.

После японо-китайской войны к Японии должен был отойти Ляодунский полуостров. Вмешался Витте и настоял, чтобы Россия поддержала «принцип целостности Китайской Империи» и потребовала от Японии отказа от полу­острова. Россию поддержали Германия и Франция, Япония уступила. Затем Витте устроил для Китая заем на парижском денежном рынке под россий­скую гарантию. Отношения с Китаем установились самые дружественные. Министр финансов начал переговоры о постройке железной дороги, которые увенчались полным успехом. Со своей стороны Россия обязывалась защищать Китай от нападения Японии. Обоюдный интерес был налицо.

Вершиной успеха русского дипломата стал Портсмутский договор под-писанный им в 1905 году. При заключении мира между Россией и Японией Витте повел переговоры с искусством, которое вызвало восхищение всех при­сяжных дипломатов: он сразу уступил по вопросам, по которым не мог не ус­тупить (отдал Японии Квантунский полуостров и Корею, и без того уже ею занятые), но повел упорную борьбу по вопросу о Сахалине и о контрибуции. Ему удалось отстоять северную половину Сахалина, оборонять которую воен­ными средствами Россия не могла. 16 августа 1905 года мирный договор был подписан. Сам Витте считал, что спас империю Николая II от краха (и был недалек от истины).

«Дипломатическая его деятельность, - писал о Витте историк Тарле, - началась блистательным успехом в Берлине в 1894 году, в год русско-герман­ского торгового договора, и закончилась блистательным успехом в Париже в 1906 году, в год миллиардного займа, и за все 12 лет, отделяющих две эти даты, всякий раз, когда русская политика шла не по той дороге, которую указывал Витте, дело кончалось неудачами и опаснейшими осложне­ниями…», цит. по (7, стр. 39).

В марте 1915 года, когда умер Сергей Юлиевич Витте, деловая печать, выражая глубокое сожаление о великом реформаторе, напомнила всем о его заслугах: денежная реформа и винная монополия, Портсмутский мир и Ма­нифест 17 октября, развитие промышленности и строительство железных дорог, таможенные тарифы и приобщение России к мировому хозяйству.

 

 

Глава IV

Итоги индустриализации.

 

В начале XX века внешняя экономическая ситуация в России выглядела так: государственная программа железнодорожного строительства, подкреп­ленная соответствующими таможенными и финансовыми мероприятиями, сотворила невозможное -–был совершен колоссальный рывок в развитии рос­сийской промышленности, и прежде всего в тяжелой индустрии. По дан­ным В.А. Мельянцева (4, стр. 14) «В последние 25-30 лет перед первой миро­вой войной темпы роста основного капитала в России были весьма значи­тельные – около 3,5% в год. Если учесть, что темпы роста занятости в 1885-1913 годах составляли примерно 1,5-1,6% в год, то среднегодовой темп при­роста капиталовооруженности труда достигал 1,9-2,0%. По этому показателю царская Россия превосходила другие крупные страны Запада в период их промышленного рывка (в Великобритании в 1785-1845 годах 0,3%, во Фран­ции в 1820-1869 годах 1,2%, в Германии в 1850-1900 годах 1,3%, в США в 1840-1890 годах 1,7%), за исключением Италии (в 1895-1938 годах 1,9%) и Японии (в 1885-1938 годах 2,9%).»

Несмотря на высокую степень монополизации отечественной эконо­мики и преобладании на внутреннем рынке государственных заказов, в Рос­сии начали формироваться классы национальной буржуазии и частного предпринимателя. Фабрично-заводская и горная промышленность, занимав­шая в целом ведущее место, обеспечивала валовой продукции 7,3 млн. руб. при числе предприятий 29,4 тыс. Мелкая промышленность выпускала про­дукции на 700 млн. руб. Число заведений – 150 тыс. (данные Барышникова М.Н. (3, стр. 10)). Несмотря на это, в модернизации экономики (особенно на первых порах, вплоть до событий 1905г.) огромную роль играли не столько "чисто рыночные отношения", сколько государственные военно-технические заказы, переход от политики фритредерства (1960-1981гг) к системе протек­ционизма.

Таким образом, вкладывая средства в развитие тяжелой промыш­ленности, в аграрном же секторе государство не имело четко выработанной про­граммы действий. Правительство шло за событиями, а не опережало их, что обусловило революцию 1905г..По мнению ряда авторов «в период с 1881г по 1904г была предрешена вся дальнейшая судьба России. Все потрясения XXв в нашей стране стали следствием нереализованных потенциалов реформа­торства конца XIX - начала XXвв в аграрном вопросе»,И.В.Скуратов, (5,стр.73). "После денежной реформы конца 90года XIXв оправданней было сделать главный акцент не на ускорение индустриализации страны, а на поиск при­емлемых вариантов завершения аграрной реформы с последующим развер­тыванием процессов в аграрной сфере", В.Т.Рязанов,(1).

После Манифеста 17 октября 1905года, уравнявшего крестьян в правах с другими сословиями и отменившим зависимость крестьянского хозяйства от общины, начинается второй виток экономических и социальных преобра­зований. На темпы экономического роста повлияло также получение С.Ю Витте в 1906 г. у Франции миллиардного займа, а также начало в 1906г. Сто­лыпинской аграрной реформы, основные положения которой Витте разрабо­тал в 1903-1904гг. Сельское хозяйство стало развиваться более интенсивно. Темпы роста продукции впервые за историю России обгоняли темпы роста численности населения: в 1885-1900гг соответсвующие показатели составили 2,6-1,4% и в 1900- 1913гг 3,0-2,0%,В.А.Мельянцев,(4).

 

На этом фоне росла динамика промышленного производства. В 90-х годах промышленное производство удвоилось, а производство средств производ- ства утроилось. Выплавка чугуна увеличилась почти втрое, стали –вшестеро,,продукция машиностроения выросла в четыре раза, производство паровозов- в десять раз.

Вместе с тем, к 1913г разрыв по уровню экономического развития ме­жду Россией и ведущими странами Запада увеличился. По размерам подуше­гого ВВП Россия существенно опередила Китай, Индию и Бразилию, практи­чески догнала Японию, но отстала от ведущих стран Запада почти втрое (таб­лица 3). Это объясняется,возможно,тем,что российский «промышленный ры-

вок» едва насчитывал два десятка лет, в то время когда у ведущих стран За- пада аналогичный период занимал почти столетие. На перестройку экономи-

ки в России влияло также засилие самодержавно-бюрократических порядков невысокий уровень производственной и общей культуры, отсталость сельско- го хозяйства, колоссальное расслоение в обществе.

Тем не менее при всех сложно­стях модернизации,развернувшейся в империи в конце XIX-начале XXв, Россия накануне первой мировой войны представляла собой не слаборазвитую, полуколониальную страну, а сравнительно быстро индустриализующуюся державу.Это было общество,.

активно «набиравшее буржуазность», нуждавшееся в черезвычайно грамот-

ном, компетентном управлении.

 

 

Заключение.

В ходе данной работы можно прийти к следующим выводам: российская модернизация экономики разительно отличалась от аналогичных периодов промышленного развития стран Запада. В России индустриализация нача­лась, когда клана буржуазии практически еще не было. Так как инициатором реформ выступило государство, буржуазия, набирающая силу в ходе преоб­разований, искала в нем защиту от конкурентов и кризисных явлений. Рынок подменялся борьбой за государственные заказы, за протекционизм и благо­склонность монархии.

Классический вариант индустриализации для западных держав конца XIX – начала XX веков – это когда внутренние ресурсы страны используются максимально, мобилизуя и используя капитал, технологии, в то время как внешняя колониальная система обеспечивает дешевые сырьевые и людские ресурсы. В России же засилье иностранных капиталов, поощряемое государ­ством, при сохранении архаичных аграрных отношений превращало русскую деревню во «внутреннюю колонию», обеспечивающую развитие индустрии.

Земельная реформа, начатая правительством под руководством П.А. Столыпина после революции 1905 года, стабилизировала внутреннюю обста­новку и имела высокую экономическую и социальную результативность. Но несмотря на эту политику и высокую динамику развития промышленности к 1914 году,Россия вступила в первую мировую войну неподготовленной к за­тяжным боевым действиям. Тех двадцати лет для спокойного эволюционного преобразования страны, о которых говорил П.А. Столыпин, уже не было. Раз­вивающийся в ходе мировой войны внутренний кризис государства, усиле- ние противостояния в обществе, а затем переворот 25 октября 1917 года лишили Россию шанса за­нять место мирового промышленного лидера.

 

 

Список литературы.

 

1.Рязанов В. Т. Экономическое развитие Росcии: реформы и российское

хозяйство в ХIХ-ХХ веке. Cпб.: Наука,1998.

 

2.Сироткин В. Г. Великие реформаторы России. М.: Знание,1991.

 

3. Барышников М. Н. Деловой мир России. М.,:1998.

 

4. Мельянцев В. А. Вопросы истории экономических и политических

отношений в России ХVIII-начала ХХ века //Сборник работ Москов-

ского отделения Российского Научного Фонда. М.: 1996.

 

5. Скуратов И. В. Проблема аграрного реформаторства в России в конце

XIX- начале XX веков // Конференция «Реформы и реформаторы в России: история и современность» Оренбуржского государственного университета, 1997.

 

6. Лапкин В., Паньтин В. Драма российской индустриализаци // Знание -

сила. 1993, № 5.

 

7. Русева Л. Король дипломатов // Смена.1999,№ 3.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Таблица 1

 

Среднегодовые (по пятилетиям) показатели внешней торговли России

 

Вывоз Ввоз Баланс Вывоз хлеба

Годы ___________________________________________________________

В млн. руб. млн. руб. млн. пуд.

1861-1865 226 207 + 19 56,3 79,9

1866-1870 317 318 - 1 95,1 130,1

1871-1875 471 566 - 95 172,4 194,1

1876-1880 527 518 + 9 281,7 287,0

1881-1885 550 494 + 56 300,1 301,7

1886-1890 631 392 +239 332,1 413,7

1891-1895 621 464 +157 296,7 441,1

1896-1900 698 607 + 91 298,8 444,2

 

 

Таблица 2

 

Хлебный вывоз России в период 1886-1895 годов

 

Вывоз хлеба Прочий вывоз Общий вывоз Ввоз

Год _______________________________________________________________________

Млн.пуд. % от урожая Млн.руб. Млн. руб.

1886 274 228 256 484 427

1887 386 15,2 285 332 617 400

1888 541 21,1 434 350 784 386

1889 462 22,5 371 380 751 432

1890 413 18,4 334 348 692 407

1891 385 21,9 348 359 707 372

1892 184 8,7 161 315 476 400

1893 398 13,4 289 310 599 450

1894 630 21,2 373 296 669 554

1895 608 22,7 312 377 689 526

_____________________________________________________________________________

 

Для таблиц В.Лапкиным и В.Панкиным в (6) использованы статистические данные, приведенные в следующих публикациях: «Крат- кий очерк внешней торговли и таможенных доходов России за 1884- 1894 годы» под редакцией В.И. Покровского, Спб., 1896 год; энциклопедический словарь «Гранат», том 36, статья «Россия », 1913 год; А.Ф.Яковлев,”Экономические кризисы России.», М., 1955.

 

Таблица 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: